Это продолжение цикла постов об истории границ в Прибалтике. Начало – здесь.
К началу 1920 г. боевые действия с Эстонией и Латвией окончены, в январе РСФСР подписывает с ними перемирие. Главной проблемой (не только для советской России, но и для Литвы) становится наступление поляков, которые тогда же берут Двинск и передают его латышам. 2 февраля РСФСР подписывает Тартуский мирный договор с Эстонией, установивший границу между двумя странами примерно по линии фронта на тот момент. В Эстонии оказались населенные русскими и сету Печорский уезд и правый берег Наровы, где жили преимущественно малочисленные финские народы ижора, водь и ингерманландцы. Необычайно подробную статью об этом регионе предлагает русская Википедия, что как бы намекает на ее заказчика. Граница Эстонии с Латвией была окончательно установлена в 1923 г. Впрочем, все свои границы межвоенная Эстония считала компромиссными. На карте 1920 г. с пометками эстонского главнокомандующего Лайдонера показаны «этнографические границы», доходящие до Петрограда:
А на фото – эстонско-латвийская граница в 2015 г., когда автор этих строк проезжал ее в последний раз:
12 июля 1920 г. РСФСР подписывает Московский договор с Литвой, а 11 августа – Рижский договор с Латвией, по которому та получает не только латгальские, но и русские земли из состава Псковской губернии.
Эта карта 1919 г. замечательна не только отсутствием восточной границы – еще непонятно, чьей будет Латгалия – но и тем, что она в старой орфографии, в которой долгота гласных обозначалась добавлением h: Rihga вместо Rīga (подробно рассмотреть можно здесь). Кроме того, у многих городов здесь еще немецкие названия. А вот на этой карте мы видим уже новую восточную границу и новую орфографию:
И еще мы видим – на обеих картах – такую просуществовавшее несколько лет явление, как латвийско-немецкая граница.
Еще Мельнский мир закрепил за ВКЛ город Палангу, который стал ее единственным морским портом на многие столетия. По итогам третьего раздела Речи Посполитой Паланга вместе со всей Литвой вошла в состав России, а в 1819 г. была передана из Ковенской губернии в Лифляндскую. Можно сказать, что Российская империя восстановила непрерывность германских колоний в восточной Прибалтике: Восточная Пруссия стала теперь примыкать к ее остзейским губерниям. Новорожденная Латвия считала Палангу своей, как и всю бывшую Курляндскую губернию.
Осознав, что ей нужен выход к морю, Литва начинает тяжбу с Латвией. Некоторые литовские деятели, поднимая ставки, требовали и Латгалию на том основании, что она населена католиками. Спор продолжался до 1921 г., когда международная комиссия под руководством Джеймса Симпсона постановила отдать район Паланги Литве. Латвия в качестве компенсации получила несколько большую территорию, в том числе город Окнист (на первой карте он еще Oknist, но второй – уже Akniša, сейчас же зовется Aknīste).
А вот, чтобы два раза не вставать, прекрасная туристическая карта межвоенной Латвии:
Читателям предлагается найти на карте красноармейца в каске Адриана, который, повернувшись спиной к своему латышскому визави, стоит на восточной границе.
Продолжение: Как Мемель стал Клайпедой, и кому это было выгодно