Найти в Дзене

Смыслы и символы в картине Васнецова «Три царевны подземного царства»

Оглавление

Продолжаю изучать творчество Виктора Васнецова после посещения выставки «Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век». Там мне очень приглянулась картина «Три царевны подземного царства» — её хотелось рассматривать и рассматривать, так много там мелких деталей. Хотелось угадывать эмоции на лицах девушек, а окружение — довольно мрачное — притягивало чем-то мистическим.

Конечно, интересна и история создания картины, подтексты, которые заложил в неё художник — обо всём этом и поговорим в статье.

Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1879–1881
Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1879–1881

История создания

Картина «Три царевны подземного царства» – одно из первых произведений Васнецова на былинно-сказочные сюжеты. Она была написана по заказу мецената Саввы Мамонтова для украшения кабинета правления Донецкой каменноугольной железной дороги и служила сказочной иллюстрацией богатству недр осваиваемых земель.

Однако, в итоге правление отказалось от картин Васнецова (всего их было написано три: «Ковер-самолет», «Битва скифов со славянами» и «Три царевны подземного царства»), посчитав неуместным иметь живописные произведения в служебном помещении. Впоследствии полотно попало к коллекционеру Михаилу Морозову, а затем было передано в Третьяковскую галерею в дар по его завещанию.

Сюжет и персонажи

На картине мы видим трех царевен на фоне закатного неба и черных скал. Художник стремился выразить народные представления о богатствах таинственных подземных недр.

-2

В основу сюжета Васнецов взял русскую народную сказку «Три царства — медное, серебряное и золотое». В ней Иван-царевич спускался в подземное царство, чтобы освободить свою мать, которую похитил злодей. По дороге царевич встречал пленниц — Медную, Серебряную и Золотую царевен. Девушки подсказали Ивану, как освободить мать, и в благодарность он забрал их с собой. Вернувшись домой, он женился на самой красивой — Золотой царевне, а ее сестер выдал замуж за своих братьев.

Конечно, Васнецов лишь вдохновился сказкой. На его полотне из народного сюжета мы видим только Золотую царевну. А Медную и Серебряную красавиц художник заменил на царевну Драгоценных камней и царевну Каменного угля.

Однако, мы видим отсылки к оригинальной сказке в правом нижнем углу картины: колодец и веревку. Именно через такую глубокую дыру в земле, с помощью веревки, герой народной сказки попадал в подземный мир. Кстати, в одной из версий сюжета, завистливые братья главного героя, после того как царевны выбирались на поверхность, обрезали веревку, оставляя героя в подземном царстве.

-3

Символика и детали

Золотая царевна изображена на полотне слева, конечно же — вся в золотом цвете. Она одета в ферязь — наряд с рукавами до пола и прорезями для рук, распространенный в допетровскую эпоху. Грудь и плечи покрывает ожерелье — так в те времена назывался вышитый воротник. На голове у нее коруна — головной убор незамужней девушки: макушка оставалась открытой, что для семейной женщины недопустимо.

Царевна Драгоценных камней изображена по центру. Она также одета в ферязь и длинную шелковую рубаху. На руках у девушки опястья — расшитые нарукавники, элемент русского национального костюма. Голову украшает невысокий венец. Эта девушка богаче украшена самоцветами, что соответствует ее имени.

Царевна Каменного угля — девушка справа. В отличие от сестер, она изображена в более современном приталенном платье с коротким рукавом. Древнерусская красавица не могла бы появиться на людях с открытыми руками и непокрытой головой.

Но почему художник «нарядил» девушек именно так? Дело в том, что каждая из царевен изображена в стиле, соответствующем их символическому значению. Золотая царевна и царевна Драгоценных камней одеты в традиционные наряды, подчеркивая связь с историей и культурным наследием. Художник говорит нам о том, что золото и драгоценности — «валюта» прошлых веков. В то время как современный наряд царевны Каменного угля символизирует прогресс и будущее, ведь полезные свойства каменного угля были открыты не так давно.

Помимо наряда, царевна Каменного угля выделена и композиционно: она стоит в отдалении от других девушек и визуально отделена от них контуром скалы. Таким приемом Васнецов подчеркивает разницу между персонажами и «независимость» младшей царевны от старших сестёр.

-7

Ещё одна интересная деталь — платки. Их держат в руках только старшие сестры. Царевна каменного угля — символ быстро развивающейся отрасли, благодаря которой едут паровозы. Она не белоручка, подчеркивает художник.

-8

Заканчиваю

В процессе работы над полотном Васнецов искал особенности национального типа и характера, идеал женской красоты. Черты облика и пластики царевен художник впоследствии воплотил в более поздних картинах на сказочные сюжеты, в эскизах театральных костюмов и в книжных иллюстрациях.

Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1879–1881
Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1879–1881

Картина «Три царевны подземного царства» — не только художественное произведение, но и философское размышление о богатствах земли и их значении для человечества. Художник стремился передать исторический и культурный контекст через образы и символы, понятные каждому.

Если вам было интересно читать эту статью, приглашаю вас в мой Телеграм канал Скрипка Энгра. Там короткие посты об искусстве и интересные локации в Москве

Сказки
3041 интересуется