Как культовый текст отечественной литературы видится столичным авторам – композитору Егору Шашину и автору либретто Евгению Муравьеву, а также главному режиссеру театра Андрею Подскребкину? Открыл ли жанр мюзикла новые смыслы в знаменитом романе? Оправдались ли ожидания зрителей?
Бендер «вскрывает» людей
Этот спектакль планировался к постановке в Дзержинске несколько лет назад. Но по разным причинам, главная из которых – пандемия коронавируса, премьера состоялась только в конце мая 2024 года.
«Спектакль – это мое прочтение романа теми средствами, которые у меня есть. Кто-то увидит в нашем спектакле только веселую историю, а кто-то поймет, что «Золотой теленок» – суперсовременное произведение»,говорит Андрей Подскребкин.
Вячеслав Рещиков в роли Остапа – неунывающий плут, стойко переносящий удары судьбы. «Бендер любит жизнь и всё, что к ней прилагается», – считает актер. Многие знаменитые артисты мечтали сыграть Остапа (например, недавно ушедший от нас Александр Ширвиндт). Вячеслав не мечтал, хотя культовый персонаж всегда импонировал ему. В то же время артист Рещиков «в жизни вряд ли похож» на своего героя – «если только подвижностью и стремлением к достижению цели». Советская критика относилась к Остапу снисходительно. Признавала его артистические способности, но всегда и везде подчеркивала, что перед нами жулик и мошенник.
«Бендер чтит Уголовный кодекс, значит, перед законом чист, а простые граждане сами любят обманываться»,встает на защиту своего героя Вячеслав.
Иван Никулин в роли Шуры Балаганова – безусловное попадание актера в образ. Исполнитель роли Шуры в художественном фильме 1968 года Леонид Куравлев рассказывал: «Режиссер сказал мне – играй дворняжку!». Балаганов в исполнении Ивана Никулина – кто угодно, только не жалкая дворняжка. Он одновременно и смешной, и брутальный. Больше того – никулинский Балаганов в дуэте с Бендером, как мне кажется, в какие-то моменты начинает откровенно перетягивать одеяло на себя, выходя на первый план сценического действия. Режиссер считает, что это нормально.
И объясняет почему.
«Остап «вскрывает» окружающих людей, побуждая их на действие, что прописано в самой структуре романа Ильфа и Петрова. Люди становятся ярче, авантюрнее, чем в жизни. Нужно помнить, что Остап в «Золотом теленке» – совсем другой человек, нежели в «12 стульях». Потому что пережил клиническую смерть»,считает Андрей Подскребкин.
Маленький подвиг поющих актёров
В мюзикле артисты должны петь и танцевать, а в Дзержинске, мягко говоря, не театр оперетты. Получилось ли всё так, как должно быть в нормальном музыкальном спектакле? В Дзержинске есть замечательные поющие артисты, которые уже многое доказали. Одна из самых заметных «певиц» – выпускница нижегородской консерватории Мария Евстигнеева, которая запомнилась многим ролью Лизаветы Ивановны в «Пиковой даме». Некоторым зрителям показалось, что не все артисты поют вокальные партии сами.
«У нас все артисты поют своими голосами. Записи присутствуют, но это обычная практика, необходимая для поддержки звукового баланса в зале»,опровергает слухи Мария.
Сложно ли было одновременно играть, петь и танцевать?
«Музыкальный материал, несмотря на легкость подачи, на самом деле не самый простой: много хроматизмов, модуляций, ритмических сдвигов и так далее. Важно понимать: то, что мы его освоили в таком объеме в такой короткий срок – наш личный маленький подвиг. Что касаемо меня: музыкально я старалась придать своей партии близко речевые обороты, как диктует жанр. Мне кажется, у такого исполнения есть свои плюсы»,убеждена Мария Евстигнеева.
В главной роли – массовка?
Андрей Подскребкин особо выделяет работу Марии Евстигнеевой и хормейстера Артёма Герасимова, который, помимо чисто технических обязанностей, сыграл роль Паниковского. Паниковский у Герасимова – прикольный старичок, веселящий публику, которого, в общем, не жалко. Музыкальный спектакль, похоже, не предполагает глубокого прочтения хрестоматийного образа. Здесь главное – музыка.
«Музыкальное наполнение спектакля – дело безумно трудоемкое, тут была нужна слаженная работа команды. Особая роль у хореографа. Михаил Захаров поставил потрясающие танцы с возможностью раскрытия образа каждого персонажа»,говорит режиссер.
Отдельная тема – массовка, состоящая из молодых строителей социализма, поданных то в водевильном ключе, то в угрожающе бюрократическом. В нашем случае массовка в спектакле – как древнегреческий хор – главный герой действия. Как минимум – всезнающий комментатор поступков главных героев, который не дает спектаклю распасться на ряд независимых друг от друга сцен-фельетонов, цементирует его.
Герои – на переднем плане, массовка – на заднем. Но за кем конкретно в том или ином эпизоде наблюдает зритель, на кого он больше обращает внимание – вопрос, прямо скажем, открытый. Настолько выразительны лица, голоса, песни и танцы актеров и актрис «второго плана». Андрей Сергеевич соглашается, что роль массовки в спектакле сознательно акцентирована, чего, кстати, абсолютно нет в либретто Евгения Муравьева.
«У авторов массовка отсутствует. Вернее, она появляется только в момент песни. А к песне мы должны подойти из чего-то. В этом и заключалась моя задача»,говорит режиссер.
Для разного зрителя
Я бы разделил зрителей «Золотого теленка» на две части. Первая – это преданные фанаты книги, знающие ее практически наизусть. Вторая категория – более молодое поколение, для которых романы Ильфа и Петрова уже не являются в полной мере культовыми. В частности, молодые люди уже не говорят в повседневной жизни языком героев книг Ильфа и Петрова, не цитируют Бендера к месту и не к месту. Им важны в большей степени песни, пляски, атмосфера.
Спектакль, как мне кажется, будет интересен и тем, и другим. Другое дело, что молодые люди, не знакомые с текстом, после просмотра спектакля могут прочитать книгу. Именно к этому и стремился режиссер Подскребкин:
«Задача моей работы состоит в том, чтобы люди, не читавшие Ильфа и Петрова, взяли и прочитали книгу. Надеюсь, что это произойдет».
Мнения
Наталья Белькович:
«Любимый Дзержинский драматический театр вновь покорил мое сердце блистательной премьерой! «Золотой теленок» по мотивам романа Ильфа и Петрова в постановке Андрея Подскребкина получился настолько ярким, фееричным, динамичным, что хотелось тысячу раз кричать «Браво!». Впитывала каждое слово (ох уж эти остроумные крылатые фразы), ловила каждый жест актеров (тандем Шура Балаганов – Паниковский – отдельная любовь) … Вячеслав Рещиков, Артем Баранов, Иван Никулин, Артем Герасимов, Денис Мартынов – вы восхитительны в любой роли, в которой я вас видела, но насколько же сегодняшние роли ваши! Сыграли гениально, спасибо за этот вечер! Аплодирую стоя! Это было прекрасное завершение театрального сезона».
Татьяна Резяпова:
«Золотой теленок» получился ярким, динамичным и насыщенным – прекрасное исполнение оригинала. Игра актеров, песни, музыкальное сопровождение и хореография всё было на высоте! Каждый раз, когда я прихожу в театр, удивляюсь безграничному таланту всех причастных к созданию новых спектаклей».
Анастасия Савоста:
«Были на премьере «Золотого теленка». Могу сказать точно, что я стала фанаткой нашего театра драмы. Каждый спектакль – это шедевр, где можно посмеяться, поплакать и уйти в размышления. «Золотой теленок» – это легкий мюзикл, который также не оставил нас равнодушными. Великолепный Остап Бендер вообще мало кого может оставить равнодушным. Я просто обожаю Артема Герасимова, смотрю всегда с восхищением, даже и не представляла другого актера в роли Паниковского».
Ольга Краевая:
«Потрясающий спектакль! Игра каждого актера, массовка просто бесподобны, хочется смотреть на каждого, но не хватает глаз. Юмор в каждом жесте, в каждом участке декорации. Красная надпись «Берег» – это шедеврально!».
Напомним, премьера спектакля «Можно попросить Нину?» состоялась в Дзержинске.
Сергей АНИСИМОВ
Фото автора и из открытых источников