При трудоустройстве соискатель нередко может услышать, что компания выделит ему наставника. Или ментора. Так ментора или наставника, и кто лучше в конкретно взятом случае?.. Давайте разбираться в терминологии.
Немного словоблудия
В словаре Ожегова слово «наставник» имеет следующее определение: это опытный работник или высококвалифицированный специалист, у которого другие сотрудники могут получить поддержку или совет. Есть еще вариант: мастер или опытный рабочий, который обучает молодежь на производстве.
Согласно тому же словарю, ментор — это лицо, дающее советы, или наставник, руководитель, неотступный надзиратель. С этой точки зрения термин менторство звучит логичнее по отношению к новенькому в коллективе, так как ментор должен контролировать своего подопечного. Однако у нас в обществе для ситуации с трудоустройством прижился именно термин «наставник».
Как в жизни?
Наставник обучает другого по принципу «повторяй за мной», передавая свой багаж знаний и опыта, определенные алгоритмы, по которым привык работать сам. Если брать рабочий коллектив, то наставник — это сотрудник, который трудится на той же вакансии, что и новоиспеченный работник. Он помогает влиться в команду, разъясняет правила компании, нюансы корпоративной культуры, взаимоотношений, рассказывает об основных рабочих моментах. В целом это такой же сотрудник, как и вы, просто с большим опытом. Если брать положение — фактически это более опытный партнер, а значит, и взаимоотношения выстраиваются не в плоскости учитель-ученик, а, скорее, старший товарищ — младший товарищ.
Ментор, помимо навыка решения типовых задач, умеет выходить из сложных ситуаций. Он готов делиться своим опытом, дает возможность ученику пройти собственный путь, но без «набивания шишек». Если наставник может работать с большой аудиторией, то у ментора обычно один-два подопечных. Слова наставника можно пропускать сквозь призму сомнений, ментора следует слушать беспрекословно и записывать всё, что он говорит.
Ментор или наставник?
Чаще всего в компаниях при трудоустройстве предоставляют наставника. Этого достаточно, чтобы ввести новенького в курс дела, рассказать ему об основных нюансах работы и взаимоотношений в коллективе. Наставничество — идеальный вариант для новичка, при котором он не чувствует себя глупым цыпленком: наставник-товарищ просто помогает ему адаптироваться и сориентироваться в новых условиях. Наставничество на приземленном уровне существует даже в самых мелких компаниях. Даже при трудоустройстве уборщиком помещений отыщется человек, который покажет, где стоят швабры и лежат тряпки, объяснит, что нужно мыть в обязательном порядке, а какие углы следует особенно сильно драить перед приходом руководства.
Менторство — это круто. Хороший ментор плюс проработанная мотивация ученика дают толчок к мощному развитию. Хождения по онлайн-курсам, обучение в колледже и даже в институте, самостоятельные попытки учиться чему-нибудь бесплатными способами — вы можете заменить все это на ментора и получить эффективный результат в кратчайшие сроки.
Вывод: главное между менторством и наставничеством отличие заключается в уровне отношений между учителем и учеником. Связь между ментором и подопечным намного глубже, это цельный тандем, в то время как отношения с наставником более формализованы, хоть и находятся на уровне партнерства-товарищества. Кроме того, наставничество длится обычно небольшой срок, например, период адаптации в коллективе, тогда как менторство может затянуться надолго.
Как и везде, есть нюанс. Если ментора приставить к малоопытному сотруднику, который находится в самом начале профессионального пути, то это может привести к созданию эдакого клона. Специалист научится решать проблемы исключительно теми методами, которые заложит в него ментор, а вот самостоятельно находить решения ему будет крайне сложно.
Что общего у менторства и наставничества
- Условия. Ни менторство, ни наставничество не работают без мотивации обучающегося. Наставник или ментор могут сколько угодно биться, но если человек не готов принимать знания, он их не возьмет. И это не зависит ни от личности преподающего, ни от его опыта, ни от количества потраченного на обучение времени. Здесь можно возразить, что у хорошего педагога и мышь запоет, но если вы так считаете, вы просто не сталкивались с по-настоящему ленивыми людьми. Аналогичная ситуация сложится, если подопечный ждет волшебной таблетки или единственного секрета-совета, после открытия которого точно все пойдет на лад.
- Запрос. И наставничество, и менторство — это всегда ответ на запрос. Причем запрос может исходить от руководства — «объясните ему, как мы работаем», и от работника-новичка. Во втором случае шансы на успех выше, т.к. работник максимально заинтересован в обучении. В первом случае не все так однозначно. Если запроса нет ни от одной из сторон, а наставничество/менторство осуществляется для галочки, т.к. все привыкли к такому положению дел, обучение обречено на провал.
- Направленность обучения. В условиях ограниченных сроков (например, 3 месяца адаптации) невозможно запихать в чужую голову большой объем информации. Даже если преподающий расскажет все секреты мастерства и поделится всеми лайфхаками, без отработки на практике ученик это не усвоит и не запомнит. Поэтому хороший ментор или наставник первым делом вбивает в ученика основные ориентиры пути, по которому тот пойдет, и задает вектор его движения как специалиста.
- Конструктивная (не всегда) критика. Обратная связь — важнейший элемент и менторства, и наставничества. Это возможность посмотреть на себя и свои ошибки глазами другого человека, являющегося профи в вашей рабочей сфере.
Подведем итог: наставничество и менторство — в чем главная разница?
Если вы нуждаетесь в мощном толчке, хотите перезапустить карьеру или открыть свое дело, ищите ментора. Но ментор не приблизит вас к цели, если вы не знаете, чего желаете.
Если нужен наставник, его обычно можно найти на новом рабочем месте. Или же за определенную плату в профессиональных сообществах. Редко где сейчас можно обзавестись наставником-энтузиастом, который не возьмет денег за ведение начинающего специалиста.