Тех, кто захочет сравнить пушкинскую запись няниной сказки и окончательный вариант «Сказки о царе Салтане», ждут сюрпризы.
Обещания старших сестриц, конечно, схожи, хотя у Пушкина они и менее сказочны. Сравните:
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
В записи сказки она «хвалилась, что государство одним зерном накормит». Изменилось и обещание второй сестры - она сулит:
«Кабы я была царица, —
Говорит её сестрица, —
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна», - в записи же было указание, что «одним куском сукна оденет» государство. Я уже писала, что здесь после царской свадьбы упоминаний о дальнейшей судьбе старших сестёр нет.
Но больше всего изменений претерпело обещание и исполнение его младшей сестрой. В народной сказке, посулив, «что с первого года родит 33 сына», она обещанное даже перевыполняет: «После 3 месяцов Царица благополучно разрешилась 33 мальчиками — а 34-й уродился чудом — ножки по колено серебряные, ручки по локотки золотые; во лбу звезда, в заволоке месяц» (не даёт мне покоя это «в заволоке», не могу найти в словарях толкования, кроме старинной медицинской процедуры, но, тем не менее, видимо, именно отсюда заимствованы некоторые черты прекрасной царевны Лебеди).
Пушкинская же героиня просто высказывает, как мне кажется, вполне реальное намерение:
«Кабы я была царица, —
Третья молвила сестрица, —
Я б для батюшки-царя
Родила богатыря».
Давайте всё же до конца выясним судьбу чудесных детей, о которых идёт речь в народной сказке. Злая царёва мачеха после всех обманов (практически дословно совпадающих) якобы получает от царя «повеление, чтоб заготовить две бочки, одну для 33 царевичей, а другую для Царицы с чудесным сыном — и бросить их в море. Так и сделано».
Дальше в записи идёт рассказ о чудесном спасении матери и сына: после того как «море выкинуло их на землю», «они вышли на остров, сын избрал место и с благословения матери выстроил город и стал в оном жить да править». При этом он и сам обладает даром совершать разного рода чудеса (царевич «обратился в муху и полетел» за корабельщиками, он же, и опять с благословения матери, переносит «перед дворец чудный дуб» с котом).
И совершенно неожиданно для нас складывается история других сыновей царя. Я уже приводила рассказ, как «из моря выходят 30 отроков», но продолжение оказывается иным, нежели в стихотворной сказке. Привожу без изменений пушкинскую запись, думаю, что каждый сможет сравнить её с тем, что в окончательном варианте: «Тужит Царевна об остальных своих детях. Царевич с её благословения берётся их отыскать. Нацеди ты матушка своего молока, ты замеси 30 лепёшечек. — Он идёт к морю, море всколыхалося, и вышли 30 юношей и с ними старик — и [од] Царевич спрятался и оставил одну лепёшечку, один из них и съел её: Ах братцы, говорит он, до сих пор не знали мы материнского молока, а теперь узнали — старик погнал их в море. На другой день вышли они опять, и все съели по лепёшке, и познали брата своего. На третий вышли без старика — и Царевич привёл всех братьев своих к своей матери».
При этом (во всяком случае, для меня) неясным остаётся вопрос времени, оно по-сказочному то растянуто, то, наоборот, «уплотнено». Царевич – уже правитель города, а «корабельщики рассказывают Царю о новом Государстве и о чудесном отроке ноги серебр.», мать замешивает «лепёшечки» на своём молоке…
Во многом Пушкин событийную канву сохранил. Но… Наверное, именно из этой сказки к нам пришло больше всего строчек, ставших почти пословицами и поговорками: «Кабы я была царица», «ветер по морю гуляет»… Вот и описание сказочного «путешествия» матери и сына уже настраивает на волшебную волну:
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.
Здесь, как и во всей сказке, чудеса и реальность удивительно сплетены. Ведь и бочка здесь какая-то очень волшебная:
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там
Не по дням, а по часам.
В записи сказки «долго плавали Царица с Царевичем в засмолённой бочке», прежде чем море выбросило их на остров, а в окончательном варианте – перечитайте! - прошёл всего день, и просьбы царевича привели к тому, что «послушалась волна:
Тут же на берег она
Бочку вынесла легонько
И отхлынула тихонько».
А вот дальше и начнутся настоящие чудеса. Кто-то из комментаторов задался вопросом: «князь Гвидон до которого времени будет расти не по дням, а по часам? До возраста, когда и все люди, обычные, перестают расти?» Мне кажется, что этот чудесный рост продолжается именно и только в бочке и даже не сразу осознаётся матушкой-царицей. Сначала автор скажет: «Мать с младенцем спасена» (напомню, в старину – а в церкви и сейчас – младенцем называли ребёнка до семи лет, а с 7 до 14 лет он уже отрок), но в дальнейшем мы видим перед собой уже явно «доброго молодца», который совсем скоро заявит: «Люди женятся; гляжу, неженат лишь я хожу».
Царевич спасает от коршуна чудесную лебедь (позвольте вслед за поэтом использовать женский род!), которая и станет в сказке главной чародейкой, ответившей добром на добро:
Отплачу тебе добром,
Сослужу тебе потом…
И первый её дар – чудесный город (в отличие от народной сказки, не царевич его выстроил):
Вот открыл царевич очи;
Отрясая грёзы ночи
И дивясь, перед собой
Видит город он большой,
Стены с частыми зубцами,
И за белыми стенами
Блещут маковки церквей
И святых монастырей…
И описание таинственного града и встречи нового правителя – удивительно русское:
Мать и сын идут ко граду.
Лишь ступили за ограду,
Оглушительный трезвон
Поднялся со всех сторон:
К ним народ навстречу валит,
Хор церковный Бога хвалит;
В колымагах золотых
Пышный двор встречает их;
Все их громко величают
И царевича венчают
Княжей шапкой, и главой
Возглашают над собой;
И среди своей столицы,
С разрешения царицы,
В тот же день стал княжить он
И нарёкся: князь Гвидон.
Мне всегда казалось, что после этого эпизода можно провести условную черту: дальше будет рассказ о воссоединении отца и сына, сопровождающийся многочисленными чудесами… И немалым авторским юмором.
До следующего раза!
Если понравилась статья, голосуйте и подписывайтесь на мой канал!Навигатор по всему каналу здесь
«Путеводитель» по всем моим публикациям о Пушкине вы можете найти здесь