2,9K подписчиков

1918-1919: Что из идеи Великой Финляндии вышло в реальной жизни

1,9K прочитали

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь.

В январе 1918 г., когда гражданская война в Финляндии была еще в самом разгаре, белофинские отряды начали проникать в Беломорскую Карелию:

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь. В январе 1918 г.

(Кстати, финское название Белого моря – Vienanmeri – происходит от названия реки Двины (Viena), отсюда же традиционное финское название Архангельска – Vienankaupunki: по сути, Двинск).

В конце марта 1918 финны заняли деревни Вокнаволок и Ухта (ныне Калевала), где властью себя объявил Ухтинский комитет (Uhtuan Toimikunta), ставший с июля 1919 г. Временным правительством Карелии (Karjalan väliaikainen hallitus). Территория, которую контролировало это правительство, показана на карте пунктирной линией (зеленым обозначены волости, в нем представленные):

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь. В январе 1918 г.-2

А вот жители расположенных южнее Ребольской и Поросозерской волостей пожелали присоединиться непосредственно к Финляндии. Эта идея финнам понравилась и в августе 1918 г. сюда были введены войска и установлена гражданская администрация:

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь. В январе 1918 г.-3

И, в общем-то, это самое великое, что было создано в рамках проекта «великой Финляндии» в тот период. Эти планы встретили сопротивление как советской России, не желавшей почему-то отдавать финнам беломорское побережье, местного населения, не понимавшего своего счастья, и – внимание – Антанты, в первую очередь, Великобритании. Как и в случае с Польшей, британцы предпочитали иметь дело с понятной и вменяемой державой на востоке Европы и делали ставку на Россию (впрочем, довольно скоро изменили свое мнение насчет понятности и вменяемости).

1 марта 1918 года Мурманский Совет рабочих и солдатских депутатов сообщает Совнаркому о том, что английская и французская миссии, до сих пор находящиеся в городе, предлагают – ввиду опасности со стороны дружественной немцам Финляндии – помощь «продовольствием и живой силой». В тот же день Троцкий отвечает:

Вы обязаны принять всякое содействие союзных миссий и противопоставить все препятствия против хищников.

Таким образом, на севере – с благословения большевиков – начинается англо-французская интервенция. А через несколько дней финны озвучивают претензии на восточную Карелию и Кольский полуостров, и в Россию вторгаются финские войска. При этом финны проявили присущую им хитрость: официально это была не финская армия, а отряды добровольцев, поддерживающие восстания местного населения. В 1918-1922 гг. они совершили несколько вылазок на территорию России, которые в конечном итоге закончились для них неудачей, но, благодаря этой хитрости, не остались в памяти как поражение Финляндии. Внимательный читатель заметит, что это не единственный случай использования прокси-сил на территории бывшей Российской империи, и вспомнит бунт Желиговского.

В мае 1918 г. произошли удивительные, даже по меркам гражданской войны в России, события: совместный отряд из русских красногвардейцев и британских морпехов отбил финнов от Печенги. А в июне британцы сформировали из финских красногвардейцев, вытесненных в Россию, Мурманский легион. О том, что финские красные не были непонятным сбродом, слепо повинующимся приказам из Москвы, говорит тот факт, что политическим советником легиона был назначен Оскари Токой, бывший председатель сейма и видный деятель красной Финляндии (впервые он появляется в нашем повествовании здесь).

Москва, тем временем, все больше обалдевала от самостоятельности мурманского совдепа, но его председатель Алексей Юрьев отказывался порывать связи с интервентами, которые продолжали наращивать свой контингент. 2 июля Юрьев был объявлен врагом народа, а советская власть в Мурманском крае предсказуемо пала. Впрочем, жители большей части Кольского полуострова – саамы – об этих событиях скорее всего ничего не знали: вся политическая жизнь была сосредоточена вдоль Мурманской железной дороги.

С подписанием Компьенского перемирия Финляндия – как и прибалтийские государства – быстро переориентировалась на Антанту. Финны из противников англичан становились их союзниками.

«Северо-Карельское государство», о котором шла речь выше, было не единственным профинским государственным образованием на территории России. В июле 1919 г. была провозглашена «Республика Северная Ингрия» со столицей в деревне Кирьясало.

Ее войско, набранное из местных крестьян, прошло рейдами по приграничной полосе (см карту из обстоятельной статьи в Коммерсанте), но правительство фактически контролировало только Кирьясальский выступ:

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь. В январе 1918 г.-4

Самым большим успехом самопровозглашенной республики стал выпуск марок, доходы от которых составляли две трети ее бюджета:

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь. В январе 1918 г.-5

Провозглашение Северной Ингрии произошло на фоне Олонецкой экспедиции финских «добровольцев», которые в апреле 1919 г. взяли Олонец и Пряжу, а в июне почти дошли до Петрозаводска, но были отбиты. Напомню, что как раз в это то время белогвардейский Северный корпус совместно с эстонской армией наступал на Петроград. Операции как бы не финских, но на самом деле финских войск показаны на этой карте:

Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь. В январе 1918 г.-6

К началу 1920 г. советская Россия закончила боевые действия с Эстонией и Латвией, а весной начала наступление на Мурманск. Еще в октябре 1919 г. оттуда ушли интервенты, а в феврале в городе произошло антибелогвардейское восстание, в результате которого путь на город для красных был открыт. Между тем, финны совершили очередную вылазку – на этот раз в Печенгу, но были отброшены подоспевшими красными. Все это, повторим, происходило как бы без ведома финских властей: какие-то добровольцы решили сходить в этнографическую экспедицию к Северному Ледовитому океану, но она оказалась не очень удачной. Официальный Хельсинки, видя, что красные побеждают, начал готовиться к переговорам.

Продолжение следует.