Найти тему
Память Даурии

Принц Аравии в Забайкалье.

В забайкальских войсках атамана Григория Семенова было множество людей различных национальностей: русские, буряты, представители монгольских племен, немцы, сербы, татары, евреи и как неудивительно, но и арабы.
Капитан турецкого генерального штаба Сеид Сиддик-паша Аль-Кадири, происходивший, по его словам, по прямой линии от пророка Магомета, был освобожден из лагеря для военнопленных в Даурии бароном Романом Унгерном.

Лагерь военнопленных. Сретенск.
Лагерь военнопленных. Сретенск.

В Забайкалье Аль-Кадири попал вместе с другими военнопленными скорее всего в 1915 году, после того как русские войска разбили турок во время проведения Сарыкамышской операции.
Аль-Кадири изъявил желание поступить на службу к своим освободителям. Вскоре он, в декабре 1917 года был определен на службу в штаб Особого Маньчжурского отряда.

Здание штаба атамана Г.М. Семенова.
Здание штаба атамана Г.М. Семенова.

Вскоре после заключения перемирия на Западном фронте, он связался, при посредстве великобританского генконсульства в Харбине, со своими родными в Багдаде, и по прошествии некоторого времени получил письмо из британского посольства в Пекине с просьбой не задерживаться в Сибири для скорой отправки на родину.
Где была родина Аль-Кадири установить затруднительно. В то время многие современные арабские государства являлись частью Османской империи.
Из забайкальской газеты «Восточная Окраина» за 1920 год известно, что Аль-Кадири представитель арабского королевства Геджаза при Главнокомандующем Григории Михайловиче Семенове. Сеид Аль-Кадири в это время был в чине подполковника.
Григорий Семенов вспоминал, что Аль-Кадири отказался воспользоваться предложением британцев и просил разрешить ему остаться до конца борьбы с большевиками к которой он считал себя приобщенным с того момента, как из положения военнопленного он был назначен в состав штаба.
В своих воспоминаниях читинский священник Филофей, состоявший при Семенове, приводит следующие сведения: «В течении нескольких месяцев в Чите находилась одна особа, о существовании которой знало только несколько офицеров. Этой особой был арабский князь Аль-Кадири. Князь этот жил у Семёнова в гостинице, где последний учил его, как нужно вести пропаганду среди арабов. Я знаю, что князь Аль-Кадири вскоре выехал из Читы к себе на родину. С ним вместе должны были выехать два-три офицера Семёнова. По дороге на родину он должен был задержаться на некоторое время в Персии, где находились агенты Семёнова».
Скорее всего Аль-Кадири покинул Забайкалье осенью 1920 года, вместе с отступавшими в Маньчжурию войсками атамана Семенова.

-3

Из воспоминаний Григория Семенова известно, что Аль-Кадири все же добрался до Геджаза и занимает видное положение на своей родине, также не теряет связи и с забайкальским атаманом.
Таинственное королевство Геджаз упомянутое в «Восточной окраине» это арабское государство Хиджаз, провозгласившее независимость от Османской империи в 1916 году. Управлялось династией Хашимитов. В середине 1920-х было завоёвано Недждом, после чего было создано объединённое Королевство Неджд и Хиджаз.
Сеид Аль-Кадири писал: «Во имя этой свободы беспрерывно 500 лет мы проливали нашу кровь в борьбе с турками. Эмир Абд Аль-Кадири 50 лет боролся с французами за независимость. Сын Абд Аль-Кадири назначен Францией правителем Сирии. Мы, арабы, это сделали бы и без Франции. И теперь, если понадобится, мы будем драться ещё 550 лет за свободу арабского народа».
Здесь имеется ввиду договор 1834 года, заключенный генералом Демишель и Абд Аль-Кадири о перемирии и свободе торговли.

-4

Согласно этому документу, Франция признавала весь Западный Алжир, за исключением приморских городов, территорией суверенного арабского государства. Это обстоятельство подняло авторитет Абд аль-Кадири и привлекло новые племена к его движению. Договоренность с Демишелем была крупным дипломатическим достижением эмира.
Кроме воспоминаний атамана Семенова о судьбе принца Аль-Кадири после пребывания в Забайкалье достоверных сведений нет.

-5