Строительство этого объекта на северо-западе России, в торговом порту Усть-Луга, началось в 2012-м. Однако, через четыре года после старта кампании проект был заморожен из-за признания банкротом генерального подрядчика — ОАО «ПСТ». Примечательно, что проблемы с ним возникали и ранее — в 2014-м ФГУП «Росморпорт» взыскало с «ПСТ» 3,4 млрд руб. за срыв сроков работ по дноуглублению.
Вернуться к стройке обещали не раз. В частности, ожидалось, что базу обеспечивающего флота (БОФ), готовую на 65%, продолжат возводить во второй половине 2022-го. Но не случилось. Наконец, в 2023-м соответствующий договор заключили с компанией «Геолайн», которая в июне 2024-го возобновила работы на площадке. Стоимость контракта — 1,3 млрд руб. Обновленная проектно-сметная документация была подготовлена чуть ранее ООО «НПК "МортрансНИИпроект"» — в январе 2022-го профильное учреждение после проверки ПСД выдало положительное заключение.
Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2026-й. До конца текущего года новый подрядчик преимущественно будет заниматься демонтажем тех конструкций, которые из-за длительного простоя пришли в негодность. Тем не менее полного разбора уже построенных объектов, как заверяют представители компании, не понадобится — в отдельных случаях ограничатся ремонтом поврежденных временем частей различных сооружений.
В целом в рамках проекта предполагается построить шесть причалов суммарной протяженностью 1 км, очистные сооружения, комплекс для термического обезвреживания различных типов отходов, образующихся в ходе эксплуатации порта; пожарную насосную станцию и административные здания. Все объекты будут размещены на площади 11 Га.
С учетом расширения многофункционального порта и планами по дальнейшему увеличению мощностей по перевалке различных (в том числе контейнерных) грузов (на эти цели до 2033-го намерены потратить 50 млрд руб.), строительство базы обеспечивающего флота, как подчеркивается, является крайне важным проектом. Отсутствие БОФа тормозит развитие Усть-Луги, остающейся крупнейшим и самым глубоководным портом Балтийского моря.
Будущая база обеспечит комплексное обслуживание транспортных судов в морском порту. БОФ будет оказывать услуги бункеровки, буксировки, лоцманской и ледокольной (в зимний период) проводки судов; производить сбор (с последующей обработкой и обезвреживанием) отходов с заходящих в порт судов, заниматься мониторингом и ликвидацией разливов нефтепродуктов и выполнять некоторые другие операции. В общей сложности обеспечивающий флот будет насчитывать почти полсотни судов.