Ренессанс был одним из самых значимых периодов расцвета культуры. При этом, говоря о Возрождении обычно имеют ввиду итальянское, вспоминая гениальных Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Донателло, Боттичелли… Однако подъем искусства в тот период происходил и по другую сторону Альп. Названный Северным Возрождением, он творился руками и умами не менее великих мастеров: Яна ван Эйка, Маттиаса Грюневальда, Босха, Дюрера и, конечно, Брейгеля, написавшего десятки глубокомысленных полотен, среди которых причудливо-ироничная «Страна лентяев».
Питер Брейгель Старший (ок. 1525 — 1569) — нидерландский живописец и рисовальщик, один из самых известных художников эпохи Северного Возрождения. Точная дата и место его рождения неизвестны, но предполагают, что он родился в крестьянской деревушке Брёгел, название которой и стало его фамилией. Перебравшись в Антверпен (крупный город на севере современной Бельгии), он учился у известных художников и граверов, а со временем был принят в местную гильдию живописцев.
У одного из учителей Брейгеля, придворного художника Питера Кука ван Альста, была дочь Майкен (Мария). Когда девушке исполнилось 18 лет, Питер сделал ей предложение. К тому времени ее отец уже умер и просить благословения пришлось у тещи, которую тоже звали Майкен. Суровая женщина поставила Брейгелю условие — после свадьбы он и ее дочь должны переселиться к ней в Брюссель. Зять согласился и вряд ли пожалел о своем решении — госпожа Верхюлст оказалась незаурядной художницей сумевшей многому научить Брейгеля, а впоследствии и его сыновей Питера и Яна, также ставших известными фламандскими живописцами.
Была и еще одна причина по которой теща Брейгеля требовала его переезда. Одно время художник состоял в близких отношениях со своей служанкой и даже чуть не женился на ней. Поэтому Майкен Верхюлст и не хотела чтобы ее зять продолжал видеться с этой девушкой.
В творчестве Питера Брейгеля Старшего центральное место занимают сцены природы, деревни и простого народа. Его по праву считают основателем «крестьянского жанра», в котором виртуозно соединились пейзаж и сцены быта. А за его любовь к изображению крестьян и ремесленников, простых деревенских «мужиков», он даже получил прозвище «Мужицкий». При этом многие картины Брейгеля остроумно связаны с народными пословицами, несут в себе скрытый философский подтекст и аллегорический смысл.
Одно из подобных произведений — «Страна лентяев», датируемая 1567 годом. Полотно написано масляными красками в желто-коричневой и серо-зеленой гамме на дубовой панели. На ней мы видим гротескную сцену, напоминающую причудливые фантазии Босха. В центре композиции древо на ствол которого, как колесо на ось, насажена столешница. На ее поверхности громоздятся различные блюда, жареные птичьи тушки, яйцо, опрокинутый пустой кувшин, ножки ягненка…
Вокруг дерева лежат трое мужчин, и до чего же это необычная троица! Первый из них раскинулся навзничь. На нем белая сорочка, костюм розово-коричневого цвета и пелиссон — подбитая мехом длинная верхняя одежда с рукавами. Широко раскрытыми глазами он смотрит в небо, ловя приоткрытым ртом капли вина из кувшина над ним, и на лице застыло глупое выражение. А ведь этот человек судя по всему далеко не глупец! Письменные принадлежности на поясе, лист бумаги с заметками и толстая книга в кожаном переплете с серебряными застежками, выдают в нем ученого человека — писаря или клирика.
А вот его сосед слева, осоловело лежащий на боку, человек явно более простой и приземленный. Он крестьянин, на что указывает придавленный им цеп — сельскохозяйственное орудие для молотьбы, то есть отделения зерен от колосьев. На нем простая бежевая рубаха и светло-оливковые штаны.
Их третий товарищ и вовсе спит, подложив под голову попону. Он одет в кольчугу и красные штаны с черными полосками, а рядом валяются небрежно брошенные латная рукавица и турнирное копье. Стало быть он рыцарь, и следовательно принадлежит к знати. Таким образом Брейгель изобразил все основные сословия своего времени.
И то, как он это сделал, далеко не случайно! Вся троица лежит головами к стволу-оси, а их тела расходятся в стороны подобно спицам колеса (распространенный символ: колесо фортуны, инь и ян, круговорот сансары и т.д.). Если же мы будем обходить его по часовой стрелке, то увидим как оцепенелое бодрствование первого человека, через полудрему второго, сменяется глубоким сном третьего. А вместо четвертой «спицы» и вовсе оловянное блюдо с жареным гусем! Круг замкнулся, этот путь ведет в никуда...
Картина пронизана духом символизма, что проявляется даже в выборе цвета: черные рукава, белая рубаха, красные штаны. И еще позы и мимика: глупая мина на лице ученого, чье призвание размышлять; ленивая расслабленность крестьянина, привыкшего тяжело трудиться; безмятежный сон рыцаря, забывшего про бдительную службу...
Что с ними случилось? Быть может нам удастся отыскать подсказку в том, что их окружает? Однако остальная часть полотна вызывает еще большее недоумение. К примеру, мы видим оруженосца рыцаря выглядывающего из низкого, похожего на конуру строения, крыша которого усеяна пирогами. Задрав голову, он ждет пока лакомство в виде жареного голубя само не прилетит ему в рот (птицу по ошибке замазали при реставрации).
Уж чего-чего, а недостатка в яствах здесь нет! Еда повсюду. Громоздится холмами каши или пудинга (в одном из них проеден ход из которого свешивается едок с большой ложкой — только так можно попасть в страну вечного изобилия). Молочным морем омывает берега. Колбасами обвивает жерди ограды. Растет на ветвях и прямо из земли. Валяется под ногами. Даже ходит и бегает — взгляните только на вареное всмятку яйцо на ножках или жаренного поросенка дефилирующего с ножом в румяном боку! Сюрреалистическая сцена, заставляющая сомневаться в реальности происходящего.
Так что это за странное место? Ответ кроется в названии картины, которое на нидерландском языке звучит как Лёйлеккерланд (Luilekkerland), что буквально означает «Страна лентяев и сладкоежек». Это отсылка к нидерландской пословице: «Geen ding is er gekker dan lui en lekker» («Нет ничего более глупого, чем ленивый сластена»). Таким образом, картина Брейгеля изображает сказочную «страну лентяев и обжор» — землю с молочными реками и кисельными берегами. Край, где водятся жареные звери, вместо камней валяется сыр, а дома сделаны из пряников. Место, где все наоборот: труд считается грехом и за него наказывают, а безделье почитается добродетелью и вознаграждается.
Идея сказочной страны, где всего в избытке и не надо работать, восходит еще к античным поэтам. Мечту о месте вечного отдыха и гастрономического изобилия с энтузиазмом подхватили средневековые авторы, что неудивительно, учитывая голод и тяжелые условия жизни того времени. С тех пор описание чудесного края присутствует в фольклоре самых разных народов. В русских сказках это «Молочные реки, кисельные берега», в немецких — Шлараффенланд (Schlaraffenland), в английских и французских — Кокань (The Land of Cockaigne. Pays de Cocagne).
Получается Питер Брейгель изобразил утопию, идеальную страну? На самом деле он высмеивает праздность, обжорство и вседозволенность, демонстрируя что безделье и неумеренность ведут не к блаженству, а к деградации. Ведь разве люди на картине выглядят счастливыми? Скорее они пребывают в тупом оцепенении, опустошенные духовно, утратившие волю и смысл.
Картина Брейгеля «Страна лентяев» — это критика примитивных представлений человека о счастье, как о праздности и неограниченном потреблении материальных благ. Причем речь идет о людях всех сословий, для чего Брейгель изобразил на картине ученого, крестьянина и рыцаря. И хотя полотно было написано в XVI веке, она актуально и сегодня, как сатира на современное «общество потребления».
|Справка| Полное название картины – «Страна лентяев» (Luilekkerland). Автор – Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude). Жанр – аллегория. Дата – 1567 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 52 x 78 см.
Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!