«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» — масштабный выставочный проект Третьяковской галереи. Ознакомиться с ним можно в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу до 4 ноября 2024. Это статья про то, о чём и как рассказывает экспозиция.
О чём выставка
Выставка знакомит гостей с творчеством трех Васнецовых:
- Виктора Михайловича (1848–1926) — этот тот, который сказки, богатыри, Алёнушка;
- Аполлинария Михайловича (1856–1933) — менее известного брата Виктора Васнецова;
- и Андрея Владимировича (1924–2009) — внука Виктора Васнецова, одного из основоположников «сурового стиля».
Собственно, выставка приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова.
Как устроена выставка
Выставка занимает несколько уровней (три или четыре, смотря как считать):
- один этаж отведен под работы Виктора и Аполлинария Васнецовых — назовём это «главным залом» выставки;
- из «главного зала» можно подняться на уровень выше, чтобы ознакомиться с эскизами храмовых росписей Виктора Васнецова;
- продолжается осмотр выставки этажом ниже от «главного зала», где представлены работы третьего Васнецова — Андрея Владимировича; отсюда также можно спуститься ещё на уровень ниже.
Работы по выставке, по-моему, распределены очень логично. На одном этаже представлены картины художников одного поколения, близкие по стилю. И на отдельных уровнях — работы более современные, в совершенно ином стиле. Этот переход между этажами неплохо отображает временной разрыв, своеобразное «путешествие во времени».
Интересных художественных решений в оформлении самой выставки не много (я бы даже сказала всего одно — о нём расскажу позже). В остальном — это просто картины на стенах. Расположены он весьма комфортно, в залах просторно даже когда количество посетителей ближе к вечеру увеличивается.
Текстовые блоки тоже очень комфортные, не слишком большие, но ёмкие, информативные, легко читаются и очень уместно расположены радом с полотнами, о которых ведется рассказ. Можно сказать, что всё повествование разбито на логические блоки, о которых рассказываю дальше.
Виктор Васнецов
Первое, что гости видят на выставке — небольшой зал с портретами двух семей братьев Васнецовых и пояснениями, кто изображен на полотнах. В семье Виктора портретное сходства отца и детей особенно заметно.
Далее начинается «главный зал» по периметру которого размещены масштабные полотна Виктора Васнецова. Вы почти сразу увидите самые известные его произведения: «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка» и так далее.
В целом, всё творчество Виктора Васнецова разбито на четыре условные части:
- легендарное прошлое: исторические портреты витязей, древнерусский эпос, национальный героический дух;
- фольклорные сюжеты: сказочность, духовные и философские темы, символизм;
- эскизы росписей Владимирского собора в Киеве и в целом церковная живопись Васнецова;
- эскизы к опере «Снегурочка»: эту часть выставки я, честно говоря, практически забыла.
Кроме того, в «главном зале» представлена биография братьев Васнецовых — основные события на их жизненном пути и года, в которые эти события происходили.
Аполлинарий Васнецов
Здесь я как раз хочу рассказать о том самом единственном художественном решении в оформлении выставки. Дело в том, что работы Аполлинария Михайловича отделены от работ Виктора Михайловича своеобразной стеной, которая отсылается к белокаменному Кремлю. И это не просто так: Аполлинарий Васнецов впервые в русском искусстве обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси, отсюда такое оформление.
Работы Аполлинария Васнецова разделены на две условные темы:
- метафизика природы: масштабные пейзажи с элементами символизма;
- старая Москва: живописные реконструкции древнерусской архитектуры и быта.
Кроме того, в «главном зале» есть ещё один небольшой раздел, в котором представлены работы обоих братьев: портреты кисти Виктора Васнецова и пейзажи Аполлинария. Сопровождающий текст, правда, пейзажи игнорирует и рассказывает о посетителях и обитателях Абрамцево, которых запечатлел Виктор. Возможно, этот раздел стоило отнести именно к Васнецову-старшему. Но, надо отметить, что частью Абрамцевского художественного кружка были оба брата.
Андрей Васнецов
Как я говорила выше, работы Андрея Владимировича представлены на отдельном этаже. Тут также есть его биография в аналогичном формате с ключевыми событиями и датами.
Текстов, посвященных творчеству Андрея, довольно много. Но тематическое разделение мне было не таким очевидным, как в предыдущих залах. Тут, скорее, общее последовательное повествование:
- «Суровый стиль»: новый образный пластический язык, монохромная палитра, трагизм, бытовая повседневность;
- семья, близкий круг: групповые портреты семьи, друзей и их семей в интерьерах;
- пейзаж: природа, в том числе подмосковного Абрамцева — связь поколений;
- метафизика бытия: игра с формами и композицией, натюрморты, контрасты;
- исторический дискурс: сюжеты о революции и войне, монументальные полотна;
- эпилог: эмоциональные картины, связанные с биографией художника.
Мои впечатления
Текст статьи получается довольно объемным, поэтому постараюсь изложить свои мысли тезисно. Вряд ли это получится коротко, но я будут стараться :)
- Выставка интересна уже тем, что не многие в курсе, что существует аж три художника с фамилией Васнецов. Я сама этого не знала. А общее знакомство с их творчеством дает какой-то дополнительный контекст, пространство для аналогий и ассоциаций, которые помогут запомнить больше интересной информации.
- На выставке много «попсы» Виктора Васнецова, которую знает каждый. Но она же способна привлечь массового зрителя на эту выставку. А придя, люди узнают и что-то новое. Это здорово.
- Когда я смотрела на известные картины, которые видела тысячу раз, я все равно замечала детали, которые не отмечала раньше. Разглядывать полотна Виктора Васнецова — огромное удовольствие. Они яркие, детальные, интересные и разные!
- Символизм — круто! Для того, чтобы в него вникнуть текстов на стенах может быть мало. Поэтому, рекомендую сканировать QR-коды Третьяковки на этикетаже. Они ведут на сайт музея, где можно почитать подробное описание картины и узнать интересные нюансы. Ещё два варианта: аудиогид — его я не брала, но опция присутствует; и экскурсовод — я подслушала нескольких, подают информацию очень по-разному, тут уж как повезёт.
- Известные полотна Васнецова — это, конечно, хорошо. Но зал посвящённый церковным росписям — это что-то потрясающее! Это, пожалуй, моё самое большое впечатление от выставки. Васнецов круто совместил что-то из русского эпоса с византийской традицией, при этом его изображения яркие, с четким контуром, почти комиксные. Очень красиво!
- Не забывайте подняться по пандусу на верхний уровень — там демонстрируются эскизы Виктора Васнецова. И они тоже потрясающие, такие детальные, с невероятными узорами, впечатляют. А ещё там играют церковные песнопения, которые создают удивительную атмосферу. Прошитая с детства православная культура во мне ярко всколыхнулась :)
- На выставке есть новомодные приколюхи: ароматы и дополненная реальность. Ароматы я помню примерно в трех-четырех местах. В том числе рядом с церковными эскизами можно попробовать аромат ладана для полного погружения в атмосферу. Дополненная реальность (как и ароматы) — какая-то спонсорская интеграция. Она работает с несколькими картинами. Я видела, как другие посетители с этой штукой игрались, но у меня что-то не сработало, хотя любопытно было.
- Есть на выставке и видео. Про церковную живопись Васнецова — мне очень понравилось. В нем рассказывается о других храмах, которые расписывал Виктор Михайлович. Некоторые из них меня очень даже удивили! Я не знала, что в Питерском Спасе на Крови есть росписи его руки.
Ещё одно видео — про «Спящую царевну». Самой картины на выставке нет, но она важна для понимания творчества Виктора Васнецова — поэтому есть видео. Правда, в видео есть звук, который слышно ОЧЕНЬ плохо, а субтитров нет. Поэтому, смотреть было практически невозможно.
Третье видео — телеочерк об Андрее Васнецове. В нем и его интервью, и рассуждения о творчестве, комментарии его супруги, кадры его монументальных работ. Он, кстати, оформлял фасад Инженерного корпуса Третьяковской галереи.
- Старая Москва кисти Аполлинария Васнецова — это очень интересно. Интересно сопоставить с Москвой нынешней, интересно разглядывать детали, которых много. Понравилось!
- Пейзажи с налётом символизма кисти Аполлинария напомнили мне Левитана. Я в них почувствовала эмоцию. Да и просто — красиво.
- Творчество Андрея Васнецова показалось мне очень цельным, единым. Четко виден стиль, его кисть, пластическая манера и видна эпоха, с налетом какой-то «плакатности». Работы, на мой взгляд, смотрятся очень гармоничными, устойчивыми. Не хочу, чтобы это звучало оскорбительно, но некоторые его картины — весьма интерьерные, я бы на стену такое повесила.
- Тронули личные работы Андрея Васнецова: посвящение погибшему на войне старшему брату, картина написанная после смерти сына художника и единственный в истории его творчества автопортрет, написанный за два года до смерти.
Выставка крутая, мне понравилось, рекомендую! На вдумчивый осмотр вам понадобится не менее трёх часов. А если у вас есть время, ресурсы и энтузиазм — приходите несколько раз. Я точно пойду ещё раз, и внимательнее посмотрю на то, мимо чего в первый раз прошлась слишком быстро.
- Кстати, сувениры к выставке в магазинчике при музее тоже классные :)
Заканчиваю
Все трое Васнецовых были новаторами и внесли немалый вклад в развитие русского искусства. Виктор Михайлович стал предтечей символизма и модерна в России; Аполлинарий Михайлович — создавал произведения на стыке искусства и науки; Андрей Владимирович был одним из основоположников «сурового стиля».
Выставка показывает как индивидуальность каждого художника, так и общие темы в их творчестве, такие как семья, метафизика бытия, историческое прошлое и символизм. Удивительная художественная династия и достойная выставка, собравшая более 200 произведений из 15 музеев и 6 частных собраний. Приходите ознакомиться.