Найти в Дзене
Строительный мир

Стройка в крупнейшем порту Балтики возобновляется после длительного простоя

Строительство этого объекта на северо-западе России, в торговом порту Усть-Луга, началось в 2012-м. Однако, через четыре года после старта кампании проект был заморожен из-за признания банкротом генерального подрядчика — ОАО «ПСТ». Примечательно, что проблемы с ним возникали и ранее — в 2014-м ФГУП «Росморпорт» взыскало с «ПСТ» 3,4 млрд руб. за срыв сроков работ по дноуглублению.

© Красный / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Порт Усть-Луга, 2021 г. Является крупнейшим по грузообороту портом Балтийского моря — 112,5 млн т грузов за 2023 г.)
© Красный / Wikimedia Commons / CC BY-SA 4.0 (Порт Усть-Луга, 2021 г. Является крупнейшим по грузообороту портом Балтийского моря — 112,5 млн т грузов за 2023 г.)

Вернуться к стройке обещали не раз. В частности, ожидалось, что базу обеспечивающего флота (БОФ), готовую на 65%, продолжат возводить во второй половине 2022-го. Но не случилось. Наконец, в 2023-м соответствующий договор заключили с компанией «Геолайн», которая в июне 2024-го возобновила работы на площадке. Стоимость контракта — 1,3 млрд руб. Обновленная проектно-сметная документация была подготовлена чуть ранее ООО «НПК "МортрансНИИпроект"» — в январе 2022-го профильное учреждение после проверки ПСД выдало положительное заключение.

Сдача объекта в эксплуатацию намечена на 2026-й. До конца текущего года новый подрядчик преимущественно будет заниматься демонтажем тех конструкций, которые из-за длительного простоя пришли в негодность. Тем не менее полного разбора уже построенных объектов, как заверяют представители компании, не понадобится — в отдельных случаях ограничатся ремонтом поврежденных временем частей различных сооружений.

© Пресс-служба компании «Новотранс»  / novotrans.com / CC BY-SA 4.0  (Порт Усть-Луга, 2016 г. В данный момент в порту работает 13 терминалов, обеспечивающих перевалку наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов)
© Пресс-служба компании «Новотранс» / novotrans.com / CC BY-SA 4.0 (Порт Усть-Луга, 2016 г. В данный момент в порту работает 13 терминалов, обеспечивающих перевалку наливных, навалочных, генеральных и контейнерных грузов)

В целом в рамках проекта предполагается построить шесть причалов суммарной протяженностью 1 км, очистные сооружения, комплекс для термического обезвреживания различных типов отходов, образующихся в ходе эксплуатации порта; пожарную насосную станцию и административные здания. Все объекты будут размещены на площади 11 Га.

С учетом расширения многофункционального порта и планами по дальнейшему увеличению мощностей по перевалке различных (в том числе контейнерных) грузов (на эти цели до 2033-го намерены потратить 50 млрд руб.), строительство базы обеспечивающего флота, как подчеркивается, является крайне важным проектом. Отсутствие БОФа тормозит развитие Усть-Луги, остающейся крупнейшим и самым глубоководным портом Балтийского моря.

© Минтранс РФ / mintrans.gov.ru (Порт Усть-Луга, 2022 г.)
© Минтранс РФ / mintrans.gov.ru (Порт Усть-Луга, 2022 г.)

Будущая база обеспечит комплексное обслуживание транспортных судов в морском порту. БОФ будет оказывать услуги бункеровки, буксировки, лоцманской и ледокольной (в зимний период) проводки судов; производить сбор (с последующей обработкой и обезвреживанием) отходов с заходящих в порт судов, заниматься мониторингом и ликвидацией разливов нефтепродуктов и выполнять некоторые другие операции. В общей сложности обеспечивающий флот будет насчитывать почти полсотни судов.

🗺️ См. карту МТК «Усть-Луга»