Найти тему

В каких ситуациях мы обычно обвиняем себя – и зря

Попробую себя в роли доброй феи-утешительницы.

Итак. Нас прокатили на собеседовании? Инвесторы посмеялись над нашей презентацией?

И мы, конечно же ни в чем не виноваты, так сложились звезды и вообще – все кругом козлы?

Думать таким образом приятно. Только мы – читатели блога ПМ – в курсе, что люди смотрят на мир сквозь систему фильтров, постоянно находя подтверждения своей правоте. Как профессионалы в области когнитивных ошибок, понимаем – причину провала лучше искать в себе.

Вот и начинаем заниматься самокопанием, искать способы сделать все еще лучше.

Только иногда вокруг, действительно, одни козлы.

Стремление впасть в самобичевание после неудачи – одно из следствий иллюзии контроля. Наша презентация – единственное, на что мы можем повлиять на собеседовании или в ходе питча. Вот нам и кажется, что все зависит от нее. Причем мысль «виноват я сам» сильнее выражена как раз у профессионалов.

Хотя вполне вероятно, что на интересную вакансию уже присмотрен "свой человечек", "открытый отбор" проводили лишь для вида, а у инвестора нет денег - он просто тусит по выставкам и мечтает, чтобы его взяли ментором в стартап.

Когда мы заинтересованы в благоприятном исходе – нам кажется, что мы можем контролировать ситуацию значительно сильнее, чем это возможно на самом деле.

© Николай Молчанов - кандидат психологических наук, выпускник МГУ и INSEAD, колумнист Psychologies и РБК.

Мои книги "Человек покупающий и продающий", "Стратегия вверх тормашками" жюри PricewaterhouseCoopers признало лучшими деловыми книгами России в 2022 г. и 2020 г.

Веду блог "Психология Маркетинга" о поведенческой психологии в Telegram.. На пальцах объясняю самые крутые штуки о психологии, ловушках мышления и техниках манипуляции. 180 000+ подписчиков уже в курсе.

Не упусти шанс изменить свою судьбу. Подписывайся, пригодится