Дорога к самостоятельному чтению у нас была долгой. К первому классу, конечно, ребенок умел читать. Не бегло, но и не по слогам. Интереса к самостоятельному чтению, естественно, не проявлял: из ленивых 😀. Зачем, если мама и так прочитает любую интересную книгу. Книга проверялась на наличие картинок, последние с интересом рассматривались и всё!!!
Чтение в первом классе заключалось в прочитывании нескольких заданных предложений из Азбуки, некоторых любимых книг для младшего возраста типа картонок (одно-два предложения на странице с картинкой). Не помогала даже старая известная уловка: начать читать вслух и остановиться на самом интересном моменте. Здесь проявлялись чудеса детского терпения. И конечно, они заключались не в труде дочитать книгу до конца, а в терпеливом ожидании, когда мама найдет время для книги.😊
Чудеса терпения пришлось проявлять и мне, соблазн заставить читать хотя бы по 2-3 страницы был велик. Помимо домашних книг в дошкольном возрасте было прочитано и много разнообразных библиотечных книг. Видя интерес, с каким ребенок слушает и просит перечитать, я была уверена, что проблем с чтением не будет. Не тут-то было. Пробовала даже ничего не читать вслух, ожидая, что соскучится по книге. Реакция была: ну и ладно, в другой раз. К маю я уже была готова признать, что ребенок будет один из нечитающих. Обидно, но живут же люди!
И тут в школе выдают простой сборник для внеклассного чтения в первом классе. Учитель начинает задавать 2-3 рассказа на дом. Делать нечего, пришлось читать, не приходить же с не сделанным домашним заданием! Книга, без энтузиазма, но всё же за месяц была прочитана. Между делом предлагала другие интересные книги, но мне было сказано, что это не задавали.
Потеряв всякую надежду, продолжаю читать вслух, слушая восторженные впечатления о том, какая книга хорошая и как я интересно читаю.
Совершенно случайно покупаю книгу С. Маршака "Двенадцать месяцев". Хорошее издание с иллюстрациями Сазонова. Открыв первую страницу, ребенок делает открытие, что это "по ролям". Дело в том, что самое интересное времяпровождение с игрушками - это разыгрывание с ними сценки по какой-нибудь книге. Вы когда-нибудь играли в шахматы по Пушкину? А мы да! Зная наизусть сказку о царе Салтане, можно проиграть её с помощью шахмат. Каждой фигуре достается своя роль. Очень удобно, места мало занимает, убирается быстро. Можно присоседиться к занятой маме и не мешать.
Отметив, как удобно, когда написано, кто какие слова говорит в пьесе Маршака, найдя подходящие игрушки и распределив роли , ребенок сразу приступает к "делу". Читает и одновременно проигрывает роли. Меня поразило, с какой быстротой была прочитана книга! Потом ещё раз и ещё.
Вскоре принесла домой книгу " Королевство кривых зеркал". То, что такая толстая книга не привлечет внимания, я не сомневалась. Поэтому приготовила ее для книжного шкафа-буккросинга. И эта книга была не только случайно замечена, но и сразу взята для самостоятельного чтения. Читалась она долго, но добросовестно, ни одна страница не была пропущена. Часть книги была прочитана специально для меня вслух, кое-что мы обсуждали. И я ещё долго слушала повторяемый из книги стишок про отрядный флажок.😊
Дальше (очень вовремя!) подоспел список чтения на лето. Кое-что из него прочитали, рассказы Чарушина, например.
Мы живём в замечательное время, давшее нам одну замечательную вещь, которая одновременно бывает и полезной и отнимающей у нас очень много времени. Телефон, то есть)) Есть на нем такое приложение - диктофон 😊. К чему это? Всё просто - это ещё один помощник самостоятельного чтения. Ребенок записывает на него свое чтение и потом слушает, очень интересно получается. Слушает, находит свои ошибки, делает замечания. Да и вообще, интересно послушать себя со стороны.
В итоге прочитаны басни И. Крылова😉 причем, не один раз! Естественно, такой "аттракцион" бывает не каждый день и очень дозированно, поэтому пока ценится. Можно с успехом договориться о таком прочтении самых "непривлекательных" на первый взгляд ребенка книг, которые потом, оказывается, были очень интересными.
Выбрали для чтения вот эту замечательную книгу, многие с детства ее помнят, а мы ещё не читали. Кстати, один из ключиков к сердцу моего юного читателя не рассказ о чем книга, а перечисление и описание её героев. Внимание к "Ордену жёлтого дятла" было привлечено именно таким образом. Здесь оказались именно "те" герои. Правда, толщина смущает, но книга, всё же, с полки взята.
В нашей библиотеке проходит летнее чтение на тему "Семья". Его участники читают возрастную художественную литературу разных авторов о семье, детях и родителях, участвуют в разных мероприятиях и мастер-классах. Самым активным читателям обещаны призы. И я очень рада, что мы участвуем! А самое главное, читаем!
Пусть пока книги с домашней полочки (вы их можете рассмотреть на фотографиях ) ждут своего разборчивого читателя. Главное, начало положено - ребенок начал проявлять интерес к самостоятельному чтению.
Возможно, кому-то наш опыт пригодится! Были ли у вас трудности с приучением ребенка к чтению?