Ольга Андреевна Перевалова считает, что задача педагога – бережно отшлифовать дарование ребенка. Такой подход дает плоды: в этом году у Ольги Андреевны в ЕГЭбурге стобалльник.
Как вам группа подготовки к ЕГЭ в этом году?
Группа для меня — это собрание индивидуальностей. Они все разные. Дети пришли с разным уровнем знаний языка, разными задачами, отношением к учебе. Одну общую характеристику, наверное, сложно дать. Но могу сказать, что это группа, в которой комфортно было работать.
У вас в ЕГЭбурге появился 100-балльник. Дмитрий Веселков. Может, немного о нем расскажете?
Прежде всего, Дима — это человек, который очень позитивно настроен, всегда улыбается, всегда доволен. Когда он вышел с экзамена, он записал мне кружочки в телеграмме и рассказал, что ему понравился экзамен. Радостный, веселый такой. Солнце на улице, Дима улыбается. Я тогда поняла, что всё будет хорошо. Дима вышел с экзамена с ощущением, что у него всё получилось, и результат это только подтвердил. Какой он был счастливый в день экзамена, такой же он и сейчас. Дима изначально человек с очень хорошей базой знаний по русскому языку, человек логически мыслящий, прислушивающийся к рекомендациям, старательный, активно занимающийся, хорошо выполняющий задания, разбирающийся в том, что непонятно, умеющий задавать вопросы.
Есть ли у вас какой-то секретный рецепт выпуска 100-балльников?
Здесь, наверное, не то чтобы секретный рецепт. 100 балов не берутся из ниоткуда, они всегда подкреплены очень большой работой, которая проделана в содружестве. Весь секрет в совпадении многих компонентов. Ученик, который учился с 5 по 11 класс в школе и на определенном уровне изучал русский язык, пытался его понять, стремился к высоким результатам своих знаний, а не только к высоким оценкам. Дальше - заинтересованные родители. Педагог, который учил этого ребёнка и помог ему узнать базу. А задача в старших классах, в 11 особенно, не навредить, а развить и углубить то, что есть. Помочь, направить и поддержать, в том числе и психологически, показать, что экзамен — это не сложно, не надо его бояться. Всё, что мы не знаем, сейчас узнаем. Если что-то сейчас не получается, то совсем скоро получится. Преподаватель и ученик должны быть на одной волне, слышать друг друга. Понятно, что в течение года мы прорешали неоднократно все виды заданий, написали много сочинений. Но готового универсального рецепта я не знаю. Я вот анализирую всех, кто у меня когда-то получал 100 баллов, и вижу одну общую черту - развитое логическое мышление.
Если ребенок понимает, что знания понадобятся ему и занимается упорно, используя логику, вникая в тонкости языка, то и результат получается достойным. Ребёнок как драгоценная горная порода. А наша задача - своим мастерством как-то правильно обработать этот драгоценный камушек, чтобы он засверкал.
Вы волновались за своих учеников в день экзамена?
Да, и в этом году гораздо больше, чем в прошлом.
За каждого, конечно же, переживала. У нас в группе есть замечательные результаты. Может быть, они выглядят не так красиво, как 100 баллов. Но 60 и 61 балл для учеников, которые получили такие результаты, - это практически как те же 100 баллов. У девочек сначала не получались ни сочинение, ни тест, на пробниках мы сперва едва перешагивали порог, затем едва набирали 40 баллов. А потом вот этот рывок, который у них получилось сделать! Я вижу и ценю упорный труд моих учениц. Для людей, которых пугали тем, что они вообще не сдадут, 60 баллов — это дорогой результат. И все-таки системность очных занятий, которые обеспечивает ЕГЭбург, нельзя недооценивать.
И за Диму очень радовалась. Он прислал мне фотографию, где написано: русский - 100 баллов, математика - 92 балла. И без комментариев. Я пишу: «Дима, это что, твои результаты?» И он так скромненько пишет: «ДА». Огромная радость за Диму. У меня была, на самом деле, уверенность, что у него все получится. Мы никогда с ним об этом не говорили, но в последние месяцы я на него смотрела и видела, что у него будет 100 баллов. Хотя он всегда на всех пробниках допускал какие-то ошибки, но я все равно знала, что на экзамене он справится.
А кто-то в группе вас удивил настолько, что результаты были совсем непредсказуемы?
Я думаю, что нет. Мы с группой занимались системно, шли поступательно, постепенно и пришли к хорошим результатам. От пробников должен быть какой-то рост. Все пробники пишутся с постепенным улучшением результата, а экзамен сдается выше. По крайне мере, у меня в группах бывает такая тенденция.
Я очень рада девчонкам, которые сдали на 60 и 61. Одна из них только в этом году приехала в Россию, для неё русский - не совсем родной язык, но она сдала на 61 балл. Научилась писать сочинения, старалась. Даже в ночь перед экзаменом она мне отправила сочинение. Так что я особо не удивилась результатам, потому что это закономерность. Другие два мальчика сдали на 72 и 73 балла. Один из них подтвердил свою медаль, чему несказанно рад. А мальчик, сдавший на 73 балла, конечно, большой молодец. За него я больше всех переживала. Он очень старательный парень, кстати, он Димин одноклассник в школе, но база у него совсем другая. Ему было очень сложно, трудно, но он не сдавался работал на результат - и тоже очень порадовал своими баллами. Вся группа большие молодцы. Я очень довольна этой группой. На самом деле, я вот в этом году подумала, что ЕГЭбург дает больше возможностей. Групповые занятия позволяют детям более системно подготовиться, чем личное репетиторство. Когда человек один на один занимается с кем-то онлайн или даже очно, это все равно не так упорядоченно получается, как в группе. Дети в группе всегда разные, и педагог должен уметь ориентироваться и на самых сильных, и на самых слабых. И выстраивать занятие так, чтобы всем было чем заняться, и всем было все понятно. Поэтому я рада, что есть ЕГЭбург, куда дети могут приходить учиться и готовиться к экзаменам, оттачивать свои знания, и что мы можем им в этом помогать.
Какие у вас ожидания от группы в следующем году?
Хотелось бы, чтобы в группы по-прежнему приходили мотивированные дети, которые бы хотели системно заниматься. Понимали, что преподаватель не Бог, а мастер, который при совместном труде может им помочь. Потому что бывает, что ребята не хотят сами вкладывать усилия и надеются на чудо, но чудо бывает только у тех, кто трудится! Так показывает опыт. На самом деле, нелегко, даже будучи мотивированным, приходить каждую неделю в определенное время на занятия, в каком бы ты состоянии ни был, на протяжении 8 месяцев подготовки, и некоторые не выдерживают самого режима, и им хочется, чтобы результат был достигнут за два месяца, как-то по-быстрому, а такого не бывает. Именно системность дает результат.
Я на последних занятиях смотрела на ребят и видела, что они уже в ожидании окончания огромного пути. А в глазах было столько надежды, что сейчас всё будет хорошо. И я рада, что получилось мне их настроить и сказать нужные для них слова в те минуты, и они справились с экзаменом.
Больше о ЕГЭбурге на сайте: ekb.egeburg.ru