Найти в Дзене
Sputnik Латвия

Латышские школы не хотят принимать русских детей: реформа не продумана

Оглавление

Чиновники сфокусировались только на школах нацменьшинств и забыли, что нужно работать с латышскими школами, куда переводят русских

У Чакши в связи с образовательной реформой много проблем и мало решений © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns
У Чакши в связи с образовательной реформой много проблем и мало решений © CC BY-SA 2.0 / Saeima / Reinis Inkēns

В Латвии в самом разгаре образовательная реформа, в результате которой все дети должны учиться на латышском языке. Минобразования и родители русскоязычных детей столкнулись с неожиданным препятствием - некоторые латышские школы не хотят принимать русских.

Директор Рижской государственной классической гимназии Роман Алиев пересказал опыт родителей, которые хотели записать ребенка в первый класс латышской школы и получили отказ замдиректора: "Ну нет, вы же из семьи нацменьшинств, здесь вам делать нечего - тут все латыши, родители вас не примут и так далее. Идите в школу нацменьшинств!".

"Мы забыли о том, что дети, представители нацменьшинств, могут просто пойти в латышские школы сразу, и латышские школы не так уж к этому подготовлены", - признала министр образования Анда Чакша.

Латышские учителя не умеют учить русских

Министр отметила, что не все педагоги, которые раньше работали только с латышскими детьми, готовы обучать русскоязычных. В итоге методические материалы и методы работы в разнообразной лингвистической среде стали предлагать и латышским школам. Все это доступно для них на сайте Госцентра содержания образования (VISC).

"Сейчас мы готовим материалы для всех. Просто после первого полугодия произошел такой "щелчок": мы очень много говорим с директорами и учителями, представителями школ нацменьшинств, а тут встает вопрос, что при поступлении в гимназию и среднюю школу родители и дети сами выбирают школы, которые уже не связаны с их языком. Зачастую в классе собирается 40-50% детей нацменьшинств. И учителя, привыкшие работать только с латышским потоком. А дети есть очень разные - надо уметь с ними работать", - сказала Чакша.

Руководитель отдела школ общего образования Департамента образования, культуры и спорта Рижской думы (IKSD) Анита Петеркопа заявила, что в столице уже второй год поднимается вопрос о поддержке педагогов в школах с обучением на латышском языке.

В Риге в прошлом году около 700 детей перешло в школы с латышским языком обучения из школ нацменьшинств.

"Большинство таких детей после 6-го класса предпочли уйти в государственные гимназии. Они раньше учились по программам нацменьшинств, и им эта поддержка необходима", - сказала специалист.

Алиев, со своей стороны, подчеркнул, что пускать на самотек ситуацию с приходом детей нацменьшинств в латышские школы никак нельзя. Он опасается, что пострадает качество образования, потому что педагоги в латышских школах профессионально не подготовлены к работе с разными детьми в одном классе.

Нет понимания единой школы

"В нашей образовательной семье не хватает единого понимания единой школы, которую мы должны создавать все вместе, между всех школ", - считает Алиев.

Чакша тоже призналась: были случаи, где ей было трудно обратиться к латышскому обществу в связи с процессом интеграции.

Петеркопа сообщила, что рижское самоуправление тоже видит в этом проблему: надо не только оказывать поддержку педагогам, но и работать со всей командой руководства школ в целом.

"Иногда бывает так: с директором все в порядке, но один из заместителей, который что-то понимает по-другому, преподносит родителям все по-другому", - заявила специалист.

По ее словам, зачастую родители, позвонив в школу, не могут даже понять - с кем разговаривают: с директором, гардеробщиком или делопроизводителем, поэтому надо улучшать работу школьной команды.

В свою очередь, Чакша заверила, что работа над программой подготовки директоров уже ведется (поскольку роль руководителей школ в образовательном процессе неуклонно растет, а семьи чаще выбирают школы по директору, а не по результатам централизованных экзаменов).

При этом министра не смущает, что образовательная реформа уже вышла на финальный этап, а программу для директоров еще только готовят.

Почему "дерусификация" опасна для Латвии >>

Как конвенция Совета Европы по защите нацменьшинств в Латвии оказалась вне закона >>