Это продолжение цикла статей о формировании границ Финляндии. Начало – здесь.
23 февраля 1918 – когда немцы продвигались к Нарве и Пскову – Маннергейм, находясь в Антреа (нынешнем Каменногорске) издал приказ, вошедший в историю как «клятва меча»:
Я клянусь именем финской крестьянской армии, главнокомандующим которой я имею честь быть, что я не вложу меча в ножны, прежде чем законный порядок не воцарится в стране, прежде чем все укрепления не будут в наших руках, прежде чем последний ленинский солдат и бандит не будет изгнан как из Финляндии, так и из Беломорской Карелии. С верой в наше благородное дело, с верой в наших храбрых мужчин и самоотверженных женщин мы создаем сейчас великую, могучую Финляндию.
Так в нашем повествовании впервые появляется идея Великой Финляндии, которая оставалась актуальной до конца Второй мировой войны, но не забыта и сейчас. Смысл ее предельно прозрачен: территории, заселенные народами, говорящими на финских языках, должны быть часть финляндского государства.
В этой связи интересна история культового произведения Яна Сибелиуса «Егерский марш» на слова егеря Хейкки Нурмио. В первоначальном тексте пелось:
Viro, Aunus, Karjalan kaunis maa, yks’ suuri on Suomen valta
то есть Эстония, Олонец, прекрасные просторы Карелии, одна огромная финская держава. Очевидно, с таким текстом он был исполнен 19 января 1918 г., в день начала гражданской войны в Финляндии. Но вскоре Эстонию заняли немцы, и текст изменили, чтобы не обижать могущественного союзника, на:
Häme, Karjala, Vienan rannat ja maa, yks' suuri on Suomen valta
то есть Тавастия, Карелия, берега и просторы Беломорья, одна огромная финская держава. Иными словами вектор экспансии был аккуратно направлен на восток. Именно в таком виде вам и предлагается прослушать это произведение классика финской музыки и заценить визуальный ряд:
А как финны представляли себе пределы Великой Финляндии? В клипе выше мелькает одна из таких фантастических карт, ниже представлено еще несколько. Вообще, в этой стране популярна альтернативная история, и на соответствующих сайтах вдоволь карт, демонстрирующих, как именно должна была бы выглядеть Финляндия в тот или иной исторический период.
Вот относительно реалистические захватнические планы: что-то такое рисовал в своем воображении Маннергейм и в 1918, и в 1941 годах:
Вот как такая Финляндия выглядела бы на карте новой Европы (зацените флаг):
Кстати, Финляндия и свастика – отдельная история. Она была опознавательным знаком финских ВВС до 1945 г., но в прочей символике авиаторов сохранялась до 2020 г., когда финны сообразили, что уже как-то не комильфо. Впрочем, на флаге академии ВВС она красуется по сей день. Специально даю ссылку на английскую Вики, потому что в русской гордое знамя спрятано вглубь. При каждом появлении финской свастики вы увидите примечание о том, что она не имеет никакого отношения к нацизму (не удивлюсь, если за этим следит какое-нибудь финское Ольгино). Просто так совпало, что Финляндия – с хорошими, голубыми свастиками – была союзницей нацистской Германии, ее войска совершали военные преступления против мирных жителей СССР и обеспечивали блокаду Ленинграда с севера.
В заключение еще пара карт Великой Финляндии, демонстрирующие рост аппетитов вплоть до выхода на границу с дружественной Якутией:
О том, как строительство Великой Финляндии происходило в реальной жизни, поговорим в следующий раз.
Продолжение: 1918-1919: Что из идеи Великой Финляндии вышло в реальной жизни