Этот масштабный проект активно обсуждали в начале прошлого десятилетия. В 2011-м были подписаны документы, согласно которым новый глубоководный порт в Беломорске (Карелия) уже через четыре года должен был принять первые суда. Тогда на базе угольного причала и ныне заброшенного рыболовного порта, появившегося здесь еще в первой половине 20 столетия, предполагалось создать современный комплекс для перевалки грузов — порядка 15 млн тонн в год.
Инициатором кампании выступило ЗАО «Беломорский порт», специально созданное под данный проект, реализовать который планировали в формате государственно-частного партнерства. Задумку в то время оценили почти в 10 млрд руб. Позднее, по сути так и не приступив к основным работам, сроки ввода объекта в эксплуатацию сдвинули на 2019-й, а затем — на 2024-й. Но воплощен проект так и не был. В 2022-м в Министерстве экономического развития республики Карелия уточнили, что находятся в поисках нового инвестора. Правда, на следующий год порт исключили из схемы территориального планирования РФ в области транспорта.
В мае 2024-го стало известно, что проект намерены все-таки реанимировать. Об этом в частности заявил глава региона Артур Парфенчиков, подчеркнувший, что через будущий порт, имеющий удачное географическое положение и транспортную доступность, грузы будут уходить в Китай, страны Юго-Восточной Азии и Южной Америки.
По сути водные пути соединяют Беломорск с пятью морями — Баренцевым, Белым, Каспийским, Азовским и Черным. Этот северный город расположен вблизи важных транспортных узлов — железнодорожной станции Беломорск, открытой еще в 1916-м; федеральной трассы Р-21 «Кола» Санкт-Петербург – Петрозаводск – Мурманск – Печенега – Борисоглебский и Беломорско-Балтийского канала. По предварительным оценкам, на воплощение проекта глубоководного морского порта понадобится около 50 млрд руб.
Правда, не все согласны с актуальностью данной инициативы. Отдельные наблюдатели задаются вопросами: Насколько целесообразен проект с экономической точки зрения? Где взять средства на его реализацию? Какие именно грузы будут переваливаться в этом порту? Где флот, который будет эти грузы перевозить (а с учетом того, что порт шесть месяцев в году будет находиться подо льдом, нужен и ледокольный флот)?
Заместитель Председателя Комитета Государственной Думы РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Валентина Пивненко еще в 2018-м говорила о том, что рентабельность проекта вызывает сомнения. А часть экспертов заявляла, что первоначально необходимо реконструировать Беломорско-Балтийский канал, иначе смысл в наличии карельского порта вообще теряется.