Найти в Дзене
Штрихи и Мазки

«Страна лентяев» Брейгеля – чудесный край или ужасное место?

Ренессанс был одним из самых значимых периодов расцвета культуры. При этом, говоря о Возрождении обычно имеют ввиду итальянское, вспоминая гениальных Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Донателло, Боттичелли… Однако подъем искусства в тот период происходил и по другую сторону Альп. Названный Северным Возрождением, он творился руками и умами не менее великих мастеров: Яна ван Эйка, Маттиаса Грюневальда, Босха, Дюрера и, конечно, Брейгеля, написавшего десятки глубокомысленных полотен, среди которых причудливо-ироничная «Страна лентяев».

«Страна лентяев» Питера Брейгеля Старшего (1567 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Bruegel_d._%C3%84._(1525-1569)_-_Das_Schlaraffenland_-_8940_-_Bavarian_State_Painting_Collections.jpg
«Страна лентяев» Питера Брейгеля Старшего (1567 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Bruegel_d._%C3%84._(1525-1569)_-_Das_Schlaraffenland_-_8940_-_Bavarian_State_Painting_Collections.jpg

Питер Брейгель Старший (ок. 1525 — 1569) — нидерландский живописец и рисовальщик, один из самых известных художников эпохи Северного Возрождения. Точная дата и место его рождения неизвестны, но предполагают, что он родился в крестьянской деревушке Брёгел, название которой и стало его фамилией. Перебравшись в Антверпен (крупный город на севере современной Бельгии), он учился у известных художников и граверов, а со временем был принят в местную гильдию живописцев.

Предполагаемый автопортрет Брейгеля (рисунок «Художник и знаток», ок. 1566 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Google Arts & Culture, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Painter_and_the_Buyer,_ca._1566_-_Google_Art_Project.jpg
Предполагаемый автопортрет Брейгеля (рисунок «Художник и знаток», ок. 1566 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Google Arts & Culture, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Bruegel_the_Elder_-_The_Painter_and_the_Buyer,_ca._1566_-_Google_Art_Project.jpg

У одного из учителей Брейгеля, придворного художника Питера Кука ван Альста, была дочь Майкен (Мария). Когда девушке исполнилось 18 лет, Питер сделал ей предложение. К тому времени ее отец уже умер и просить благословения пришлось у тещи, которую тоже звали Майкен. Суровая женщина поставила Брейгелю условие — после свадьбы он и ее дочь должны переселиться к ней в Брюссель. Зять согласился и вряд ли пожалел о своем решении — госпожа Верхюлст оказалась незаурядной художницей сумевшей многому научить Брейгеля, а впоследствии и его сыновей Питера и Яна, также ставших известными фламандскими живописцами.

Была и еще одна причина по которой теща Брейгеля требовала его переезда. Одно время художник состоял в близких отношениях со своей служанкой и даже чуть не женился на ней. Поэтому Майкен Верхюлст и не хотела чтобы ее зять продолжал видеться с этой девушкой.

В творчестве Питера Брейгеля Старшего центральное место занимают сцены природы, деревни и простого народа. Его по праву считают основателем «крестьянского жанра», в котором виртуозно соединились пейзаж и сцены быта. А за его любовь к изображению крестьян и ремесленников, простых деревенских «мужиков», он даже получил прозвище «Мужицкий». При этом многие картины Брейгеля остроумно связаны с народными пословицами, несут в себе скрытый философский подтекст и аллегорический смысл.

Предполагаемый портрет Питера Кука ван Альста, Майкен Верхюлст и их детей (ок. 1550 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Kunsthaus Zürich, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Coecke_van_Aelst_(attributed_to)_or_Anonymous_-_Pieter_Coecke_van_Aelst,_His_Wife_Mayken_Verhulst_and_Their_Children.jpg
Предполагаемый портрет Питера Кука ван Альста, Майкен Верхюлст и их детей (ок. 1550 г.) / Источник: Wikimedia Commons (Kunsthaus Zürich, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Pieter_Coecke_van_Aelst_(attributed_to)_or_Anonymous_-_Pieter_Coecke_van_Aelst,_His_Wife_Mayken_Verhulst_and_Their_Children.jpg

Одно из подобных произведений — «Страна лентяев», датируемая 1567 годом. Полотно написано масляными красками в желто-коричневой и серо-зеленой гамме на дубовой панели. На ней мы видим гротескную сцену, напоминающую причудливые фантазии Босха. В центре композиции древо на ствол которого, как колесо на ось, насажена столешница. На ее поверхности громоздятся различные блюда, жареные птичьи тушки, яйцо, опрокинутый пустой кувшин, ножки ягненка…

Дерево-стол с изобилием всевозможных яств  / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
Дерево-стол с изобилием всевозможных яств / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

Вокруг дерева лежат трое мужчин, и до чего же это необычная троица! Первый из них раскинулся навзничь. На нем белая сорочка, костюм розово-коричневого цвета и пелиссон — подбитая мехом длинная верхняя одежда с рукавами. Широко раскрытыми глазами он смотрит в небо, ловя приоткрытым ртом капли вина из кувшина над ним, и на лице застыло глупое выражение. А ведь этот человек судя по всему далеко не глупец! Письменные принадлежности на поясе, лист бумаги с заметками и толстая книга в кожаном переплете с серебряными застежками, выдают в нем ученого человека — писаря или клирика.

«Ученый» с атрибутами своей профессии: книга, бумага, письменные принадлежности / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
«Ученый» с атрибутами своей профессии: книга, бумага, письменные принадлежности / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

А вот его сосед слева, осоловело лежащий на боку, человек явно более простой и приземленный. Он крестьянин, на что указывает придавленный им цеп — сельскохозяйственное орудие для молотьбы, то есть отделения зерен от колосьев. На нем простая бежевая рубаха и светло-оливковые штаны.

Крестьянин, лежащий на цепе — орудии своего труда / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
Крестьянин, лежащий на цепе — орудии своего труда / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

Их третий товарищ и вовсе спит, подложив под голову попону. Он одет в кольчугу и красные штаны с черными полосками, а рядом валяются небрежно брошенные латная рукавица и турнирное копье. Стало быть он рыцарь, и следовательно принадлежит к знати. Таким образом Брейгель изобразил все основные сословия своего времени.

Спящий рыцарь, отбросивший свое копье и доспехи / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
Спящий рыцарь, отбросивший свое копье и доспехи / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

И то, как он это сделал, далеко не случайно! Вся троица лежит головами к стволу-оси, а их тела расходятся в стороны подобно спицам колеса (распространенный символ: колесо фортуны, инь и ян, круговорот сансары и т.д.). Если же мы будем обходить его по часовой стрелке, то увидим как оцепенелое бодрствование первого человека, через полудрему второго, сменяется глубоким сном третьего. А вместо четвертой «спицы» и вовсе оловянное блюдо с жареным гусем! Круг замкнулся, этот путь ведет в никуда...

Жареный гусь — компаньон компании лентяев / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
Жареный гусь — компаньон компании лентяев / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

Картина пронизана духом символизма, что проявляется даже в выборе цвета: черные рукава, белая рубаха, красные штаны. И еще позы и мимика: глупая мина на лице ученого, чье призвание размышлять; ленивая расслабленность крестьянина, привыкшего тяжело трудиться; безмятежный сон рыцаря, забывшего про бдительную службу...

Оруженосец рыцаря ждет, пока еда сама не свалится ему в рот / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
Оруженосец рыцаря ждет, пока еда сама не свалится ему в рот / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

Что с ними случилось? Быть может нам удастся отыскать подсказку в том, что их окружает? Однако остальная часть полотна вызывает еще большее недоумение. К примеру, мы видим оруженосца рыцаря выглядывающего из низкого, похожего на конуру строения, крыша которого усеяна пирогами. Задрав голову, он ждет пока лакомство в виде жареного голубя само не прилетит ему в рот (птицу по ошибке замазали при реставрации).

В сказках дорогу в край вечного изобилия надо было... проесть / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
В сказках дорогу в край вечного изобилия надо было... проесть / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

Уж чего-чего, а недостатка в яствах здесь нет! Еда повсюду. Громоздится холмами каши или пудинга (в одном из них проеден ход из которого свешивается едок с большой ложкой — только так можно попасть в страну вечного изобилия). Молочным морем омывает берега. Колбасами обвивает жерди ограды. Растет на ветвях и прямо из земли. Валяется под ногами. Даже ходит и бегает — взгляните только на вареное всмятку яйцо на ножках или жаренного поросенка дефилирующего с ножом в румяном боку! Сюрреалистическая сцена, заставляющая сомневаться в реальности происходящего.

Еда: растущая на деревьях, валяющаяся повсюду и даже... бегающая! / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)
Еда: растущая на деревьях, валяющаяся повсюду и даже... бегающая! / Источник: Wikimedia Commons (фрагмент фото, Public domain, ссылку см. в начале статьи)

Так что это за странное место? Ответ кроется в названии картины, которое на нидерландском языке звучит как Лёйлеккерланд (Luilekkerland), что буквально означает «Страна лентяев и сладкоежек». Это отсылка к нидерландской пословице: «Geen ding is er gekker dan lui en lekker» («Нет ничего более глупого, чем ленивый сластена»). Таким образом, картина Брейгеля изображает сказочную «страну лентяев и обжор» — землю с молочными реками и кисельными берегами. Край, где водятся жареные звери, вместо камней валяется сыр, а дома сделаны из пряников. Место, где все наоборот: труд считается грехом и за него наказывают, а безделье почитается добродетелью и вознаграждается.

Идея сказочной страны, где всего в избытке и не надо работать, восходит еще к античным поэтам. Мечту о месте вечного отдыха и гастрономического изобилия с энтузиазмом подхватили средневековые авторы, что неудивительно, учитывая голод и тяжелые условия жизни того времени. С тех пор описание чудесного края присутствует в фольклоре самых разных народов. В русских сказках это «Молочные реки, кисельные берега», в немецких — Шлараффенланд (Schlaraffenland), в английских и французских — Кокань (The Land of Cockaigne. Pays de Cocagne).

Получается Питер Брейгель изобразил утопию, идеальную страну? На самом деле он высмеивает праздность, обжорство и вседозволенность, демонстрируя что безделье и неумеренность ведут не к блаженству, а к деградации. Ведь разве люди на картине выглядят счастливыми? Скорее они пребывают в тупом оцепенении, опустошенные духовно, утратившие волю и смысл.

Шлараффенланд — сказочная страна изобилия, изображенная на открытках Оскара Херрфурта (нач. XX в.) / Источник: Wikimedia Commons (коллаж фото со страницы, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cockaigne
Шлараффенланд — сказочная страна изобилия, изображенная на открытках Оскара Херрфурта (нач. XX в.) / Источник: Wikimedia Commons (коллаж фото со страницы, Public domain) https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Cockaigne

Картина Брейгеля «Страна лентяев» — это критика примитивных представлений человека о счастье, как о праздности и неограниченном потреблении материальных благ. Причем речь идет о людях всех сословий, для чего Брейгель изобразил на картине ученого, крестьянина и рыцаря. И хотя полотно было написано в XVI веке, она актуально и сегодня, как сатира на современное «общество потребления».

|Справка| Полное название картины – «Страна лентяев» (Luilekkerland). Автор – Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude). Жанр – аллегория. Дата – 1567 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 52 x 78 см.

Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!