Две великие американки — Лой Фуллер и Айседора Дункан — давно уже осели в учебниках истории, как «предвестницы танца-модерн». В третьей, заключительной части статьи речь пойдет о Рут Сен-Дени, которая, в отличие от Дункан и Фуллер, осталась в Америке и стала для американского танца модерн важнейшей фигурой.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Рут Сен-Дени (1879-1968)
Сен-Дени была прекрасным менеджером и всегда понимала, что после себя нужно оставить наследие, на которое будут опираться после смерти. Поэтому она решила построить свою танцевальную школу. В начале XX века американскую и европейскую публику очаровывала экзотика Востока. В хореографии Рут часто обращалась к восточным образам: была то египетской царицей, то индуистской богиней, то цыганской принцессой.
Она как Фуллер и Дункан сначала танцевала в варьете, ездила в Европу, где ее обожала интеллектуальная элита, но, несмотря на признание, вернулась в Америку. «Айседора искала вселенную в себе, а Рут — себя во вселенной». Это очень верно сказано, потому что Сен-Дени действительно построила вокруг себя собственный мир. Ей не хотелось быть «черной икрой», диковинным развлечением для зрителей. На это желание, кажется, просто не мог не повлиять тот факт, что ее мать была феминисткой. Она одной из первых женщин была принята в университет и впоследствии стала одним из первых врачей-женщин.
Как Рут поняла, что ей нужно танцевать? Она увидела афишу, на которой была изображена богиня Древнего Египта Исида и осознала, что хочет нести восточную традицию в массы. С этим намерением она создала труппу, организовала людей вокруг себя, что привело к первым сюжетным спектаклям. Она не знала наверняка, как выглядели те или иные танцы, а танцевала с ощущением, как это могло бы выглядеть. Уже потом, путешествуя по Египту и Индии, ей говорили, что номера действительно были похожи на оригинальные. Поэтому не случайно выражение «Память крови» в книге Марты Грэм взято именно у Рут: Грэм искренне считала, что у Рут Сен-Дени есть эта память крови, кусочек ДНК.
У Рут были потрясающей красоты руки, в чем частично можно убедиться, посмотрев видео:
В один из вечеров в Денвере на показ пришел отчаявшийся молодой человек, Тед Шоун, которому сделали прививку, из-за которой частично парализовало ноги. Он начал заниматься лечебной гимнастикой, чтобы разработать их и параллельно с этим ходить на спектакли. После встречи с Рут, он стал танцевать у нее, а спустя время сделал ей предложение.
После их союза история американского танца начала меняться: они вместе создали школу “Денишоун”, из которой впоследствии вышли самые заметные хореографы танца модерн: Марта Грэм, Дорис Хамфри, Чарльз Вейдман, Джек Коул. В школе изучали балет, йогу, музыкальные визуализации, ритмику и, конечно, разные виды танцев. Несмотря на то, что “Денишоун” просуществовала до развода Рут и Теда в 1931 году, за это время она успела сильно повлиять на развитие танца модерн, впоследствии ставшим популярным в США.
И не стоит забывать, что Сен-Дени стала первой танцовщицей в Америке, которая из приемов варьете и устоявшихся традиций создала серьезные образы, заимствованные с Востока. Все потому, что она верила в аутентичность различных культур и искала естественный и неангажированный танец.
Автор статьи: Влада Булыгина
________________________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
________________________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊