Северное Возрождение, этот колоссальный подъем культуры европейских стран лежащих к северу от Альп, явил миру множество выдающихся художников. Альбрехт Дюрер, Ян ван Эйк, Босх… этот список блестящих имен можно продолжать вечно. И одно из самых известных среди них – Питер Брейгель Старший. Его картины потрясающе детализированы, наполнены символами, пронизаны народным духом. И сегодня мы посмотрим на одну из его работ, «Крестьянскую свадьбу».
Картина «Крестьянская свадьба» была написана Брейгелем в 1568 году, масляными красками на дубовой панели. Яркими контрастными тонами он изобразил праздник давший название картине. Мы видим немного утрированные изображения людей собравшихся на гумне в большом деревянном сарае, с утоптанным земляным полом. Здесь установлены на скорую руку сколоченные столы, за которыми едят и пьют гости, празднуя свадьбу. Снуют разносчики супа и каши, пара музыкантов держат волынки, народ толпится в проходе…
Питер Брейгель Старший (ок. 1525 – 1569) – нидерландский рисовальщик и художник, мастер пейзажа и бытового жанра. Особенно он любил изображать крестьян, за что и получил прозвище «Мужицкий». Дал начало целой династии известных художников, в числе которых его сыновья: Питер Брейгель Младший («Адский») и Ян Брейгель Старший («Райский»).
Присмотримся к картине внимательнее. Начнем с неочевидного, но одного из главных участников действа, а именно… амбара. С первого взгляда можно не заметить, но задний фон на самом деле не стена, а сложенные снопы пшеницы. Пара из них висит на деревянных граблях. Пшеница еще не обмолочена. Обычно этим занимались в период с сентября по январь, в это же время играли свадьбы. Образ заполненного амбара в то время значил очень многое – ведь зерновые, в виде хлеба и каши, составляли существенную часть крестьянского стола. Поэтому и поводов для радости здесь два: победа над голодом и свадьба.
Кстати об этом, где же главная участница торжества – невеста? Она сидит на почетном месте, задрапированном темно-зеленым покрывалом, перед которым висит бумажный фонарик. Эта девушка – единственная женщина с непокрытой головой, ее ниспадающие на плечи локоны украшены свадебным венцом. Сегодня она в последний раз появляется на людях с распущенными волосами, после свадьбы, как и другие замужние женщины, она будет убирать их под платок.
Невеста молчит – по обычаю, пока не придет время, ей нельзя ни говорить, ни есть. Тогда как остальные празднующие демонстрируют оживленность, ее облик говорит о дремотной безмятежности: руки сложены перед собой, глаза полуприкрыты, на щеках играет румянец. По традиции в день свадьбы невесте не полагалось что-либо делать. Жизнь крестьянки была полна тяжелого каждодневного труда: уход за детьми, приготовление еды, работы во дворе и в поле… и буквально лишь раз в жизни, в день своей свадьбы, ей разрешалось побездельничать.
Отыскав на картине невесту, поищем и жениха. Рядом с ней его нет, она сидит меж двух женщин. Быть может это зрелый мужчина напротив, в черном пальто и зеленой шляпе? Или юноша с глуповатым лицом, облизывающий ложку и демонстрирующий пустую тарелку? Или мужчина в красной шапке, передающий на стол тарелки и вытянувший руку в направлении невесты? Или все-таки жениха усадили во главе столе, где на пустующем месте виднеется задумчивая собачья морда?
Здесь Брейгель задает нам одну из своих многочисленных загадок. Как вариант, новобрачного здесь и нет вовсе, ведь по обычаю жениху до вечера присутствовать на свадьбе не позволялось. Или жених – это мужчина в темно-зеленом костюме, наполняющий кувшины молодым вином. Его спокойное лицо, исполненное чувством собственного достоинства, удивительно напоминает «Портрет молодого человека» Дюрера.
А Вы как считаете, кто наиболее вероятная кандидатура на роль жениха? Ответ пишите в комментариях.
Пока мы искали молодоженов, невольно обшарили глазами всю картину. И здесь есть на что посмотреть! Каждый персонаж достоин внимания. Например, в нижнем левом углу полотна, сидящий на полу ребенок в красном берете с павлиньим пером. На его поясе висит небольшой нож. В ту пору это был самый распространенный инструмент, которым можно было выстрогать пастуший посох, почистить рыбу, нарезать хлеб…
Или вот несет тарелки, на снятой с петель двери, один из разносчиков. Из его шляпы торчит ложка – видимо он из безземельных крестьян. Не имея своего хозяйства, мужчина вынужден перебиваться случайными заработками, нанимаясь на время сбора урожая или жатвы, либо, как в данном случае, работая прислугой на праздниках. Он часто кочует с места на место и весь его дорожный багаж состоит из деревянной ложки и пары вещей уложенных в суму, ремень которой перекинут через плечо.
Как для контраста, рядом с ним изображен сидящий на перевернутом ушате мужчина с бородой, в черном бархатном костюме. Он подпоясан шпагой – признак если не аристократа, то богатого горожанина. Этот господин беседует с монахом, что не случайно: сословия дворян и священнослужителей были тесно связаны, младшие сыновья лордов часто занимали церковные посты.
Картина изобилует деталями. Здесь и сидящая в корзине птица, и старик на единственном стуле (либо нотариус, удостоверяющий брак, либо отец невесты, тогда пожилая женщина между ними – ее мать), и темный хлеб (белый для крестьян под запретом), и двойной фонарик над невестой (намек на беременность?)… всего не перечислить!
«Крестьянская свадьба» Брейгеля – одна из трех его картин изображающих веселящийся народ, наряду со «Свадебным танцем» и «Крестьянским танцем». Существует множество теорий о скрытом аллегорическом смысле картины, но вероятнее всего она просто изображает повседневную жизнь крестьян в XVI веке. Что нисколько не умаляет ее ценности.
|Справка| Полное название – «Крестьянская свадьба» (De boerenbruiloft). Автор – Питер Брейгель Старший (Pieter Bruegel de Oude). Жанр – жанровая живопись («крестьянский жанр»). Стиль – фламандский маньеризм. Дата создания – 1568 г. Материалы: масло, дерево. Размеры: 113 x 164 см.
Еще больше интересного в телеграм-канале и ВК-группе, присоединяйтесь!