Найти тему
ВЕДОМОСТИ

Дмитрий Малых: «Оплата по биометрии больше не пилот, идет полноценное внедрение сервиса»

Всего три года назад никто и представить не мог, какие изменения произойдут на финансовом рынке. Уход из страны платежных систем Visa и Mastercard, прекращение работы приложений для бесконтактной оплаты – привычные способы проведения платежей стали недоступны. Но это побудило к развитию альтернативных методов оплат – сначала Системы быстрых платежей (СБП), а затем собственных платежных сервисов банков и оплаты по биометрии.

Старший вице-президент Сбербанка Дмитрий Малых рассказал «Ведомости. Капиталу» о наиболее востребованных платежных сервисах в стране, а также о том, что помогает и мешает им развиваться.

«Сначала нужно создать инфраструктуру»

– В 2022 г. россияне лишились привычных способов оплаты. Банки обещали найти решение, чтобы мы могли платить смартфоном «как раньше» или даже лучше. На рынке появилась достойная альтернатива?

– Начну издалека. С 2014 г. Сбербанк инвестировал и устанавливал оборудование для бесконтактной оплаты в торговых точках, а в 2016 г. первым в стране запустил бесконтактные платежи через Apple Pay. Мы уже тогда понимали: сначала нужно создавать инфраструктуру и только потом потребители начнут использовать новые инструменты.

В 2022 г. после ухода из страны платежных систем Visa и Mastercard сервис Apple Pay стал недоступен. Чтобы его восстановить, необходимо было иметь доступ к Secure Element (защищенная операционная система в защищенном от несанкционированного доступа процессорном чипе. – «Ведомости. Капитал») и/или к антенне NFC iPhone, но это невозможно из-за ограничений iOS. Для того чтобы наши клиенты, жители нашей страны, не зависели от внешней ситуации, мы создали свою технологию – сервис SberPay NFC. Он работает на смартфонах с ОС Android и обеспечивает бесконтактную оплату с использованием модуля NFC и антенны внутри телефона.

– У вас не было подобного сервиса до 2022 г.?

– Был, но прекращал работу из-за ухода иностранных партнеров. Мы перезапустили сервис SberPay совместно с НСПК (Национальная система платежных карт – оператор системы «Мир», операционный и платежный клиринговый центр СБП. – «Ведомости. Капитал») и стали лидерами по бесконтактным платежам. В России примерно две трети смартфонов – на Android, так что большинству владельцев смартфонов в нашей стране снова доступна бесконтактная оплата.

– Были прогнозы, что после отключения приложений для бесконтактной оплаты россияне перейдут на оплату через СБП по QR-коду. Однако, по статистике ЦБ, на одного человека приходится в среднем 13 покупок по СБП в квартал. Это совсем немного.

– По статистике ЦБ, оборот по операциям c2b (QR-код в офлайн и платежные ссылки в онлайн) составляет около 1,2 трлн руб. в квартал. Основной объем таких операций приходится на онлайн-оплату, что подтверждает и наша статистика. Клиентам нравится, что не нужно предпринимать дополнительные действия: вводить реквизиты карты, коды из sms. Аналогом является еще один сервис из нашего семейства SberPay (6+) – оплата онлайн в один клик без ввода данных карты.

Денежный оборот по SberPay (оплата по QR офлайн и онлайн в один клик) в I квартале 2024 г. превысил 1 трлн руб., а количество транзакций составило 770 млн. За аналогичный период 2023 г. оборот составил 522 млрд руб., а число проведенных транзакций – 357 млн. Таким образом, оба показателя показали двукратный рост за год. Наши цифры уже сопоставимы с СБП, и мы продолжаем расти.

Один из важных факторов, почему все больше людей переходит на оплату через наш сервис, – возможность оставаться в программах лояльности банка. Тарифы для торговых предприятий со стороны банков-эквайеров при оплате через СБП зафиксированы, и доходность банков-эмитентов варьируется в среднем в пределах 0,2%, поэтому банки не могут одновременно поддерживать преференции по программам лояльности (начисление бонусов или кэшбэка), как при расчетах картами.

– А что делает Сбербанк, чтобы люди чаще использовали SberPay?

– Все просто: удобный, интуитивно понятный, бесшовный клиентский опыт оплаты. QR-кодам в офлайне не хватало стандартизации. Мы видим разные сценарии внедрения: где-то дают распечатку предчека на кассе, где-то – ламинированную наклейку. Это мешает формированию устойчивого клиентского поведения. Клиентский опыт, который сформировали мы, – это мульти-QR, который нативно отображается на платежном терминале. По нему можно оплатить по QR Сбера, QR СБП и QR других банков – наших партнеров. Код сформирован под конкретную покупку, которую можно сразу оплачивать. Это не требует переобучения кассиров. При этом сам терминал принимает и все остальные способы оплаты: картой, платежными стикерами, смартфоном с помощью NFC, по биометрии – оплату улыбкой. Клиент выбирает сам. Важно, что оплатить покупки через SberPay можно не только с нашим приложением, но и с приложениями банков-партнеров. Сейчас их уже 14.

– Часто слышала, что преимущество SberPay – возможность платить с кредитки. Насколько, на ваш взгляд, это важная опция? Есть ли какие-то еще фишки у SberPay?

– Есть устойчивое заблуждение, что кредитные карточки в СБП не используются. Но это не так. «Сбер» дает возможность клиентам оплачивать покупки кредитной картой и при расчетах по СБП, и через SberPay в онлайне.

Еще одна новая фишка – каскадные платежи. В приложении «Сбербанк онлайн» клиент так может настроить платежи, что по умолчанию деньги списываются с его основной карты, а при нулевом балансе на ней – с дополнительной. Если и там нет средств – с третьей. Этот сервис запущен в конце прошлого года, сейчас уже более 150 000 наших клиентов настроили такую функцию.

Также в прошлом году мы запустили платежные стикеры, они могут упростить оплату с карты для владельцев iPhone. Стикер можно наклеить на телефон и оплачивать касанием, пластик носить с собой не нужно. Стикеры – это дебетовый продукт, стикеров к кредиткам нет. Некоторые наши клиенты используют дебетовый стикер для настройки каскада: дебетовая карта-стикер с нулевым остатком, следующая за ней – кредитка. Получается в итоге кредитный стикер – вот такая русская смекалка.

Кроме того, мы даем возможность клиентам банка сохранять карты лояльности в SberPay на Android: пользователи могут сохранить и потом предъявить карту на кассе, а затем оплатить покупку бесконтактно. Также можно просматривать баланс карт без входа в приложение «Сбербанк онлайн» перед оплатой. То есть функционал SberPay NFC на Android даже шире, чем у Apple Pay.

– Сколько ваших клиентов используют SberPay? А также сколько у вас обслуживается мерчантов, принимающих платежи через сервис?

– Все наши сервисы успешно развиваются. В совокупности более 40 млн клиентов пользуются сервисами семейства SberPay. За год количество пользователей увеличилось в полтора раза. По технологии NFC осуществляется более 5 млн транзакций в день. А зарегистрировались, привязав свою карту к SberPay, в общей сложности 10 млн клиентов.

Что касается мерчантов, то сейчас у нас около 1,5 млн терминалов с QR-кодом. До конца года все терминалы будут оснащены этим функционалом – это еще 250 000. SberPay NFC принимается везде, где есть функционал бесконтактной оплаты по картам. Кроме того, около 45 000 онлайн-магазинов предлагают SberPay в качестве способа оплаты. Например, Wildberries недавно поделился цифрами – более 30% оплат на площадке совершается с помощью SberPay. Всего там семь способов оплаты и 35 банков.

«Первые эксперименты показали, что наше оборудование слишком дорогое»

– Со SberPay теперь можно платить улыбкой. Это прикольная фишка для привлечения потребителей или у таких расчетов есть бизнес-составляющая? Понимают ли клиенты и мерчанты, зачем им нужна оплата по биометрии?

– Как я говорил: сначала создается инфраструктура, затем приходит клиент. Мы проводили много экспериментов нового формата взаимодействия покупателя и продавца. Например, устанавливали умные камеры и весовые полки с датчиками в «Азбуке вкуса» в «Москва-сити». Клиенты заходили в магазин, система их идентифицировала. Они брали, что нужно, и просто выходили из магазина – деньги списывались автоматически. Были эксперименты с применением биометрии в разных вариантах – отпечаток пальца, ладони, голосовая и лицевая биометрия. Эти эксперименты показали, что стоимость оборудования или переоснащения бизнеса слишком велика.

При этом мы всегда осознавали, что биометрия обеспечивает более высокую скорость транзакций по сравнению с остальными способами и обеспечивает очень высокую степень защиты от мошеннических схем. Мы поставили перед собой цель найти недорогое и соответствующее нашим требованиям решение. Летом прошлого года мы успешно справились с этой задачей, выбрав POS-терминал, способный считывать контактные и бесконтактные карты и при этом оснащенный камерой. Мы научились делать качественные фотографии, обеспечивать устойчивый liveness (технология защиты от попыток мошенничества. – «Ведомости. Капитал») с помощью этой камеры, выполнять необходимые математические расчеты и быстро распознавать клиентов. После того как технология была готова, мы начали активное внедрение и замену нашего парка POS-терминалов новыми устройствами – с октября прошлого года.

– На какой стадии проект по оплате биометрией?

– Это уже далеко не проект, а полноценное внедрение. Из 2 млн платежных терминалов в торговых точках более 600 000 заменены на новые, и этот процесс продолжается. К концу года их будет уже больше 1 млн. Мы видим, что на половине новых устройств уже совершались платежи по биометрии. И цифра постоянно увеличивается.

– Полагаю, возникают серьезные сложности с внедрением новых терминалов – наверняка они дороже, плюс необходимо дополнительно обучать персонал торговых точек?

– Никаких сложностей. Кассирам ничего не нужно менять или настраивать, замена оборудования для продавцов бесплатна – инженер просто устанавливает новое устройство. Сейчас мы ждем завершения тестирования с крупными продуктовыми ритейлерами и после этого начнем активную коммуникацию с клиентами. Мы, безусловно, будем стимулировать оплату по биометрии. Клиенту нужно только один раз попробовать, и далее он поймет, что это удобно.

«Взломать нашу технологию практически невозможно»

– Что насчет безопасности? Очень много разговоров о том, что те же слепки лица могут стать доступны мошенникам и от этого нет защиты.

– В биометрии нулевой уровень мошенничества. Вместе с коллегами из Bi.Zone (компания по управлению цифровыми рисками, предоставляет услуги в сфере информационной безопасности. – «Ведомости. Капитал») мы пытались взломать нашу технологию: использовали фотографии лиц с мобильных телефонов, различные материалы, освещение, 3D-маски, грим – словом, пробовали разные способы взлома. Эксперимент показал: «пробить» нас в реальных условиях практически невозможно.

Кроме того, улыбкой без дополнительного подтверждения можно оплатить лишь недорогие покупки. При проведении крупных транзакций мы обычно запрашиваем у клиента PIN-код. По карте при бесконтактной оплате PIN-код требуется при операциях свыше 3000 руб., по биометрии порог выше – 5000 руб. Самая крупная покупка, оплаченная улыбкой, – автомобиль, сумма операции – 2,2 млн руб.

– А риск утечек биометрических данных вы полностью исключаете?

– Согласно федеральному закону № 572-ФЗ мы передали все биометрические данные в Единую биометрическую систему (ЕБС), оператор которой – Центр биометрических технологий (ЦБТ). Затем мы получили от ЦБТ векторы, которые используем при идентификации клиентов (по новому закону – для повышения безопасности – банки больше не могут хранить данные у себя, у них есть доступ только к векторам. – «Ведомости. Капитал»). Существуют разные мнения о конфиденциальности информации в ЕБС, но я считаю, что централизованное хранение биометрических данных государством обеспечивает и надежность, и контроль за их использованием.

Мы обеспечили необходимый уровень безопасности для удобной в использовании и приемлемой по стоимости технологии. Планируется небольшая модернизация, чтобы соответствовать требованиям регулятора, но пользователи не заметят изменений. В случае появления новых требований мы адаптируемся к ним.

– Допустим, терминал не перепутает меня и мошенника. Но может же не узнать из-за изменения лица. Например, оса укусила, губы накачала ботоксом.

– Небольшие изменения во внешности носителя биометрии – увеличение губ или укус осы – не влияют на оплату, потому что мы работаем не с картинкой, а с математикой и в большинстве случаев математика лица не изменяется.

– Если стоимость услуг эквайринга при установке новых терминалов, работающих с биометрией, остается прежней, то замена оборудования – расходы банка. Какие сроки окупаемости?

– Наши инвестиции отобьются в течение трех лет. Каждый год мы закупаем оборудование для обновления старого парка платежных терминалов. При модернизации мы используем новое оборудование такой же стоимости. Адаптация и настройка приема платежей по биометрии требует дополнительных затрат со стороны банка, поэтому важно, чтобы система работала без перебоев. Мы рассчитываем, что наши клиенты в этом вопросе будут нашими партнерами. Если не будет введено дополнительного регулирования, меняющего правила игры на рынке, именно клиенты Сбербанка станут продвигать эту технологию. Мы, как основной поставщик услуги, пионеры в этой области, и пока массового распространения биометрии среди конкурентов нет.

– Им это неинтересно?

– Напротив, мы общаемся с коллегами и видим их стремление предоставлять подобные сервисы клиентам. У нас есть партнерские взаимоотношения на платформе QR, и именно этим банкам мы предложим сервис биометрического эквайринга в первую очередь .

Кроме того, конкуренция в скором будущем может вырасти. Другие банки, использующие коммерческие биометрические системы, с большой долей вероятности захотят предоставлять аналогичный сервис для тех компаний, с которыми сотрудничают по эквайрингу. Важно обеспечить одинаковый клиентский опыт для всех, чтобы избежать различий в предоставляемых услугах. Мы ведем диалог с ЦБ и НСПК, чтобы разработать понятный и стандартизированный процесс, включая требования к устройствам, безопасность, качество распознавания, математические алгоритмы поиска по базе и скорость проведения транзакций.

«Мы хотим, чтобы оплата по биометрии стала рутиной»

– Каким будет дальнейшее развитие биометрических платежей?

– Мы хотим, чтобы технология перестала быть чем-то новым, фантастическим, чтобы с помощью биометрии совершались повседневные покупки и сформировалась привычка. Пока этот способ оплаты используют новаторы, молодые люди до 35 лет. Я считаю, что при стабильном развитии биометрии в ближайшие 3–4 года использование этой технологии выйдет на другой уровень при совместной работе с рынком, НСПК и ЦБ.

– Есть интересная инициатива – единый стандартизированный QR-код вместо разных кодов от разных банков, как сейчас. Что вы об этом думаете?

– При оплате наш QR-код можно читать мобильным приложением любого банка или камерой телефона. Мы уже разработали наш стандарт и сотрудничаем с другими банками.

Инициатива НСПК предполагает создание нового стандарта QR-кода. В этом есть как плюсы, так и минусы – например, это потребует доработки мобильных приложений. А многие банки не могут распространять новую версию мобильных приложений в App Store. Мы ведем диалог с другими банками и думаем, обсуждаем различные сценарии создания единого QR-кода. Клиент не заметит перехода и сможет пользоваться привычными Pay – не важно, кто поставил этот QR-код. Это предмет обсуждения с ЦБ.

– В конце 2021 г. я опрашивала экспертов о будущем платежного рынка и все говорили, что кардинальных изменений ждать не стоит. Но случился 2022 год, и наша реальность начала меняться. На ваш взгляд, в ближайшие 10–15 лет куда может прийти рынок?

– Мы ожидаем активного развития уже существующих платежных технологий. QR-коды продолжат использоваться, а цифровые сервисы станут еще более гибкими. При совершении транзакций через QR-код или мобильный телефон используется интерфейс, позволяющий создавать интересные сценарии для клиентов, такие как подсветка выгод и предложение опций BNPL (от англ. buy now – pay later, т. е. покупай сейчас – плати потом. – «Ведомости. Капитал»). Платежи с использованием биометрии будут набирать популярность.

Кроме того, сделаю акцент на тренде embedded finance – это финансовая технология, входящая в функционал нефинансового цифрового сервиса (маркетплейса, сайта страховой компании, сервиса бухгалтерского учета и т. д.). В этом случае платежи как бы невидимы, авторизация встроена в процессы. Такие сервисы уже существуют на рынке, и с их помощью взаимодействие между торгово-сервисными предприятиями, клиентами и бизнесом будет все больше уходить «под капот».

И безусловно, блокчейн и криптовалюта – это наше будущее. Их потенциал не раскрыт до сих пор. Мы видим, что регуляторы – Центральный банк и Минфин меняют свое отношение к криптовалюте, что дает нам основание полагать, что скоро наступит этап создания простых сервисов для клиентов с использованием технологии блокчейна.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц