Кажется, эпоха пароходов давно прошла, и посмотреть на эти машины можно только в музеях, на сохранившихся фото и в видеохронике. Но на самом деле старейшее речное пассажирское судно до сих пор эксплуатируется, и на нем можно прокатиться. Это пароход-колесник «Н.В. Гоголь», который был построен более 100 лет назад на Волге, в Нижнем Новгороде.
Судно — признанный объект культурного значения. «Н.В. Гоголь» вошел в Книгу рекордов России как самый старый пассажирский пароход на ходу.
На канале «История Волжского пароходства» мы продолжает рассказывать о необычных судах, изучать «биографию» пароходов и теплоходов, делиться интересными фактами о древнем флоте.
Уникальный памятник судостроения
Пассажирский речной колесный пароход «Н. В. Гоголь» дольше века ходит по российским рекам. На данный момент он является единственным подобным судном, которое работает в России. Несмотря на почтенный возраст, пароход, как и раньше, совершает регулярные рейсы, перевозя отдыхающих.
Началась его история в 1911 году в Нижнем Новгороде, где местные корабелы построили двухпалубное комфортабельное круизное судно, один из крупнейших колесных пароходов России. Таких судов спустили на воду два — второй пароход получил название «Генерал Кондратенко». За пару лет до этого нижегородцы построили пароход «Михаил Криличевский». Опыт оказался успешным, и новый проект снова доверили проверенным судостроителям.
По меркам начала ХХ века суда были оборудованы по самому современному слову техники. На момент постройки пароход «Н.В. Гоголь» вмещал 695 человек. На судне были 29 пассажирских кают, рассчитанных на 53 пассажира. Проектировщики парохода предусмотрели даже каюты класса «люкс» и «полулюкс».
Характеристики парохода «Н.В. Гоголь»:
· длина — 70,7 м;
· ширина — 14 м;
· осадка — 1,4 м;
· в движение судно приводили два огнетрубных пролетных котла с площадью нагрева 83,4 м², одна наклонная паровая машина тройного расширения мощностью 380 л. с.;
· в качестве движителей использовались 2 боковых гребных колеса, которые способны разогнать пароход до 20 верст в час (это 21 км/ч);
· объем заправочных баков — 62 тонны, этого хватало на 6 дней пути.
Ноу-хау теплохода — особая конструкция колеса:
«Для обеспечения максимальной экономичности работы гребные колеса оснащались эксцентриковыми приводами разворота плиц, благодаря которым плицы (лопасти) при вращении колеса заходили в воду не плоскостью, чтобы не было шлепка, а ребром. Под водой плицы разворачивались перпендикулярно касательной к окружности обода колеса, а при выходе из воды снова поворачивались ребром к водной поверхности», — рассказывает почетный судостроитель Александр Бобрецов в книге «Н.В. Гоголь». Из века в век».
Капитан парохода «Н.В. Гоголь» Ю.А. Дегтев отмечал, что конструкция этих судов оказалась на удивление удачной, сочетавшей в себе высокую надежность всех компонентов колесника, его экономичность, маневренность, устойчивость, достаточную простоту в управлении и эксплуатации.
Стоил такой пароход 140 000 рублей. Свои ходовые испытания «Н.В. Гоголь» и «Генерал Кондратенко» проходили на Волге, по маршруту Сормово-Балахна. Чтобы проверить пароходы, их равномерно нагрузили чугуном до проектной осадки. Машины работали отлично, без посторонних стуков, плавно.
Затем из Нижнего Новгорода пароходы отправились в непростой путь на Северную Двину. Они прошли по Волге, Шексне, Северо-Двинской системе через Кубенское озеро и по Сухоне. Так как шлюзы Северо-Двинской системы не позволяли пройти судам, их разобрали на три части: носовую, среднюю и кормовую. Сборка пароходов провели в Великом Устюге.
Пароходы работали на линии Вологда - Архангельск. Рейсы были продолжительными, на дорогу уходило до 4 дней, однако пассажирам (особенно первого и второго класса) было не скучно. Они могли проводить время в салоне отдыха, библиотеке, буфете, баре, париться в сауне. Еще были на пароходе пассажиры третьего класса и палубные пассажиры, коротавшие время путешествия на березовых дровах, сложенных на нижней палубе. Бывали на пароходе «Н.В. Гоголь» и необычные «гости»: крестьяне возили коров, лошадей, поросят. Этот «живой уголок» размещали на корме, под навесом.
Интересный факт:
В котлах парохода «Н.В. Гоголь» сгорало до 40 кубометров дров в сутки, это примерно 17 грузовых «ГАЗелей», забитых поленьями. Поэтому на пристанях через каждые 200 км хода были организованы склады с топливом.
Сквозь все эпохи
Во время Гражданской войны пароход использовали как плавучий госпиталь и военный транспорт. В 1919 году его разобрали и по железной дороге перевезли в Петроград на ремонт, после которого «Н.В. Гоголь» опять вернулся на свою привычную линию Вологда - Архангельск.
В 1939—1941 годах судну потребовалась замена корпуса. После проведенных работ единственными оригинальными деталями от парохода начала столетия остались паровая машина и паровые котлы. Интересно, что старый корпус парохода не разобрали, его еще несколько лет использовали в качестве гостиницы.
В годы Великой Отечественной войны пароход «Н.В. Гоголь» работал на линии Великий Устюг - Архангельск. Он стал флагманом пассажирского флота и нес трудовую вахту все военные навигации. Во время очередной модернизации, которую провели в конце 1950-х, судно перевели с угольно-дровяного на мазутное топливо.
В начале 1960-х с верфей один за другим спускали новые пассажирские суда, которые быстро вытесняли устаревшие модели. Но нашему герою повезло. В 1972 году он превратился в плавучую базу отдыха в Северодвинске и выполнял круизные рейсы по Северной Двине.
Пароходу «Н.В. Гоголь» посчастливилось застать Российскую империю, СССР и современную Россию. В 1994—1996 годах пароход прошел через очередную реконструкцию, во время которой ему сохранили исторический облик, но обновили содержание — оснащение стало отвечать современным требованиям к круизным судам. Сейчас его пассажировместимость составляет 140 человек.
В 1998 году уникальный пароход признали объектом культурного наследия регионального значения и взяли под охрану. «Н.В. Гоголь» и по сей день курсирует по Северной Двине как круизное ретро-судно.
В копилке парохода много наград, в том числе Национальная туристская премия имени Юрия Сенкевича. «Н.В. Гоголь» получил почетный знак «Морское наследие России».
А вы бывали на пароходе-колеснике «Н.В. Гоголь»? Поделитесь впечатлениями в комментариях!
Читайте также:
Гиганты на Волге. Какими были легендарные пароходы Альфонса Зевеке?
Рекорд «Степана Разина»: как капитан Николай Чадаев караван барж по Волге водил
На всех парах: как по Волге пошли первые суда на березовых дровах