Иван Купала - в народном календаре один из главных праздников года. В народной традиции почитается как день летнего солнцеворота. Как и Рождество, считается временем откровения тайн природы, когда растворяются небеса и земля, «играет» или останавливается солнце, говорят растения и животные, вода превращается в вино, обнажаются клады. Ночь накануне Ивана Купалы превосходит день по своему ритуальному «наполнению». Эта ночь признаётся временем наибольшего разгула нечистой силы.
Защита от ведьм составляет основное содержание купальской обрядности, представляющей собой сложный комплекс ритуалов и верований: сбор трав и цветов, украшение зеленью домов и построек, людей, скота, хождение к воде, купание, обливание водой, пускание по воде венков и трав, разжигание костров, танцы, песни, перепрыгивание через огонь, символическое уничтожение нечистой силы, отслеживание и отпугивание ведьм, поверья об «игре» солнца и других чудесах природы.
Обряды с зеленью
Сбор растений накануне нашёл отражение в народных названиях праздника: Иван Травник.
Об обычаях плетения венков и опоясывания полынью в Иванов день сохранилось множество средневековых свидетельств. Народный обычай носить при себе полынь как оберег от русалок и ведьм оставался широко распространённым в украинской и белоруской обрядности вплоть до начала ХХ века.
Отправлялись за травами в Иванов день до восхода солнца, так как, по поверьям, целебные свойства сохраняют лишь те растения, которые не успеет осветить солнце. Собирали не только лечебные травы, но и растения-обереги (крапиву, полынь, ветки колючих кустарников), а также травы и цветы, предназначенные для гаданий, для обрядовых венков и букетиков, растений для изготовления веников, мётел, корзин.
В каждой местности был известен особый набор так называемых «ивановских» трав, которые следовало собирать именно в день Ивана Купалы.
Некоторые поверья отмечают связь «ивановских трав» с мифическими существами и нечистой силой (например с русалками, духами болезней). В соответствии с украинскими поверьями, целебные травы выращивают русалки и мавки, которые знают все их лечебные свойства.
Основное обрядовое использование купальской зелени связано с обычаем затыкать ветки и травы за окна и двери, под крышу, в щели домов и всех хозяйственных построек, украшать её жилище изнутри. Люди также сами носили ветки, прикрепляли цветы и букетики к одежде, накручивали зелень на рога коровам. Эти действия мотивировались чаще всего стремлением защитить себя, свои дома, скот от ведьм, русалок, духов болезней и другой нечистой силы. В некоторых местах венки из «ивановских» трав относили на кладбище и вешали на могильные кресты.
В завершение праздника Ивана Купала использованную в обрядах зелень сжигали или избавлялись от неё во время гаданий: бросали венки и букеты в воду, забрасывали их на крыши домов, на деревья, бросали в поле, на огород. Гуцулы Закарпатья собранный папоротник сносили в кучу и забрасывали камнями, либо избивали растущий папоротник палками.
Особая выделенность папоротника среди других растений объясняется тем, что его считали дьявольским и вместе с тем чудесным зельем. В Нижегородской области собирая «ивановские» растения, папоротники брать не решались, называя его «колдовской» травой. В других местах, наоборот он был главным в ряду растений: большие пучки папоротника подвешивали в хлеву против ведьм (Полесье). У всех славян известны поверья о колдовских свойствах его расцветающего ночью цветка.
Ещё одним растительным символом праздника выступает обрядовое деревце, используемое как украшение двора и как ритуальный предмет, сжигаемый в купальском костер.
Широкая распространение получили гадания пл купальской зелени: «ивановские» букетики по числу домочадцев подвешивали на ночь под крышей дома, а утром проверяли, который из них завял, это считалось предвестием болезни или смерти. Известны также ивановские гадания по венкам, брошенным в воду или забрасываемым на деревья.
Купала
Обрядовое умывание, обливание, купание в Иванов день встречается у всех славян, но эти действия могли относиться к разным моментам купальской обрядности.
У русских купание часто происходило в момент бросания в воду обрядового деревца, венков, зелени, чучела либо было приурочено к заключительному моменту празднества: к воде купаться или обливаться водой бежали на рассвете Иванова дня, когда купальский костёр полностью догорал. У русских обычай купаться относился к кануну Ивана Купалы (Аграфена Купальница). В Новгородской губернии девушки купались с цветами и травами, гадая по ним в воде. В южнорусских областях обливали друг друга водой и окропляли домашний скот.
Вообще во многих местах купание в реках разрешалось только с Ивана Купалы.
Разновидностью обрядового умывания было хождение на «ивановскую росу». Ей приписывалась особая магическая сила. Сумевшие собрать такую росу женщины использовали её для увеличения надоев молока и других магических целях.
Купальские костры
На Украине и в Белоруссии возжигание костров в канун Ивана Купалы - центральный акт купальской обрядности. Костры раскладывали за селом, на выгоне, на возвышенном месте, у реки, над водой, на паровом поле или возле засеянного поля ржи, пшеницы, а также на границах сёл, на развилках и перекрёстках дорог, под большим одиноким деревом на открытом месте.
Целью разведения костров в большинстве случаев считалось «сожжение ведьмы», отпугивание её, изгнание из села или «разоблачение» сельской ведьмы, которая якобы не могла не прийти к огню в эту ночь.
Молодёжь заранее готовила материал для костра: хворост, ветки, дрова, жерди, сломанные ворота, заборы, старые мётлы, корзины, ветхую обувь, смоляные бочки, колёса, оставшуюся от Троицы зелень.
Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. В разных традициях имеются свидетельства о требовании разжигать купальский костёр непременно «живым» огнём, добытым трением, кое-где огонь от этого костра несли домой и разводили новый огонь в очаге. К огню должны были выйти все женщины села, т. к. не пришедшая подозревалась в ведьмарстве. Прыжкам через костёр придавался прежде всего охранительный и очистительный смысл: прыгают через огонь чтобы очистить себя и предохранить от немочей, порчи, заговоров, чтобы русалки не нападали и не приходили в течении года, «кому удаётся ловко перепрыгнуть, тому Купало не в состоянии будет повредить в продолжении года». Девушку, не перепрыгнувшую через костёр, называли ведьмой, её обливали водой, хлестали крапивой, как не прошедшую «очищения» купальским огнём.
Если парень и девушка перепрыгивая через костёр не разожмут рук или за ними полетят искры, то они поженятся.
В восточном Полесье купальский костёр нередко могла заменять охапка воткнутых в песочную кучу трав (чаще всего крапива), через неё так же перепрыгивали, как и через огонь.
Особая разновидность купальских костров - огни на воде - известна в Полесье: подожжённые пуки соломы пускали по течению Припяти.
Приметы
Первый покос. Выходи на косовицу (Южн.).
Ведьмы собираются на Лысой горе (Киев): день ведьм, оборотней, колдунов.
Проказы нежити (домовых, водяных, леших, русалок).
Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).
Коли до Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (Южн.).
До Ивана просите детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу.
После Ивана не надо жупана (Южн.).
На Иванову ночь звездно — много губ будет (грибов).
На Ивана Купала, кого побьют, пропало (на игрищах и при других шалостях).
Папоротник расцветает в полночь на Ивана Купала (он открывает клады).
На Ивана Купала появляются светляки.
Сильная роса на Ивана — к урожаю огурцов [2].
Читайте также
Подписывайтесь на канал
Примечания
Толстой Н. Славянские древности
2. Даль В. Пословицы русского народа