Эта статья была написана и напечатана в рекламе Аэрофлота в 1980-е годы. Она привлекла тем, что в ней описаны основные художественные промыслы России, их материалы и стилистические особенности. Автор статьи, к сожалению, неизвестен, но сведения о народном искусстве, собранные компактно и информативно, с иллюстрациями оригинала статьи, могут многим пригодиться. Они, думаю, не устарели. Отрывки из этого текста можно найти в интернете, а здесь он приведён полностью, кроме последнего абзаца о преемственности.
***
Русскому, как и любому народу, свойственно стремление к прекрасному. Издавна на Руси привыкли украшать свой дом, одежду, мебель, хозяйственную утварь. В глубине необъятных российских просторов, вдали от городов рождались неповторимые по росписи прялки, узорные скатерти и полотенца, ковши-птицы, веселые игрушки-свистульки, сказочные дома-терема с кружевной резьбой. Огрубевшие в работе крестьянские руки творили истинные произведения искусства, творили для себя и своих детей, чтобы радовался глаз и спорилась работа.
К произведениям русского народного искусства относятся не только предметы, сделанные крестьянином для своего дома, но и изделия сельских и городских ремесленников, выполненные на заказ для рынка. Немногие из древних памятников дошли до нас, но их жизнь продолжается в формах, линиях, красках и мотивах орнаментов произведений современных мастеров. Многочисленные виды русского народного искусства возникли в различное время и в каждом из них утвердились свои традиции, передающиеся из поколения в поколение.
Самый древний и излюбленный материал русских народных мастеров - дерево. Деревянной резьбой украшались дома, из дерева делались игрушки. Одна из интереснейших деревянных русских игрушек - богородская, из села Богородское Загорского района Московской области. Согласно литературным источникам, она впервые появилась в XVII веке. В основе каждого богородского изделия лежит треугольная в плане чурка, четвертая часть полена. Фигурка человека или зверя вписывается в этот трехгранник. Основным инструментом служит резчику специальный богородский нож. Мастера избегают излишней деталировки, поверхность готовой скульптуры они орнаментируют резцом, передавая таким образом шерсть медведя, гриву коня или оперенье птицы. В богородской игрушке присутствует момент занимательности, это игрушка с движением. При помощи подвижных планок и ниточек с грузом богородский медведь может колоть дрова, а курочки клевать зерно.
Народные мастера используют дерево и как основу для росписи. В Горьковской области, в городе Городце изготовляют деревянные расписные изделия. Городецкая роспись ведет свое начало от прялочных донец XVIII—XIX веков, на которых чаще всего представлены группы нарядно одетых мужчин и женщин. Современная детская мебель, панно и декоративные тарелки украшены многоцветной яркой росписью по светлому фону незакрашенного дерева. В орнаменты включаются фигуры коней, всадников, фантастические птицы, крупные красные и голубые розы-дикуши. Вся поверхность вещи пестрит белыми штрихами графических разделок.
В отличие от городецких мастеров хохломские умельцы обжигают свои изделия и поэтому несколько ограничены в выборе цветовой палитры. Обжиг хохломской посуды обусловлен стремлением к ее универсальности, ведь в хохломской миске можно не только подать к столу хлеб, но и горячий суп. Золотая хохлома «ив огне не горит, и в воде не тонет». И именно обжиг делает посуду похожей на золотую.
Искусство хохломской росписи зародилось в XVII веке и получило название от села Хохлома Горьковской области, где на ярмарках продавались «золотые» ложки, ковши, поставцы. В настоящее время предприятия по хохломской росписи находятся в городе Семенове и селе Семино. Технология изготовления хохломской посуды очень сложна. Глина, льняное масло, олифа, алюминиевый порошок, рисунки красной и черной краской, а затем и лак слоями покрывают деревянное изделие. Несколько часов в печи... и перед вами хохлома, где на золотом фоне красуются цветы и травы, кисти рябины и веточки березы.
Глина также является традиционным материалом русского народного искусства. Из всех современных гончарных промыслов самая интересная история у художественной керамики подмосковной Гжели. Есть факты, свидетельствующие о том, что гжельское искусство зародилось в XVI - XVII веках. Из произведений прошлого большую художественную ценность представляют гжельская майолика второй половины XVIII века, полуфаянс и фарфор XIX века. Современный тип гжельского расписного фарфора, созданный в 1945 - 50-х годах, основан на технологии полуфаянса XIX века и пластических традициях майолики XVIII века. Свободная кистевая роспись кобальтом украшает изделия гжельского фарфора: кувшины и кружки, сахарницы, вазы для цветов и чайники. Сочность, динамика, ритмическая игра, сочетание цветов различной силы - таковы основные черты гжельской росписи.
Народное искусство несет в себе огромную информацию о жизни наших предков. Русские глиняные игрушки можно рассматривать не только как памятники искусства, но и истории. Некогда они были ритуальными фигурками, связанными с обрядами земледельческих календарных праздников. Особенно интересны — игрушки-свистульки, которые делались для весеннего праздника „Свистунья,“ знаменовавшего начало полевых работ. К ХХ веку магическое содержание свистулек утратилось, и они превратилась в обычную детскую забаву.
В ряде центров производство игрушки получило самостоятельное значение.
Дымковская игрушка — игрушка городская, исстари ее делали в слободе Дымково города Вятки (ныне — Киров). Для Дымки традиционны такие персонажи, как барыня, кормилица, фантастическая птица с большим хвостом и другие. Нарядность, праздничность игрушкам придают как лепные детали, так и цветовое оформление глиняной поверхности. На белом фоне-грунте (мел, разведенный на молоке) ярче вспыхивают звучные цвета: красный, желтый, оранжевый, синий).
Филимоновская игрушка (Тульская область) - деревенская. Круг её сюжетов определён сельской жизнью: птицы, звери, всадники, крестьянки с птицами в руках. Филимоновские игрушки лепят из белой глины и окрашивают тремя-четырьмя контрастными цветами.Контрастные полосы в раскраске создают выразительный ритм - "тигровость". Этот и другие орнаментальные мотивы - круги с крестом, ромбы, зигзаги, раозетки - ранее имели символическое значение. Смысловая нагрузка многих символов с веками утратилась, но традиция образного декора, переходя из поколения в поколение, сохранилась.
Еще больше черт архаичности сохранила каргопольская игрушка. В деревне Гринево Архангельской области (недалеко от города Каргополя) игрушечный промысел сформировался в XIX - начале XX века. Нерасчлененные формы глиняных скульптурок лаконично декорированы неброскими (темпера) цветами. Но в то же время женские фигурки, стоящий на задних лапах медведь, Полкан, птица Сирин выглядят монументальными, значительными, что связано с манерой лепки и ритмическим рисунком.
Русские художественные лаки принадлежат к особой группе искусства народных промыслов. В лаковой миниатюре нашли отражение черты станковой живописи, народного лубка и иконописи. История русских лаковых промыслов начинается с 1795 года, когда купец Коробов в селе Данилкове (ныне Федоскино Московской области) организовал производство лаковых козырьков из папье-маше для головных уборов. Через некоторое время там стали делать табакерки, а их крышки украшать миниатюрами-копиями произведений станковой живописи. Позже миниатюры становятся оригинальными, в число сюжетов входят бытовые сцены, пейзажи, иногда портреты и натюрморты. Федоскинские мастера сохранили до наших дней технику лессировочной живописи масляными красками, для фона используют перламутр и металл.
В советское время искусство лаковой миниатюры получило развитие еще в трех центрах средней полосы России: Палехе, Холуе (Ивановская область) и Мстере (Владимирская область). До Великой Октябрьской социалистической революции из этих поселков по всей России расходилось великое множество икон. После победы Советской власти иконописное дело было упразднено, и художники стали искать способы применения своего искусства в новой жизни. В 1923 году мастер И. Голиков из Палеха создает свои первые шкатулки, его опыт подхватывают другие художники. Выдающийся советский писатель М. Горький рассматривал новое искусство палешан как «одно из маленьких чудес, созданных революцией».
Палех, Холуй и Мстера переняли федоскинскую технику изготовления лакированных коробочек из папье-маше, но сохранили традиционную для себя живопись темперными красками и иконописный характер изображения. Художникам Палеха потребовалось немало времени, чтобы прийти к необходимой связи живописи с предметом, чтобы органично соединить миниатюру с черным лаковым фоном, наполнить новые сюжеты и персонажи художественной образностью. Рождающиеся в современном Палехе шкатулки - истинные произведения искусства, основанного на древнерусских традициях.
В основе искусства Холуя и Мстеры лежат корни иных иконописных школ. Традиционная палитра здесь разнообразнее, в миниатюрах чувствуется привязанность к сюжетной повествовательности и многофигурности композиций. Контрастность, смелость колористических решений, отделение миниатюры от черного лака в самостоятельные композиции со своим цветовым фоном - черты народного лубка, проявившиеся в послереволюционном искусстве Холуя и Мстеры.
Железные расписные подносы Жостова - уникальная разновидность русских художественных лаков. Производство подносов началось в XVIII веке на Урале, а с середины XIX столетия знаменит промысел деревни Жостово Московской области. Возникновение жостовских мастерских связано с федоскинским промыслом (села расположены довольно близко друг к другу). Первые подносы были сделаны из папье-маше, их украшали пейзажи масляными красками по черному фону с использованием многослойной живописи. Несколько позже сложился оригинальный стиль жостовской росписи: металлические подносы стали расписывать цветами и травами. Традиционная особенность жостовского искусства - творческое, импровизаторское исполнение каждой композиции. Вольная импровизация одухотворяет росписи неповторимостью фантазии и вкуса каждого мастера. [...]
****************
Статья о народном искусстве России, источник - рекламная брошюра Аэрофлота советского времени, 1980-е годы. Автор не назван.