Найти тему

Выставка «Васнецовы. Связь поколений» в Новой Третьяковке

Оглавление

«Васнецовы. Связь поколений. Из XIX в XXI век» — масштабный выставочный проект Третьяковской галереи. Ознакомиться с ним можно в здании Новой Третьяковки на Крымском Валу до 4 ноября 2024. Это статья про то, о чём и как рассказывает экспозиция.

О чём выставка

Выставка знакомит гостей с творчеством трех Васнецовых:

  • Виктора Михайловича (1848–1926) — этот тот, который сказки, богатыри, Алёнушка;
Виктор Васнецов. «Автопортрет». 1873
Виктор Васнецов. «Автопортрет». 1873
  • Аполлинария Михайловича (1856–1933) — менее известного брата Виктора Васнецова;
Николай Кузнецов. «Портрет А. М. Васнецова». 1897
Николай Кузнецов. «Портрет А. М. Васнецова». 1897
  • и Андрея Владимировича (1924–2009) — внука Виктора Васнецова, одного из основоположников «сурового стиля».
Андрей Васнецов. «Автопортрет». 2007
Андрей Васнецов. «Автопортрет». 2007

Собственно, выставка приурочена к 175-летию со дня рождения Виктора Васнецова и к 100-летию со дня рождения Андрея Васнецова.

-5

Как устроена выставка

Выставка занимает несколько уровней (три или четыре, смотря как считать):

  • один этаж отведен под работы Виктора и Аполлинария Васнецовых — назовём это «главным залом» выставки;
  • из «главного зала» можно подняться на уровень выше, чтобы ознакомиться с эскизами храмовых росписей Виктора Васнецова;
-7
  • продолжается осмотр выставки этажом ниже от «главного зала», где представлены работы третьего Васнецова — Андрея Владимировича; отсюда также можно спуститься ещё на уровень ниже.
-8

Работы по выставке, по-моему, распределены очень логично. На одном этаже представлены картины художников одного поколения, близкие по стилю. И на отдельных уровнях — работы более современные, в совершенно ином стиле. Этот переход между этажами неплохо отображает временной разрыв, своеобразное «путешествие во времени».

Виктор Васнецов, «Боярышня», 1884
Виктор Васнецов, «Боярышня», 1884

Интересных художественных решений в оформлении самой выставки не много (я бы даже сказала всего одно — о нём расскажу позже). В остальном — это просто картины на стенах. Расположены он весьма комфортно, в залах просторно даже когда количество посетителей ближе к вечеру увеличивается.

Апполинарий Васнецов. «Московский Кремль. Соборы», 1894
Апполинарий Васнецов. «Московский Кремль. Соборы», 1894

Текстовые блоки тоже очень комфортные, не слишком большие, но ёмкие, информативные, легко читаются и очень уместно расположены радом с полотнами, о которых ведется рассказ. Можно сказать, что всё повествование разбито на логические блоки, о которых рассказываю дальше.

Андрей Васнецов. «Лесная дорога с лужей», 1994
Андрей Васнецов. «Лесная дорога с лужей», 1994

Виктор Васнецов

Первое, что гости видят на выставке — небольшой зал с портретами двух семей братьев Васнецовых и пояснениями, кто изображен на полотнах. В семье Виктора портретное сходства отца и детей особенно заметно.

Далее начинается «главный зал» по периметру которого размещены масштабные полотна Виктора Васнецова. Вы почти сразу увидите самые известные его произведения: «Витязь на распутье», «Богатыри», «Алёнушка» и так далее.

В целом, всё творчество Виктора Васнецова разбито на четыре условные части:

  • легендарное прошлое: исторические портреты витязей, древнерусский эпос, национальный героический дух;
  • фольклорные сюжеты: сказочность, духовные и философские темы, символизм;
  • эскизы росписей Владимирского собора в Киеве и в целом церковная живопись Васнецова;
  • эскизы к опере «Снегурочка»: эту часть выставки я, честно говоря, практически забыла.

Кроме того, в «главном зале» представлена биография братьев Васнецовых — основные события на их жизненном пути и года, в которые эти события происходили.

Аполлинарий Васнецов

Здесь я как раз хочу рассказать о том самом единственном художественном решении в оформлении выставки. Дело в том, что работы Аполлинария Михайловича отделены от работ Виктора Михайловича своеобразной стеной, которая отсылается к белокаменному Кремлю. И это не просто так: Аполлинарий Васнецов впервые в русском искусстве обратился к теме живописной реконструкции архитектуры и быта Древней Руси, отсюда такое оформление.

Работы Аполлинария Васнецова разделены на две условные темы:

  • метафизика природы: масштабные пейзажи с элементами символизма;
  • старая Москва: живописные реконструкции древнерусской архитектуры и быта.

Кроме того, в «главном зале» есть ещё один небольшой раздел, в котором представлены работы обоих братьев: портреты кисти Виктора Васнецова и пейзажи Аполлинария. Сопровождающий текст, правда, пейзажи игнорирует и рассказывает о посетителях и обитателях Абрамцево, которых запечатлел Виктор. Возможно, этот раздел стоило отнести именно к Васнецову-старшему. Но, надо отметить, что частью Абрамцевского художественного кружка были оба брата.

Виктор Васнецов. «Портрет Е. А. Праховой», 1894
Виктор Васнецов. «Портрет Е. А. Праховой», 1894

Андрей Васнецов

Как я говорила выше, работы Андрея Владимировича представлены на отдельном этаже. Тут также есть его биография в аналогичном формате с ключевыми событиями и датами.

Текстов, посвященных творчеству Андрея, довольно много. Но тематическое разделение мне было не таким очевидным, как в предыдущих залах. Тут, скорее, общее последовательное повествование:

  • «Суровый стиль»: новый образный пластический язык, монохромная палитра, трагизм, бытовая повседневность;
  • семья, близкий круг: групповые портреты семьи, друзей и их семей в интерьерах;
  • пейзаж: природа, в том числе подмосковного Абрамцева — связь поколений;
  • метафизика бытия: игра с формами и композицией, натюрморты, контрасты;
  • исторический дискурс: сюжеты о революции и войне, монументальные полотна;
  • эпилог: эмоциональные картины, связанные с биографией художника.

Мои впечатления

Текст статьи получается довольно объемным, поэтому постараюсь изложить свои мысли тезисно. Вряд ли это получится коротко, но я будут стараться :)

  • Выставка интересна уже тем, что не многие в курсе, что существует аж три художника с фамилией Васнецов. Я сама этого не знала. А общее знакомство с их творчеством дает какой-то дополнительный контекст, пространство для аналогий и ассоциаций, которые помогут запомнить больше интересной информации.
  • На выставке много «попсы» Виктора Васнецова, которую знает каждый. Но она же способна привлечь массового зрителя на эту выставку. А придя, люди узнают и что-то новое. Это здорово.
  • Когда я смотрела на известные картины, которые видела тысячу раз, я все равно замечала детали, которые не отмечала раньше. Разглядывать полотна Виктора Васнецова — огромное удовольствие. Они яркие, детальные, интересные и разные!
  • Символизм — круто! Для того, чтобы в него вникнуть текстов на стенах может быть мало. Поэтому, рекомендую сканировать QR-коды Третьяковки на этикетаже. Они ведут на сайт музея, где можно почитать подробное описание картины и узнать интересные нюансы. Ещё два варианта: аудиогид — его я не брала, но опция присутствует; и экскурсовод — я подслушала нескольких, подают информацию очень по-разному, тут уж как повезёт.
  • Известные полотна Васнецова — это, конечно, хорошо. Но зал посвящённый церковным росписям — это что-то потрясающее! Это, пожалуй, моё самое большое впечатление от выставки. Васнецов круто совместил что-то из русского эпоса с византийской традицией, при этом его изображения яркие, с четким контуром, почти комиксные. Очень красиво!
  • Не забывайте подняться по пандусу на верхний уровень — там демонстрируются эскизы Виктора Васнецова. И они тоже потрясающие, такие детальные, с невероятными узорами, впечатляют. А ещё там играют церковные песнопения, которые создают удивительную атмосферу. Прошитая с детства православная культура во мне ярко всколыхнулась :)
  • На выставке есть новомодные приколюхи: ароматы и дополненная реальность. Ароматы я помню примерно в трех-четырех местах. В том числе рядом с церковными эскизами можно попробовать аромат ладана для полного погружения в атмосферу. Дополненная реальность (как и ароматы) — какая-то спонсорская интеграция. Она работает с несколькими картинами. Я видела, как другие посетители с этой штукой игрались, но у меня что-то не сработало, хотя любопытно было.
  • Есть на выставке и видео. Про церковную живопись Васнецова — мне очень понравилось. В нем рассказывается о других храмах, которые расписывал Виктор Михайлович. Некоторые из них меня очень даже удивили! Я не знала, что в Питерском Спасе на Крови есть росписи его руки.

Ещё одно видео — про «Спящую царевну». Самой картины на выставке нет, но она важна для понимания творчества Виктора Васнецова — поэтому есть видео. Правда, в видео есть звук, который слышно ОЧЕНЬ плохо, а субтитров нет. Поэтому, смотреть было практически невозможно.

Третье видео — телеочерк об Андрее Васнецове. В нем и его интервью, и рассуждения о творчестве, комментарии его супруги, кадры его монументальных работ. Он, кстати, оформлял фасад Инженерного корпуса Третьяковской галереи.

  • Старая Москва кисти Аполлинария Васнецова — это очень интересно. Интересно сопоставить с Москвой нынешней, интересно разглядывать детали, которых много. Понравилось!
  • Пейзажи с налётом символизма кисти Аполлинария напомнили мне Левитана. Я в них почувствовала эмоцию. Да и просто — красиво.
  • Творчество Андрея Васнецова показалось мне очень цельным, единым. Четко виден стиль, его кисть, пластическая манера и видна эпоха, с налетом какой-то «плакатности». Работы, на мой взгляд, смотрятся очень гармоничными, устойчивыми. Не хочу, чтобы это звучало оскорбительно, но некоторые его картины — весьма интерьерные, я бы на стену такое повесила.
  • Тронули личные работы Андрея Васнецова: посвящение погибшему на войне старшему брату, картина написанная после смерти сына художника и единственный в истории его творчества автопортрет, написанный за два года до смерти.
Андрей Васнецов. «Затмение». 2003
Андрей Васнецов. «Затмение». 2003

Выставка крутая, мне понравилось, рекомендую! На вдумчивый осмотр вам понадобится не менее трёх часов. А если у вас есть время, ресурсы и энтузиазм — приходите несколько раз. Я точно пойду ещё раз, и внимательнее посмотрю на то, мимо чего в первый раз прошлась слишком быстро.

  • Кстати, сувениры к выставке в магазинчике при музее тоже классные :)
Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1879-1926
Виктор Васнецов. «Три царевны подземного царства», 1879-1926

Заканчиваю

Все трое Васнецовых были новаторами и внесли немалый вклад в развитие русского искусства. Виктор Михайлович стал предтечей символизма и модерна в России; Аполлинарий Михайлович — создавал произведения на стыке искусства и науки; Андрей Владимирович был одним из основоположников «сурового стиля».

Выставка показывает как индивидуальность каждого художника, так и общие темы в их творчестве, такие как семья, метафизика бытия, историческое прошлое и символизм. Удивительная художественная династия и достойная выставка, собравшая более 200 произведений из 15 музеев и 6 частных собраний. Приходите ознакомиться.

Виктор Васнецов. «Апокалипсис», 1889
Виктор Васнецов. «Апокалипсис», 1889