Мы продолжаем рассказывать о Летней многопрофильной школе в Архызе.
В конце первой рабочей недели ученики выбрали проекты — астрофизические, физические и биологические, — над которыми работали в течение оставшегося времени, чтобы защитить на итоговой конференции. Для многих эти летние проекты перерастут в серьезные работы следующего учебного года, а кто-то, возможно, даже вернется в Архыз для продолжения исследований, как это сделала десятиклассница Екатерина Трифонова. Уже второй год она под руководством учителя биологии Евгении Михайловны Лазаревой исследует цветовосприятие ручейников — насекомых, личинки которых живут в воде.
Личинки ручейника известны как изобретательные архитекторы — свой домик они быстро и изящно сооружают из доступных материалов: кусочков листьев и палочек, песчинок и даже мелких ракушек. Считается, что личинки не способны различать цвета. Чтобы понять, так ли это, Катя проводит следующий опыт: отделив приблизительно треть домика, она помещает личинки в емкости, на дно которых насыпана смесь цветного песка. Каждая емкость имеет освещение или фон определенного цвета.
Уже через два дня ручейники достраивают свой домик, используя цветной песок. После этого Екатерина снимает новый «этаж» — потом она проанализирует состав каждого, подсчитав количество песчинок всех цветов с помощью специально написанной для эксперимента программы. По прогнозам Кати, посчитать нужно будет больше 10 тысяч песчинок! А после этого эксперимента она планирует сделать генетический анализ ручейников и изучить морфологию их глаз.
Различают ли ручейники цвета? Есть ли у них цвета любимые и нелюбимые? Влияет ли на их выбор цвет освещения и фона? Ответы на эти вопросы впереди — результатом эксперимента Екатерины мы обязательно поделимся.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как поступить в «Летово»?