Прежде всего, успешный школьник – это ученик, который находится в гармонии со своими академическими успехами и личностным развитием.
Что же нужно для того, чтобы ребенок смог им стать? Разбираемся вместе с заведующей лабораторией начального общего образования Института стратегии развития образования профессором, членом-корреспондентом РАО, заслуженным деятелем науки России Натальей Виноградовой.
Компоненты, обеспечивающие успешность учебной и познавательной деятельности младшего школьника, – это способность удивляться, сомневаться и размышлять. Разберем каждый из них.
«Способность удивляться – это присущая ребенку эмоциональная реакция на ситуацию, возникшую при встрече с необычным (с его точки зрения) объектом окружающего мира».
Зачем нужна эта способность? Еще древнегреческий философ Аристотель говорил: «Познание начинается с удивления». Именно оно рождает мотив познания и интерес к новому. Применение методов «педагогики удивления» – основа формирования этого качества у субъекта учебной деятельности.
«Методы могут быть разными. Например, удивление фактом, если задать школьникам вопрос: «Хотите узнать, почему остров Врангеля называют родильным домом белых медведей?» Или же удивление объектом и его поведением: «Знаете ли вы, что означает выражение "двигаться гуськом”? Посмотрите на фотографию, и она поможет вам ответить». А также удивление маленьким хитростям: «Хотите проверить, каким образом можно получить краски разного цвета?» – такие примеры приводит Наталья Виноградова.
Немаловажную роль играет способность сомневаться. Ведь знание ценно только тогда, когда оно является результатом устранения сомнения, а не следствием работы памяти. Педагог должен создавать диалог между сомнением и переходом его в уверенность.
«Сомнение – это способность человека осознавать потребность, проверять истинность (полноту) своих мыслей, знаний, убеждений, подтверждать или опровергать их достоверность. Учить сомневаться – главное правило успешного обучения, потому что сомневаться – значит мыслить!»
Последний компонент успешности школьника – это способность размышлять, особая интеллектуальная деятельность, которая строится на доказательном раскрытии своего представления о предмете (объекте, явлении) окружающего мира.
Самостоятельная работа мысли, необходимость создания образца коллективом, сравнение образца с другими образцами – путь развития критического мышления.
Наталья Виноградова рассказывает о заданиях для формирования сомнения (критического мышления):
- обсуждение разных точек зрения на одну и ту же проблему;
- высказывание гипотезы;
- выбор наиболее рационального способа решения математической задачи;
· анализ предложенного задания.