Canon PowerShot Pro90 IS: простой, удобный, надёжный

Финальный обзор*

Компактная фотокамера Canon PowerShot Pro90 IS - высококачественная цифровая фотокамера с 10х объективом, анонсированная в 2001 году. Это вторая камера в серии PowerShot Pro после Canon PowerShot Pro70 (1998 год). На момент покупки Pro90 IS у меня уже есть третья и последняя камера в этой непродолжительной истории - Canon PowerShot Pro1 (2004 год). Если быть честным, приставки Pro может заслуживать только самая первая модель из 1998 года. Остальные две - обычные PowerShot на стероидах. Впрочем, давайте обо всём максимально подробно.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Фотокамера из 2001 года

"Камера унаследовала большую часть функций от модели Canon PowerShot G1, выпущенной для энтузиастов цифровой фотографии годом ранее, являясь одной из самых функциональных камер того времени с соответствующей ценой: 1300 долларов США", пишет Гордон Лэнг о Canon PowerShot Pro90 IS в обзоре 2021 года.

"Обе камеры (G1 и Pro90 IS) использовали один и тот же CCD-датчик 1/1,8 дюйма с разрешением 3,3Мп, хотя меньший круг изображения 10-кратного зум-объектива вынудил Canon использовать на датчике Pro90 IS только 2,6Мп. Sony делает то же самое со своим F505V. Даже после обрезки Pro90 IS получает больше пикселей, чем Olympus C2100 UZ, который имел аналогичное 10-кратное приближение, но в сочетании с 2-мегапиксельным датчиком. Pro90 IS позволяет записывать снимки в формате RAW. Pro90 IS может снимать 30-секундные видеоклипы со звуком, разрешением 320×240 и скоростью 15 кадров в секунду, хотя и без использования масштабирования во время записи".

Фил Аски так начинает обзор Canon PowerShot Pro90 IS на dpreview.com, опубликованный 6 января 2001 года: "Ровно два года назад мне вручили первую камеру, обзор которой был представлен на этом сайте, это была Canon Pro70. Я дал ей положительный отзыв, хотя было несколько недостатков, но качество изображения было отличным. С тех пор многие люди требовали обновления для Pro70. Pro90 основан на движке G1, характеристики и функциональность очень схожи, а основным дополнением является объектив с хорошим зумом".

Сразу становится понятным, что сегодня необязательно иметь две камеры - G1 и Pro90 IS. Canon PowerShot Pro90 IS вполне подменяет собой G1, сочетая такую же картинку с указанными бонусами:

  • 10х зум,
  • оптическая стабилизация изображения (впервые на компактах Canon),
  • электронный видоискатель.

Последнее - спорный момент. Но, если принять во внимание, что на G1 видоискатель не является зеркальным, показывает границы кадра относительно, не позволяет контролировать работу системы автофокусировки и не позволяет вывести съёмочную информацию, сделка не кажется такой уж плохой.

В обзоре Canon PowerShot Pro90 IS на imaging-resource.com (2001 год) так характеризуют новинку: "Впечатляющее обновление линейки PowerShot «Pro» с 10-кратным оптически стабилизированным зум-объективом и 2,6-мегапиксельной CCD-матрицей!" Здесь приставка Pro совершенно справедливо взята в кавычки.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

"PRO" от Canon

Предыдущая модель Canon PowerShot Pro70 была куда более амбициозна, чем её наследник - Pro90 IS. Смотрите сами, что предлагал пользователю Pro70:

  • отсутствие встроенной вспышки (уже интересно, ведь камера компактная),
  • отдельный датчик фазового автофокуса (ещё интересней!),
  • идеально отцентрированный согласованный видоискатель (оказывается, можно, если захотеть!),
  • безупречный "быстрый" объектив.

Отсутствие вспышки, конечно, спорное решение. Но оно подчёркивало статус аппарата - профессиональные камеры не имеют встроенной вспышки. Наш сегодняшний герой - Pro90 IS - растерял особую привлекательность первой фотокамеры линейки PowerShot Pro. Следующая модель - Canon Pro1 - получит многое необходимое, но потеряет оптическую стабилизацию. Pro1 даже разрешат примерить L-объектив. Оцените смелость маркетологов - дать священную красную полоску несъёмному объективу компакта!

При этом Pro1 всё равно останется тем же "перекачанным" PowerShot. До концептуального уровня Pro70 обе камеры так и не дотянут. К тому времени уже изменится сам подход к производству компактной цифровой камеры. "Цифра" станет продуктом если не для всех, то для очень многих.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

После Pro70 я рассматриваю Pro90, как очевидный провал и чистый маркетинг. Попытку засунуть в один корпус прошлогоднюю камеру и объектив, разработанный для другого датчика. После чего продать эту химеру, опираясь на заслуженный авторитет предыдущей модели в серии и приставку "Pro". Но, повторюсь, это только в сравнении с предыдущей моделью.

Уже скоро необходимость в компактных "PRO"-камерах быстро исчезнет. При том, что эти камеры никогда не были и не станут PRO. Часто их называют в публикациях того времени "просьюмерами". Потеснят их стремительно дешевеющие зеркалки. Уже в 2003 году (!) будет анонсирован Canon EOS 300D. Пусть и несколько урезанный программно, для многих он станет переходом в совершенно другую лигу аппаратов с крупным датчиком изображения и отличным фазовым фокусом.

Если честно, я знаком только с одной компактной фотокамерой, которая действительно может претендовать на звание Pro. Как и любой другой профессионал (PRO), она заточена под конкретную задачу. В данном случае - съёмку репортажа. Представьте себе - компактная фотокамера из 2001 года и репортаж! Работает камера действительно быстро, пусть контрастный автофокус, как обычно, подводит. Это Olympus E-100RS. Других Pro-компактов я не знаю.

Может быть, Canon PowerShot 70Pro можно назвать Pro, но я не знаком лично с этой камерой и пока ничего не могу сказать. Скорее всего, это такой же универсал, как и остальные компактные камеры, созданные для фотолюбителя, делающего первые шаги от плёнки и желающего иметь всё и сразу. По факту, получая от сделки меньше, чем он ожидал. А неудовлетворенность камерой может возрастать с ростом мастерства.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

Иной раз мне кажется, что можно было бы создать PRO-фотокамеру, добавив в компакт к быстрому объективу:

  • фазовый автофокус (отдельным модулем),
  • яркий детализованный монитор и ЭВИ (возможно - с призменным оптическим видоискателем),
  • достаточно мощный процессор (или дополнительный обыкновенный),
  • дополнительные планки памяти,
  • пару быстрых слотов CF,

Вот уже тогда можно было бы говорить о компактной фотокамере, которая могла бы претендовать на приставку PRO.

Те компании, что развивали свои линейки системных камер берегли инновации для них. Их компакт неизменно получался "тормозом". Я говорю, в первую очередь, о Canon и Nikon. Те компании, что не имели своих системных камер, иногда действительно предлагали что-то выдающееся. Речь идет о таких брендах как Sony, Minolta и Olympus. Но грамотно завершить проект им не удавалось, т.к. цена такого решения могла превзойти самые смелые ожидания. Ближе всего подошёл Olympus со своими моделями E-10, E-100RS, E-20. Фотоэнтузиасты не готовы были отдать такие деньги за компакт, а профессионалы работали с принципиально другой техникой.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Финальный обзор* Компактная фотокамера Canon PowerShot Pro90 IS - высококачественная цифровая фотокамера с 10х объективом, анонсированная в 2001 году.-14
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

В 2001 году компакты чувствуют себя неплохо. Приставка Pro ещё котируется у пользователей. Что греха таить - до сих пор это слово греет душу покупателя.

Если вы хотите понять в 2001 году, что такое Pro от Canon, вам нужно было брать и снимать на Canon EOS 1D. Первый 1D был анонсирован в том же 2001 году, но позже - в сентябре. Вот тогда стало совершенно понятно, что такое PRO от Canon.

Два PRO от Canon: Canon PowerShot Pro90 IS и Canon PowerShot Pro1
Два PRO от Canon: Canon PowerShot Pro90 IS и Canon PowerShot Pro1

Вопрос денег и конкуренция

Не знаю, на кого была рассчитан Canon Pro90 IS, предлагавшийся за 1300 долларов, т.к. по своей сути фотоаппарат является обычным Canon PowerShot G1 с "обрезанным" датчиком изображения и прокачанным объективом.

Впрочем, "PRO"-камеры в 2001 году стоили дорого. Например, Olympus E-20 или Olympus E-100RS стоили 1900 долларов и 1600 долларов соответственно! Рынок регулярно будоражит Sony со своими камерами за тысячу долларов. Взять, хотя бы, Sony DSC-F505V - сильного игрока, на которого и нацелен Pro90 IS, предлагая:

  • ещё больше управляемости,
  • ещё больше зума,
  • изображение без перешарпа,
  • RAW
  • оптическую стабилизацию.

Все эти "плюшки" должны были объяснить доплату в 300 долларов. Напоминаю, что в 2001 году 300 долларов куда более полновесны, чем сегодня.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

Когда в продаже появился Canon PowerShot Pro90 IS, на рынке уже имеется Olympus Camedia E-10 (4Мп) и его цена скоро будет снижаться в связи с подготовкой анонса следующей модели.

Основные элементы дизайна

В первую очередь бросается в глаза дизайн Canon PowerShot Pro90 IS, невольно отсылающий нас к экспериментальной разработке Minolta Electro-zoom X (представлена на выставке Photokina в Германии в 1966 году).

Minolta Electro-zoom X (1966 год)
Minolta Electro-zoom X (1966 год)

Корпус камеры почти целиком выполнен из пластика. За исключением крышки монитора и декоративного кольца изменения фокусных расстояний на объективе. Корпус округлый, прямых линий и углов практически нет. За счёт вынесенной рукоятки воспринимается необычным, оригинальным.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Оригинальную рукоятку, размещение вспомогательного дисплея и кнопок под большой палец можно смело копировать в современной фототехнике. Что-то подобное предложит потом Minolta в камерах серии Z. Minolta DiMAGE Z1 будет представлен осенью 2003 года. Я не могу вспомнить цифровых камер, анонсированных ранее января 2001 года, которые бы имели сходный дизайн рукоятки. Pro90 IS, кажется, впервые предлагает такой дизайн цифровой камеры.

Рукоятка крупная и удобная. Правая рука целиком её охватывает. Есть ощущение, что вы держите камень. Я о том, что это положение пальцев руки очень естественно для человека. Обтёсанный камень стал первым эффективным орудием. Большой палец находит себе место в углублении между блоком рукоятки и блоком объектива. Все пальцы на своих местах. Если завести мизинец под рукоятку хват станет "железобетонным".

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Soft Touch покрытие на рукоятке после многих лет эксплуатации может выглядеть неопрятно и практически всегда требует удаления. Скорее всего, вам, как и мне, придётся счистить это покрытие с рукоятки, крышки отсека карты памяти и крышки батарейного отсека. При этом вы неизбежно потеряете подписи к трём кнопкам - но ничего страшного.

Под Soft Touch покрытием рукоятки вы увидите пластик, выкрашенный той же краской, что и остальной корпус (не повредите его при очистке - будьте аккуратны!). Крышки отсеков выполнены из тёмно-серого неокрашенного пластика.

Цвет корпуса интересный. Это не обычный серебристый. Скорее - титановый серый. Сборка добротная. Пластик толстый. Особенно - пластик рукоятки. Ничего нигде не скрепит - даже при сильном сдавливании. Камера воспринимается прочной и надёжной. Единственное - крышка разъёмов слева оказывается не такой прочной и на моём экземпляре она уже давно утеряна предыдущим владельцем. Значительного ущерба внешнему виду это не наносит. Но всё-же.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Внутри пластикового корпуса фотокамеры прочный каркас из металла, что сказывается на весе аппарата - 770 грамм вместе с аккумулятором, картой памяти и крышкой объектива. Собрана камера аккуратно. Винты скрыты. Шляпки винтов покрашены той же краской, что и корпус.

Не смотря на ощущение прочности и надёжности, в районе металлических креплений ремня пластик фотокамеры дал микротрещины. Сами крепления выполнены правильно (в отличие от того же Sony F505). Они не прокручиваются и ориентированы на ношение камеры вниз объективом. Впрочем, сегодня я предпочитаю на фотопрогулке обходится вообще без ремней. С любыми ремнями камера воспринимается только хуже.

Откидной и поворотный ЖК-дисплей Canon Pro90 IS идентичен тому, что установлен в G1. Поворотный шарнир очень жесткий, с фиксацией в определённых положениях. Эти детали корпуса производят положительное впечатление своей надёжностью.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Видоискатель здесь традиционно для суперзумов - электронный. Что имеет как свои плюсы, так и свои минусы. Оформлен стильно. Отдельной кнопки переключения отображения информации между основным монитором и ЭВИ здесь нет. Как и датчика глаза. Кнопка DISPLAY лишь переключает варианты вывода информации на мониторы.

Логика выбора монитора для отображения информации очень простая. Для того, чтобы использовать ЭВИ обязательно необходимо закрыть монитор экраном вниз. Иначе не заработает. На задней поверхности камеры есть кнопка, которую монитор нажимает, переключая сигнал на ЭВИ.

Отлично размещён регулятор диоптрийной коррекции. Вроде бы здесь неплохая оптика ЭВИ и стильно выполненный резиновый наглазник.

Интересно, что при просмотре отснятого материала, изображение выводится только на основной монитор. Посмотреть фотографии на экранчике ЭВИ вам не удастся. Любопытное ограничение. С таким раньше я не сталкивался.

Самое замечательное то, что не смотря на свою недостаточную ещё детализацию (технологии 2001 года) подсветка основного монитора и монитора в блоке ЭВИ замечательно яркая. С большинством цифровых камер начала века у вас будут проблемы на ярком солнце. Sony F717, например, не является исключением. Мониторы Pro90 IS ощутимо ярче. Что очень важно при съёмке в условиях избыточного освещения.

Вспомогательный монитор расположен очень оригинально - на верхушке рукоятки. Сюда выводятся все необходимые съёмочные параметры.

Для управления камерой, как вы уже поняли, потребуется обе руки, что всегда не очень удобно, если речь идёт о компактной фотокамере. Особенные проблемы доставляет декоративное кольцо зума на объективе. На самом деле это рычаг трансфокатора. Тянете в одну сторону - мотор двигает линзы и приближаете картинку. Тянете в другую сторону - берёте более широкий угол. Я бы предпочел обычный рычаг трансфокатора у кнопки спуска затвора. Но это бы не было PRO... Нет возможности изменить "направление вращения".

Разъёмы находятся слева под защитной крышкой (в моём случае - утеряна). Здесь два проприетарных разъёма - DIGITAL и DC IN. Это означает, что без специального кабеля вы не сбросите снимки на компьютер (нужен картридер) и не запитаете её от розетки.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Камера использует карты памяти CF до 2Гб. Покажет ошибку карты памяти, если будет установлен более ёмкий CF.

Питается камера от стандартного аккумулятора Canon BP-511, что истинное благо и многократно повышает комфорт от использования камеры сегодня. Аккумулятор удерживается надёжной подпружиненной защёлкой яркого оранжевого цвета. Крышка сдвижная.

Батарею Pro90 IS кушает с удовольствием. Для полноценной работы с ним точно потребуется две или три батарейных блока. Возможности использовать фальш-аккумулятор не предусмотрено - потребуется модификация пластиковой крышки батарейного отсека.

Крепление для штатива расположено не по оптической оси объектива и не в плоскости датчика изображения, что тоже не PRO.

Управление на корпусе

Камера включается рычагом справа под диском выбора режимов съёмки. Обратите внимание, что камера стартует медленно. Есть четыре позиции: рычага включения камеры: режим связи с внешними устройствами, просмотр, выключена, съёмка. Это означает лишь одно - включить камеру правой рукой вам не удастся. Это плохо. Кроме того, переключать камеру из режима съёмки в режим просмотра нужно будет через положение "ВЫКЛ", что не очень удобно. Ведь кнопки быстрого просмотра последнего отснятого изображения на Pro90 IS нет.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Принцип одной руки в управлении компактной фотокамерой здесь не соблюдается. Нет приоритета съёмки: если камера находится в режиме просмотра фотографий, вы никаким образом не заставите её сделать снимок. Нужно двигать переключатель второй рукой. Всё это плохо и никак не ассоциируется с PRO.

На диске выбора режимов съёмки полностью автоматический режим, PASM-режимы, сюжетные режимы (человек и пейзаж, портрет, пейзаж, ночной портрет), ч/б режим съёмки, режим панорамы и видеорежим. Интересно наличие отдельного чёрно-белого режима съёмки. Задумался о том, здорово иметь такую настройку отдельной на диске режимов, или нет?

Диск выбора режимов съёмки с ограничением прокрутки. Что очень правильно. Сейчас практически не встретить камеру с таким диском выбора режимов. Но он не защищён от случайного переключения. Что теоретически может получиться, если вы будете неаккуратно переключать режимы работы: с просмотра на съёмку и обратно.

На камере нет дисков управления - все изменения настроечных параметров осуществляются кнопками-стрелками под большой палец. Нельзя сказать, что очень неудобно. Точно - непривычно. Снова не PRO.

Ниже четырёхпозиционной кнопки расположены две кнопки: кнопка подтверждения выбора и кнопка меню. Выше расположена кнопка переключения режима протяжки: один кадр, серия, таймер (только на 10 секунд, таймера на 2 секунды нет).

Настройки протяжки сбрасываются при выключении фотокамеры. На самом деле режима серийной съёмки считайте нет. Дело в том, что после каждого кадра камера "заикается" для его "обсчёта". В случае с JPEG это связано с подавлением шумов, о проблеме которых знали в Canon. А в случае RAW, при буфере на три снимка, задержка вообще необъяснима.

Ещё дальше на рукоятке расположена кнопка спуска затвора.

Кнопки на задней панели у монитора: кнопка фиксации экспозиции, универсальная кнопка ввода настроек (экспокоррекции, баланса белого, брекетинга и экспокоррекции вспышки), кнопка DISPLAY. Последняя переключает только вид отображения информации.

Слева на объективе, помимо переключателя режимов работы и съёмки, есть кнопка выбора вспышки, кнопка ручной фокусировки и ползунковый переключатель системы оптической стабилизации. Вспышка выдвигается в рабочее положение автоматически. Там же, под вспышкой, расположен желтый светодиод для подсветки автофокуса. Интересно, что при полунажатой кнопке спуска затвора от светит постоянно, что позволяет использовать его как фонарик.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

При включении встроенной вспышки, она выпрыгнет из корпуса, как чёрт из табакерки. Но только тогда, когда полностью зарядится для срабатывания. Неприятная задержка. Вы будете недоумённо нажимать кнопку спуска затвора или кнопку вспышки снова и снова. Оказывается - нужно дождаться зарядки.

Съёмка серий со встроенной вспышкой на Pro90 невозможна, хотя что-то подобное было на G1.

Есть горячий башмак с дополнительными контактами для полноценной работы с внешними профессиональными вспышками Canon.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Функция ручной фокусировки вполне рабочая. Пусть ручная фокусировка неторопливая, но по мониторчику ЭВИ с его небольшим разрешением на удивление многое видно. Всё работает даже без функции увеличенного фрагмента. Нужно держать нажатой кнопку MF и нажимать кнопки-стрелки вверх и вниз. Кажется, система работает с некоторым торможением и дискретно. Но привыкнуть можно.

Между блоком объектива и рукояткой есть ещё три кнопки, одна из которых активна при съёмке - это кнопка выбора точечного замера экспозиции. На камере только два режима - средневзвешенный и точечный замер. При этом выбранная настройка точечного замера сбрасывается при выключении камеры.

Две другие кнопки имеют большее отношение к просмотру и работе с меню: это кнопки приблизить - отдалить и JUMP. Последняя известна по многим моделям камер Canon.

На камере, ассоциирующейся с PRO полностью отсутствует какая-либо гибкость в управлении (нет переназначаемых кнопок, настраиваемых параметров управления и пр.). Всё очень примитивно и реализовано на уровне обычной пользовательской модели.

Прошивка

Уже какой раз удивляюсь тому, что на камерах начала XXI века не обозначалось положение центральной точки фокусировки. Здесь всё так же: фокусировка в постоянном режиме без обозначения. Где центр кадра - догадывайтесь сами. Фокусируйтесь "на ощупь".

Помочь в обнаружении центра кадра может точечный замер экспозиции - в центре кадра выводится прямоугольник. Точечный замер, кажется, очень популярен на цифровых камерах Canon. Вы можете зафиксировать найденную экспопару кнопкой AE-lock под большой палец и, перестроив кадр, сфокусироваться.

Здесь я неожиданно сталкиваюсь с ограничением: камера сбрасывает настройку точечного замера при выключении. Это раз. Второе - неудобная логика работы кнопки блока экспозиции. Нажимаете - блокируете (удерживать не нужно). Перестраиваете кадр. Нажимаете до половины кнопку спуска затвора, фокусируетесь. Вот теперь нужно дожимать кнопку до конца, иначе блок экспопары будет снят.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Надеюсь, вам понятно, зачем было так сделано. Чтобы неопытные пользователи не приносили сотнями камеры в сервисы только потому, что их снимки всегда слишком светлые или тёмные. Давайте отключим возможность нормального функционирования кнопки AE-Lock (как это сделано на Olympus тех лет) и отключим возможность нормального сохранения настройки экспозамера при нажатой кнопке AEL (как это сделано на всех других фотокамерах того времени).

В Canon на камере предназначенной для "профессионального" использования включают "защиту от дурака".

Эти настройки наглядно демонстрируют, для кого на самом деле проектировался этот Canon PRO. Для фотолюбителей (обывателей) с амбициями. Позже эти люди будут довольствоваться камерами их смартфона. Но в 2001 году ещё мало кто представлял, что смартфонная камера сможет конкурировать с фотоаппаратом. Прецедентов ещё не было.

Помимо того, что здесь, в прошивке, нет указания на центральную точку фокусировки, здесь нет индикатора зума. Догадывайтесь сами, сколько из 10х оптического зума уже использовано и как долго вы сможете приближать картинку. Это также создаёт сложности с использованием зума при макросъёмке. Пролетев максимально допустимое значение увеличения вы не сможете настроить фокус при макросъёмке.

Здесь нет SuperMACRO режима, как на Pro1. Здесь вообще нет макрорежима. Совершенно непонятно, почему. Ведь на большинстве фотокамер конкурентов эта опция есть и, признаемся, она легко реализуема программно и может быть полезной.

Вам может быть интересно, что на этом PowerShot нет быстрого меню. Основное меню лаконичное и содержит только самые важные параметры. Ничего лишнего. Это всегда меня радует. С другой стороны меню прокручиваемое, что может немного расстраивать, т.к. это вновь не PRO.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Сразу обращаю ваше внимание, что здесь нет встроенного ND-фильтра. Это может быть неудобным, но объектив с внутренним зумом и фокусировкой предполагает лёгкую установку внешнего ND-фильтра на 58 мм. Так что - решаемо.

Что есть самого интересного в прошивке Canon Pro90 IS?

Пожалуй, самое интересное - один из режимов панорамы, где можно сделать четыре кадра подряд и сложить из них фотографию с большим конечным разрешением. Не знаю, есть ли такая функция на G1, на котором основан Pro90 IS, но лично я такое вижу впервые. Нужно попробовать при случае. Хотя, подозреваю, потребуется специальное ПО для сшивания или даже придётся это делать вручную в Photoshop.

Вы можете снимать в JPEG или RAW. При съёмке в JPEG вам доступны три настройки разрешения и три настройки сжатия. Конечно, я выбираю максимальное разрешение (1856х1392 точки) и минимальное сжатие. Размер файла по нынешним меркам символичный - от 1,1Мб до 2Мб.

Canon PowerShot Pro90 IS
Canon PowerShot Pro90 IS

Вы можете изменять настройку ISO от 50 до 400 единиц (экв.). Есть режим AUTO, где камера старается упорно держаться ISO50. Вы можете задать настройки контраста, резкости и цвета по трём уровням каждый. Тестовые кадры в статье выполнены со значениями, данными производителем по умолчанию.

Съёмка в RAW

Сразу скажу - RAW, записываемый Canon Pro90 IS, никакая из современных программ не понимает. Худо-бедно каких-то результатов можно добиться с ACDSee Ultimate 2020 (из имеющихся у меня). Но и там не всё гладко с балансом белого. CameraRAW и SILKYPIX просто не справляются. Digital Photo Professional 4 от Canon вообще не видит эти файлы (знаки вопросов). Так что проблема есть и она серьёзная.

Вот почему "до устранения" вы будете снимать в формате JPEG. Единственный выход - искать оригинальное ПО, которое поставлялось в своё время с фотокамерой. Искать название по обзорам и потом находить в интернете. Или брать с комплектного CD, если таковой у вас есть.

Есть и ещё одна причина не связываться с RAW на Pro90 IS - отсутствие шумоподавления и как результат - сильно зашумлённые снимки.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

Объектив и датчик изображения

Pro90 оснащен объективом с фокусным расстоянием 7-70 мм и 10-кратным зумом, что эквивалентно объективу 37-370 мм на 35-мм камере. 13 элементов в 10 группах. Диафрагма объектива находится в диапазоне от F2.8 до F8.0 и может устанавливаться вручную или автоматически. Съемка крупным планом достигается путем установки объектива в широкоугольный режим и приближения к объекту.

Объектив Pro90 каким то чудом не может отработать весь этот крошечный датчик G1, поэтому используется лишь его центральная часть. Что приводит к уменьшению эффективных пикселей с 3,3 до 2,6Мп (1856х1392 точек). Эффективная площадь CCD-датчика изображения Sony ICX252, равная 7,20 x 5,35 мм, с помощью маски сокращается до 6,40 x 4,80 мм.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

Исходя из тестовой съёмки Pro90 IS действительно отлично справился с балансом белого, продемонстрировав в большинстве случаев точный цвет.

По данным imaging-resource.com Pro90 IS разрешает 750 строк, как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях. На dpreview.com указывают, что объектив Pro90 IS не такой резкий, как на G1. Есть хроматические аберрации при использовании максимального зума - это видно и по моим тестовым снимкам. Pro90, очевидно, использует те же алгоритмы обработки изображений, что и G1. Но шумоподавление срабатывает всегда и обязательно.

Афокальные насадки

Любые афокальные насадки можно установить напрямую на объектив Pro90 IS (резьба 58 мм). Установка афокальных насадок максимально проста, т.к. объектив имеет внутреннюю фокусировку и зум. Даже тяжёлые насадки будут держаться на Canon Pro90 IS как влитые, т.к. камера очень прочная, отлично собрана и объектив внутри пластикового кожуха имеет металлическую оправу.

Без виньетирования, через одно повышающее переходное кольцо 58-62 мм, можно использовать широкоугольную насадку Olympus WCON-08B. Углы кадра сохраняют детали. 37 мм (экв.) превращается в 30 мм (экв.). Можно захватить больше данных в кадр.

Телеобъектив Olympus TCON-14B, установленный на переходное кольцо 58-62 мм, даёт приятное изображение без явных хроматических аберраций, позволяя превратить нативные 370 мм (экв.) в 536 мм (экв.). Серьёзного замыливания картинки не будет. Результат хороший. Наличие оптического стабилизатора изображения, встроенного в объектив Pro90 IS очень помогает делу.

Обе афокальные насадки, будучи установленными на фотоаппарат Canon Pro90 IS смотрятся на редкость гармонично, естественно. Будто тут и были. Тоже немаловажный факт.

При использовании макрообъектива Olympus MCON-35 вы гарантированно получите кадр в 5 см по широкой стороне. Ближе подобраться к объекту проблематично. Затруднением станет невозможность использования при макросъёмке зума и значительные габариты самого объектива, препятствующего свету. Определённо, Pro90 IS - не лучший аппарат для макросъёмки. Даже с присоединённой афокальной насадкой.

Я попробовал использовать вместе с Pro90 IS перископический объектив Olympus TCON-300. Объектив удерживался у переднего края линзы фотоаппарата вручную. Система может дать вам 1110 мм (экв.), но картинка вас не обрадует - она будет страдать от хроматических аберраций и избыточной мягкости.

Вывод

Сегодня камера Canon PowerShot Pro90 IS производит очень странное впечатление. Пожалуй, в моей коллекции эта первая "игрушка", вызвавшая столь неоднозначную первую реакцию. С одной стороны, я понимаю, что камера анонсирована в начале 2001 года и имеет соответствующую времени картинку. С другой стороны - уже на момент анонса здесь устаревший и слишком шумный датчик, много досадных замечаний в дизайне.

Скажу честно - первое впечатление от камеры было резко негативным. Пришлось ей полежать в коробке, а мне остыть, перед тем как стало возможным рассмотреть проблему со всех сторон и более детально.

Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS
Фото выполнено на фотокамеру Canon PowerShot Pro90 IS

Не смотря ни на что, даже сегодня, с фотокамерой Canon Pro90 IS очень приятно работать. В режиме съёмки JPEG она достаточно оперативна. Даёт отличный, точный, приятный цвет.

К центровзвешенному замеру (дан по умолчанию) нужно приспособиться - это не совсем ESP, к которому вы могли привыкнуть по фотокамерам Olympus. Но, поняв как он работает, вы получите сбалансированные снимки. JPEG с Pro90 IS в 2001 году вполне мог имитировать качество зеркальной цифровой фотокамеры - динамический диапазон кажется приемлемым, выбеленных участков удаётся избежать, тени достаточно проработаны.

Точность и скорость фокусировки терпимы. Приятно удивляет яркость мониторов - она достаточна для работы на прямом солнце. Антибликовое покрытие монитора справляется отлично. С Pro90 IS было даже более комфортно работать в режиме LiveView, чем с Sony F717 и Olympus E-20.

Стоит ли связываться с Pro90? Я купил эту фотокамеру за 800 рублей. За эти деньги - почему бы и нет. Но если вы видите, что за эту камеру просят больше 2-3 тысяч рублей - проходите мимо! Сегодня цены на эту модель фотокамеры на том же Авито абсолютно неадекватные. На дату написания статьи - от 6000 до 21400 рублей! Продавцы в здравом уме? А вы, приобретающие фотокамеры, подобные Pro90 IS за такие деньги? Даже если вы не ограничены в средствах - не поощряйте такие "предложения".

Если вы хотите оригинальную цифровую фотокамеру из 2001 года, есть другие не менее интересные варианты: Sony DSC-F505V, Olympus C-2100 UZ, Olympus E-10, Nikon Coolpix 990. Перед покупкой Pro90 IS ещё раз посмотрите ту подборку фотографий, которую я сделал на эту фотокамеру. Удастся ли вам сегодня примириться с таким качеством?

Если вас интересует именно линейка камер PowerShot Pro, то в контексте современного использования лучше остановиться на последней модели - Canon Pro1. Это впечатляюще компактная фотокамера для размера датчика (2/3 видиконовских дюйма) и возможностей объектива (28-200 мм экв.). Достаточно распространена, доступна и дешева.

Вместе с тем, Canon PowerShot Pro90 IS неожиданно оказывается куда более приятным в работе фотоаппаратом. Конечно, это не уровень PRO. В 2001 году это фотокамера идеальна для рядового фотолюбителя и обывателя. В этом он напомнил мне Canon EOS 300D - простой, удобный, надёжный. Pro90 IS - фотоаппарат, олицетворяющий собой философию свободной и простой съёмки. Pro90 IS, как и EOS 300D - камера, которой можно фотографировать без напряжения. Ещё один "цифровой поцелуй" от Canon.

Два PRO от Canon: Canon PowerShot Pro90 IS и Canon PowerShot Pro1
Два PRO от Canon: Canon PowerShot Pro90 IS и Canon PowerShot Pro1

Краткая справка по Canon Pro90 IS

Объектив: 37-370 мм (экв.); F2.8-3.5 (max F8)
Матрица: CCD, 1/1,8", производства Sony, 4:3
Максимальное разрешение фотографий: 1856 х 1392 точек (3,6Мп)
Скорость затвора: 8-1/1000 сек.
Светочувствительность: автомат, ISO100, ISO200, ISO400
Режимы съёмки: автоматический, P, A, S, M, видео
Видоискатель: электронный
Монохромный ЖК-дисплей: есть, без подсветки
Цветной монитор: 1.8″
Форматы изображений: JPEG, RAW
Карты памяти: CF, max 2Гб
Башмак для вспышки: есть, поддержка Canon Speedlite
Питание: аккумулятор BP-511
Полный снаряженный вес: 770 грамм

Все финальные обзоры* старых цифровых фотокамер

Моя небольшая коллекция

* Финальный обзор камеры компилируется из множества опубликованных ранее на канале материалов. Некоторые данные и иллюстративный материал обновлены. Финальный обзор может исправляться и дописываться в будущем.

Фото для финального обзора выполнены с использованием ретрокамеры Sony F505.