Найти в Дзене

Приметы на 23 июня. Аграфена Купальница. Канун Ивана Купалы. Ивановская Богородица

Оглавление
Шишкин А. 2015 На Купалу
Шишкин А. 2015 На Купалу

Аграфена Купальница, идущий за ней Иван Купала и ещё через несколько дней Петры-Павлы сливались в один большой праздник, наполненный для земледельца огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий.

Собственно хозяйственной деятельности в день святой Агриппины, как и в последующие праздничные дни, не наблюдалось. Строгих запретов на какой-либо труд не было, но самим праздничным временем предусматривался отказ от обыденных занятий, от производительного труда [6].

Во многих местах имя Купальницы усвоилось вместо других названий. В Переяславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами [1].

В селе Лукоянове (Нижегородская губерния) перед самым Иваном Купалой бывали большой базар и гулянья, известное под названием «Старый Ярило».

На «Старого Ярилу» принято было хоронить божество. Обычно это делалось на холме, на особом месте, называемом Ярилина плешь. Есть сведения, что кое-где изготавливали из глины фигуры Ярилы и Ярилихи, которые потом разбивались и сбрасывались в воду. Сохранились рассказы и о том, что «хоронить» Ярилу доверяли выбранному старику, которого одевали в поношенное платье, а в руки давали небольшой гробик с куклой Ярилы. Старик, сопровождаемый шумной пляшущей, поющей, смеющейся толпой, направлялся в поле и там под плач и вопли женщин закапывал гробик в землю [6].

Банный день. Лютые коренья. Купальница

На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней.

По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась постная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле-Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруде (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу [1].

Этот день считается началом купания, хотя при теплой погоде, конечно, начинают купаться гораздо раньше. Тем не менее в этот день совершается купание в особо торжественной обстановке, с песнями. Купаются в реках, моются и парятся в банях, употребляя при этом для исцеления от болезней разные лечебные и душистые травы, собираемые в этот же день (или накануне). Но старики и старухи избегают купаться до этого дня, почему и говорит народ: «На Аграфену Купальницу старики закутываются» [4].

В самих характеристиках-определениях Аграфены и Ивана отразился и оказался зафиксированным древний ритуал «прохождения через воду», очищения посредством воды и огня в момент наивысшего напряжения сил природы, при переломе года, в период летнего солнцестояния.

Если в день Ивана Купалы народ преимущественно купался в реках, озёрах, прудах, то на Аграфену русские обязательно мылись и парились в банях. Архангелогородцы и жители Подмосковья пол в банях застилали в этот день свежей травою, и девушки парились свежими вениками, связанными из целебных трав.

Специфическим занятием Аграфенина дня была для крестьян лесных и лесостепных районов заготовка веников. Без веника немыслима деревенская жизнь. С его помощью поддерживалась чистота в доме, распаренный в жаркой бане, он лечил и доставлял ни с чем не сравнимое удовольствие, он служил свадебным оберегом и охранителем жилища (в его зелёных ветках нравилось отдыхать дедушке-домовому).

В Орловской губернии, как и в некоторых других местах, уверяли, что веники, срезанные до Иванова дня приносят вред для здоровья.

Обычно веники вязали из берёзовых веток, но всегда заготавливали и специальные (свадебные, лечебные, предназначенные для гаданий), их составляли из различных пород лиственных деревьев, добавляя травянистые растения и цветы. Вологодские веники «на особые случаи» состояли из веток берёзы, ольхи, черёмухи, липы, смородины, калины, рябины и некоторых цветов [6].

Сбор трав и разгул нечисти

Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus). Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии сбирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в склянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы но время игр [1].

Травы в соку, сбор лечебных кореньев.

Накануне (и в ночь) Ивана Купалы собирают лечебные и знахарские коренья и травы [2].

Считают, что собранные с вечера и в ночь под Ивана Купалу травы и коренья имеют большую целебную силу. Бытовала легенда о цветке папоротника, который будто бы раскрывается лишь раз в году, в ночь накануне Ивана Купалы всего на несколько мгновений. Нашедшему этот цветок откроются многие тайны, он станет провидцем, будет богат [4].

Пожалуй, самым главным событием для Аграфены Купальницы был сбор трав, кореньев для лечебных и знахарских целей.

Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах кладов.

На глади заводей и заглохших прудов находили белые кувшинки, называемые в народе «одолень трава», её хранили, чтобы взять в дорогу, так как верили - она спасает путешественника от бед и напастей.

Собирали целебные травы, помогающие при разных недугах, а также крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигали, чтобы избавиться от ненастий и бед.

В Лузском районе (Вятский край) под окошки, в двери и окна втыкают ветки рябины, чтобы в дом не заходила болезнь.

Считалось, что на Аграфену и Купалу начинался разгул всякой нечести. Особенно активными были ведьмы, колдуны, которые устраивали в поле заломы, вынимая со злаков спорину и заменяя её пустыми колосьями, они задаивали коров, отнимая у них молоко, пробиралась в дома в виде змей, чёрных кошек. Предохраняясь от нечисти, крестьяне клали в эту пору на окнах жгучую крапиву, а в дверях скотных дворов ставили молодое осиновое деревце, вырванное непременно с корнем [6].

По народным поверьям, с ночи Аграфены Купальницы на утро Ивана Купалы цветут волшебные травы: сон-трава, тирлич, колюка, папоротник, разрыв-трава, одолень-трава. Важнейшим символом купальских обрядов является цветок иван-да-марья, жёлтый цвет которого воплощает стихию огня, фиолетовый - воды. Большим уважением на Купалу пользуются полынь-чернобыльник и крапива. Травы, собранные на Купалу, обладают не просто целебной, но и магической силой [7].

Гадания

Гадали по свежим веникам и в день Аграфены, и на Ивана Купалу, причём гадание не отличалось разнообразием. Часто оно состояло в том, что девушки, став спиной к бане, старались перекинуть веник через её крышу и по тому, куда он падал, определяли, в какую сторону предстоит идти замуж. На Вологодчине веники перебрасывали через голову или кидали с крыши бани, смотрели: если веник упадёт вершиной к погосту, то бросающий умрёт. Костромские девушки тоже гадали на венике: куда он упадёт - с той стороны и сваты приедут. На Среднем Урале веник после парения клали на крышу бани и на следующее утро примечали: если листья засыхали, следовало ждать какую-то неприятность, вплоть до смерти. Нередко веник бросали в воду и наблюдали: если веник тонул, жди в скором времени смерть, болезнь, крупную беду, если же веник хорошо держался на воде - бросивший его мог быть спокоен: с ним ничего не случится, чем быстрее плыл веник по реке, тем скорее гадающая девушка выйдет замуж.

В окрестностях города Кириллова (Вологодская губерния), по сообщению одного из собирателей, в день Аграфены Купальницы все девушки расхаживали в своих лучших нарядах по домам и говорили: «Умойте!» Это значило - подарите что-нибудь из девичьих украшений.

Накануне Ивана Купалы девушки гадали по травам:

  1. Собирали 12 трав (чертополох и папоротник обязательно), на ночь клали под подушку, чтобы приснился суженый, при этом приговаривали: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»
  2. В полночь надо было нарвать цветов и положить их под подушку, утром следовало проверить, набралось ли среди них 12 разных. Если набралось - в этом году замуж выйдешь.
  3. Под голову на ночь клали подорожник со словами: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженного!»

К концу дня Аграфены или вечером Иванова дня девушки завивали венки из трав: иван-да-марьи, лопуха, богородицкой травы, медвежьего уха и других. Опускали эти венки на воду, наблюдая, как и куда они плывут. Объяснений и толкований «поведения» венка на воде существовало немало: если венок тонул, тамбовская девушка решала, что суженый разлюбил и не судьба выйти за него замуж, ярославская же утонувший венок расценивала как предсказание смерти. Если венок не плыл, а крутился на воде, то где-то это истолковывали как измену милого, где-то как знак, что девушка, которой принадлежал венок, выйдет замуж в свою деревню, а в ряде мест это означало, что в ближайшее время свадьбы не предвидится - придётся ещё посидеть в девках. Эти же гадания повторялись на Семик и Троицу [6].

Обетная каша

Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной из своих подруг с вечера: толокчи в ступе ячмень. Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от телеги на улицу. Одни из  них садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы,  умывались для здоровья. В степных селениях обетную кашу варили пожилые женщины. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения. На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья. В селениях Тульской губернии в старину известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали это дело за необходимую  обязанность в жизни.

Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам. Все это делалось по обещанию, в память какого-нибудь избавления от бед или болезней [1].

Обетная каша, складчиной [2].

В ночь с Аграфены на Иванов день существовал обычай «выкатывать ржи», то есть мять их, валяясь по полосе.

В Костромской губернии девицы собирались у кого-либо из подруг «толокчи в ступе ячмень», из которого на другой день варили кашу и вечером ели её, приправленную коровьим маслом. Потом снимали с телеги переднюю ось с колёсами и оглоблями, по очереди садились на неё и возили друг друга по селению и полям, распевая песни до утренней зари. В заключение умывались росой в уверенности, что она приносит здоровье и красоту.

На Аграфену - обетная каша, складчиной.

В некоторых деревнях Вологодчины для нищей братии выставляли вскладчину обед, состоящий из постных блюд. Столы ставили прямо посреди деревни, и на такую трапезу являлось иногда до 300 человек [6].

Знамения и призраки

По преданию, в этот день ходят-бродят по земле всякие призраки, «блазнящие глаз человеческий» [3].

По замечаниям поселян, будто к голодному году на этот день бывают разные знамения: то по гумнам бегают вереницами мыши, что никакой глаз сосчитать их не может (к голодному году); то по полям во все утро бродят голодные волки стадами, что ужас нападает и на самого бесстрашного (к скотскому падежу); то вороны стадами летят из-за лесов, что и свету божьего не видно (к повальному мору людей); то будто самая земля стонет, и так жалобно, что у крепкого мужика текут слезы от надсады (к пожару); то будто яровой и озимый хлеб играет от межи до межи, что православному человеку и глядеть страшно на такие ужасти (к бездождию); то будто весь скот ходит по полю избитым и изломанным, что у мужика опускаются с горя руки.

Всего этого вдруг будто в одном месте не бывает: одно знамение покажется в одном месте, другое в другом. Зато в селах знают все, что делается в других местах. Стоит только одному мужику съездить на базар, так уж к вечеру верно будут знать в десяти деревнях, что делается и было доброго и худого у соседей [1] [3].

Знамения — грозой грозят. Счастливо то село, где ни одному человеку ничего не привидится в этот тяжелый день! [3]

Особенно опасно в этот день увидеть комету - это предвещало большую беду [7].

Приметы

На Аграфену гречиха мала — овсу порост [2].

Ведьма делает заломы в поле (москов.) [5].

Репу сей на Аграфену - хороша репа будет (арханг., вятк.).

В этот день сажают репу, тогда её не есть мошка [6].

Изгоняют дурные призраки [6].

Подписывайтесь на канал

Егорий | Народные приметы на каждый день | Дзен

Примечания

1. Сахаров И. Сказания русского народа
2. Даль В. Пословицы русского народа
3. Коринфский А. Народная Русь
4. Рыженков Г. Народный месяцеслов
5. Толстой Н. Славянские древности
6. Некрылова А. Русский традиционный календарь
7. Третьякова О. Русский народный календарь