Метод а-ля-прима — живопись по сырому, написанная в один сеанс.
Эта техника означает писать сразу, без последующих капитальных изменений. По этому методу каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, затем художник, имея в виду общее, переходит к следующей детали и так далее. Все цвета берутся сразу в нужную силу.
Такой метод особенно уместен при исполнении пейзажных этюдов,
когда изменчивые состояния погоды обязывают к быстрой технике исполнения. Этим, возможно, следует объяснять расцвет техники а-ля-прима.
Метод а-ля-прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную
свежесть и сочность красочных звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. В быстром по исполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим.
Желающий овладеть техникой акварели должен приобрести навыки и в той и в другой манере письма, раздельно или сочетая их вместе.
Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения — аля-прима или лессировки. Каждый из них предполагает необходимость чувствовать цвет, понимать форму, то есть уметь слагать форму цветом. Художник обязан, работая над частным, видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель.
Поскольку, как мы сказали, при методе а-ля.прима цвет берется
сразу же в нужную силу и должного тона, здесь более употребительны
механические смеси — составление искомого цвета с помощью нескольких красок.
При составлении смесей не рекомендуется прибегать ко многим краскам. Нужно составлять цвет из двух, максимум из трех красок. Лишняя краска, как правило, ведет к замутнению, к утрате свежести, яркости, цветовой определенности,
Как и при лессировках, здесь тоже лучше пользоваться красками,
однородными по свойствам, то есть прозрачные смешивать с прозрачными, плотные с плотными. Правда, нужно сказать, что в работе а-ля-прима это правило менее обязательно, так как любая красочная смесь, положенная на чистое поле бумаги тонким слоем, сохраняет известную свежесть, цветность.
Следует помнить, что, желая получить сильный, насыщенный цвет,
нужно прибегать и к краскам, обладающим большей цветностью. При
составлении же цветов ненасыщенных прибегают к смесям красок, обладающих меньшей насыщенностью, — к землистым, например, или добавляют к насыщенной, прозрачной краске непрозрачную — коричневую или черную.
Во всех случаях нужно соблюдать требование, чтобы при высыхании краска оставалась прозрачной, не была доведена до матовости.
Рекомендуется устанавливать сразу же ведущие в натуре контрасты — места, наиболее глубокие по силе тона и наиболее насыщенные
по цвету, чтобы сразу же определился регистр цветового тона, наметились пределы между самым светлым и самым темным, между самым насыщенным в натуре и подчиненными ему градациями.
Когда намечены тени, определяют полутона, сравнивая их между
собой.
Не увлекайтесь случайностью пятен, каждый мазок призван отвечать своему назначению — строго согласоваться с формой, рисунком.
Сознательно используйте фактурные, материальные свойства красок. При передаче воздуха, воды, пространства, при изображении теней применяйте прозрачные краски. Рельеф земли, строения, тяжелые, грубые по природе предметы лучше изображать плотными, имеющими зернистую фактуру красками.
Необходимо помнить, что при высыхании акварельные краски кое-что теряют в силе цвета. Поэтому лучше составлять нужный цвет более насыщенным и ярким ( как говорят « с запасом») для того, чтобы избежать в живописи неприятной анемичности.
Многие иллюстрации и кадры с видеоуроков взяты из интернета.
#Коллектив-авторов-Школа-изобразительного-искусства-_вып.01_-1964г#Попрограммехудучилища#РИСУНОК#РИСОВАНИЕСНАТУРЫ #акварель