Найти в Дзене

Как понять, что вам нужен репетитор

Оглавление

Самое главное - не стоит ждать чуда. Например, что ситуация с учёбой сама собой нормализуется. Такое бывает, но крайне редко - когда кто-то долго не учится, а потом берётся за ум. Логично предполагать, что динамика сохранится - будет такой же, как раньше.

И уж тем более не стоит надеяться, что вдруг получится в последнюю неделю выучить весь материал. Ни в коем случае нельзя прозевать момент, когда ситуация выйдет из под контроля. Когда ученик начинает отставать от программы, он перестаёт усваивать учебный материал. А пробелы начинают копиться.

Я всегда говорю родителям, которые ко мне обращаются до одиннадцатого класса: “Спасибо за то, что обратились вовремя”. Благодарю их за предусмотрительность. И наоборот, меня расстраивает то, что некоторые обращаются в последний момент, а при этом уровень знаний, мягко говоря, оставляет желать лучшего.

Итак, я бы предложил начать с составления приблизительного прогноза успеваемости и результатов экзаменов. Если вы не меняете стратегию обучения, то и дальнейшая динамика будет примерно такая же, и оценки примерно те же. А потом соотнести прогноз с желаемым результатом.

От чего зависит результат на экзамене?

От прилежания (насколько ученик готов заниматься самостоятельно, делать домашние задания, прорешивать варианты). В идеале просто прорешивание должно быть в качестве домашней работы.

От природных способностей к изучению предмета

Когда я только начинал преподавать, я был уверен, что глупых детей не бывает, и что любого можно научить, даже обезьяну. Сейчас я со всей уверенностью скажу - бывают.

Были у меня и те, кто видно было, что стараются, самостоятельно занимаются, домашние задания делают, но прогрессируют медленно. Были и обратные примеры. Отъявленный разгильдяй, начальный уровень посредственный, на занятия опаздывает, домашние задания не делает, нередко отменяет занятия, но, зараза, умный, прогрессирует быстро. Схватывал всё на лету. И 82 балла меньше, чем за год, при таком подходе, получил.

Вот он, если бы хоть сколь-либо серьёзно занимался, с такими мозгами мог бы и на 100 баллов написать. Случай, конечно, уникальный, тем не менее, и такое бывает.

От чего, собственно, зависит прогноз?

Первое, и главное - от способностей

Оценить их порой весьма непросто - люди обычно предвзяты по отношению к себе и детям. Отсюда и фразы “Умный, но ленится” - что в переводе на русский означает “Не очень умный”. Отсюда и разговоры, что “ЕГЭ это стресс”. В большинстве случаев они не нервничают, и получают закономерный результат,уверены, что они умнее, и способны на большее. Хотя, конечно, бывают случаи, когда нервничают.

Второе и тоже важное - от желаний самого ученика

Нехватку способностей можно компенсировать сильным желанием, и наоборот, большие способности можно загубить отсутствием желания учиться. Но это не отменяет фактора начальных условий и неравных способностей.

От регулярности и частоты занятий

От школьного учителя

Есть учителя, которые учат хорошо, есть те, которые не учат совсем.

От оставшегося времени

От исходного уровня знаний

Теперь я дам примерные оценки, на что можно рассчитывать, если заниматься с репетитором.

Говорить могу только усреднённо.

При средних способностях, если заниматься один год по два раза в неделю и при среднем прилежании прогнозируемый результат - в районе 70 баллов. Если, конечно, начальный уровень не совсем низкий.

Ясно, что если прилежания больше, то и результат будет выше. Если не два раза в неделю, а один - результат ниже, и так далее. Ясно, что все прогнозы приблизительны и зависят от многих факторов. Тем не менее, какие-то средние цифры я привёл. Это приблизительная честная оценка. Вот как есть. Не реклама из серии любой может написать на 90+.

Ещё раз повторюсь - не каждый может рассчитывать на особые свои способности. Да и на особое прилежание рассчитывать тоже не стоит. Если есть привычка не делать домашние задания или списывать из интернета ГДЗ, то вероятность того, что ученик вдруг начнёт проявлять чудеса прилежания, делать все домашние задания, самостоятельно заниматься и готовиться и перестать жаловаться на нехватку времени - невысока. Во всяком случае, рассчитывать на это я бы не советовал. Хотя, безусловно, это повысит эффективность занятий с репетитором и прогноз результата на экзамен. Существенно повысит.

Ориентир я привёл. Поэтому я советую на подготовку к ЕГЭ брать два года, а не один, если вас не устроит результат ЕГЭ около 70 баллов и средненький ВУЗ.

Как известно, репетиторы не только готовят к ОГЭ и ЕГЭ. Иногда они нужны и для того, чтобы ликвидировать отставание от школьной программы, или, наоборот - для её опережения. Если совсем в общем и кратко - репетитор нужен, когда реальность регулярно не соотносится с ожиданиями.

Ясно, что школьные оценки далеко не всегда объективный показатель, очень часто они бывают завышенными. Поэтому я советую родителям контролировать учёбу их детей не только по оценкам - в идеале самостоятельно, либо с помощью кого-то, кто знает предмет - знакомого, или репетитора. Одним словом, контролер должен быть независим от школы.

Честные учителя, конечно, бывают. Но по моим многолетним наблюдениям, школьная оценка - далеко не всегда объективный показатель знаний. Поэтому - доверяй, но проверяй. Здесь тот случай, когда лучше перебдеть, чем недобдеть. Важно не упустить тот момент, когда понадобится помощь - а то пробелы накопятся, и чем дальше, тем будет сложнее их ликвидировать. Помните об этом. Пожар легче предупредить чем потушить.

А вы что думаете? Согласны, нет? Давайте обсудим. Приглашаю в комментарии. Только давайте, как обычно, общаться вежливо, культурно и конструктивно.