Найти в Дзене
Журнал ПРИГОРОД

Дачный магнит

Оглавление
Фото Александра Беленького
Фото Александра Беленького

За последние два года россияне изменили свое отношение к даче.

По данным опроса, проведенного компанией Starwind, 13% опрошенных сообщили, что стали чаще приезжать на дачу и работать там. Еще 22% отметили, что проводят на даче отпуск вместо поездок за границу. Более 28% стали посещать свои загородные участки круглый год.

(В интерпретации данных Starwind есть, конечно, неточности. В публикациях СМИ так и пишут: «Почти четверть россиян предпочитают проводить отпуск на даче вместо заграницы».

Можно еще написать: ¾ россиян предпочитают китайские авто европейским и южнокорейским… Чего уж там: что есть - то и «предпочитают»).

Некоторые тренды подмечены верно. Санузел «в доме» отметили 50%. (Опрос проводился по РФ в целом, а не только по мегаполисам), горячая вода нужна 45%, стабильный интернет - 38%.

Наличие садовой техники важно для 23% респондентов. «Все больше людей воспринимают загородный участок не только как место для отдыха и тишины, но и как возможность выращивать собственные экологически чистые овощи и фрукты», - пишут эксперты Starwind.

Оценивая эти данные, надо, конечно, учитывать, что компания занимается как раз продажей мелкой бытовой техники.

Но и у экспертов «Пригорода» не вызывают сомнений две основные тенденции. Во-первых, загородная недвижимость раскупается лучше, чем городская. (После отмены льготной ипотеки мы это увидим еще отчетливее). Во-вторых, грань между дачей (куда приезжают на выходные или в сезон) и постоянным загородным домом постепенно стирается.

Важные подробности выявились в ходе более глобального и серьезного опроса, проведенного ВЦИОМ. Для 91% респондентов дача ассоциируется с отдыхом, но и грядки занимают солидное место - на уход за участком готовы тратить время 57% опрошенных.

При этом дача или садовый участок есть у каждого второго горожанина.

При этом доля владельцев загородных домов для постоянного проживания за 10 лет вырос в три раза: с 8% в 2014 году до 24% в 2024-м. Популярность «сезонного» жилья снизилась за этот же период с 29% до 18%.

В общем, сегодня «дача» - это не столько описание объекта, сколько динамично меняющееся обозначение определенного вектора жизни, направленного на экологию, ЗОЖ и прочие природные радости. Но с растущими требованиями к городскому уровню комфорта - насколько это возможно.

Дмитрий Синочкин

Вернуться на страницу журнала "Пригород"