Найти в Дзене

Кто и для чего пишет диссертацию

Оглавление

Для чего пишут диссертацию

В юридическом смысле ученым может считаться только научно-педаго­гический сотрудник имеющий ученую степень. А основным способом получения ученой степени является подготовка и публичная защита диссертации.

В соответствии с работами американского психолога А. Маслоу, иерархически выстроенные человеческие потребности образуют своеобразную «пирамиду», состоящую из 5 уровней, расположенных по мере убывания физических потребностей и росту потребностей абстрактных.

  • Физиологические потребности.
  • Потребность в безопасности и помощи.
  • Потребность в общении, дружбе, любви.
  • Потребность в уважении со стороны других и в самоуважении.
  • Потребность в самореализации, самоутверждении.

Написание и защита диссертации есть одна из высших форм самореализации, самовыражения. Наука – путь к духовному богатству. Следует признать, что наука, как и искусство, предоставляет в этой части неисчерпаемые возможности. Познание сокровенных тайн мироздания и само приобщение к миру людей, творящих науку, возводящих величественное, никогда не завершаемое «здание знаний», дарит необыкновенные, ни с чем не сравнимые ощущения, особые чувства. Личная сопричастность к пополнению сокровищницы «вечной науки» возвеличивает человека, служит мощным источником самоутверждения, достижения известности, приближения к славе. В этом отношении ученых превосходят только актеры и политические деятели. Таким образом, защита диссертации и вхождение в научную среду, есть удовлетворение высших уровней абстрактных человеческих потребностей [1].

В работе [2] Г. Салье отмечает: «Учеными движет как потенциальная польза, так и слава, которую может принести наука. При этом главный стимул занятия исследованиями то, что они доставляют эстетическое удовольствие. Каждое научное открытие выявляет новую грань в гармонии Природы. При этом, мало кто из ученых желает остаться анонимным первооткрывателем, и многие вступают в ожесточенную борьбу за свой приоритет в открытии, стремясь получить признание со стороны компетентных коллег. Правда заключается в том, что ученые тщеславны. Они горят желанием осознавать, что открыли некий важный закон Природы с помощью своей собственной изобретательности. Тщеславие становится предосудительным только тогда, когда законная гордость общепризнанными достижениями превращается в неразборчивую погоню за славой ради нее самой. Да, ученые тщеславны, им нравится признанье, они не безразличны к известности, которую приносит слава, но очень разборчивы в отношении того, чьего признания им хотелось бы добиться и за что им хотелось бы стать знаменитыми. На этот счет ученые обладают предельной щепетильностью. Чем более велик ученый, тем меньше число людей, мнением которых он дорожит. Но тому, кто прилежно трудится в одиночестве своей лаборатории над какой-нибудь разгадкой чрезвычайно запутанного механизма Природы, очень согревает сердце сознание, что где-то в мире есть несколько человек – быть может, всего полдюжины, – действительно понимающих важность его работы и те трудности, которые ему приходится преодолевать. Этих коллег он принимает как равных себе и чувствует глубокое удовлетворение от того, что благодаря своей работе приобрел духовное родство с ними, заслужил себе место в кругу этой интеллектуальной элиты. Он может общаться со своими коллегами, минуя огромные расстояния, языковые и социальные барьеры и всю ту мелочную ненависть и зависть, которые разделяют других людей».

Вместе с тем, наблюдая воочию мотивацию поступающих аспирантов, автор должен отметить, что многими ими движет не только удовлетворение высших абстрактных человеческих потребностей, но ряд вполне приземленных причин, среди которых основными являются:

  • возможность получить отсрочку от армии на время обучения в очной аспирантуре (для лиц мужского пола);
  • возможность еще немного поразмышлять о будущем месте работы;
  • кто-то привык во времена студенчества учиться и хочет продолжить накапливать «багаж знаний»;
  • кому-то нужно сохранить место в общежитии мегаполиса, чтобы не возвращаться в родной городок или село, а денег на съем квартиры у него нет (для иногородних студентов).

В работе [3] А.Г. Громов так пояснил вопрос что же дает защита диссертации: «Работа над диссертацией даёт очень многое для тех, кто посвятил себя науке. Перечислим основное:

  • чёткость постановки вопросов и задач исследований;
  • умение формулировать мысль, не слишком заземляя её и не слишком фантазируя;
  • умение понимать и ценить других исследователей;
  • уверенность в себе и своих знаниях, в своём умении ими воспользоваться;
  • понимание нужд практики, умение увидеть в них научные задачи и проблемы;
  • методические знания и опыт их применения;
  • расширение кругозора человека, повышение его способности мыслить масштабно, подвергать всё сомнению, ломать стереотипы;
  • гармонию совести, души и разума.

Много это или мало? Пусть каждый это оценит по-своему. Главное богатство человечества – богатство характеров, разнообразие мыслей и убеждений. Всегда будут находиться люди, для которых занятия наукой – одна, но пламенная страсть» [3].

Несомненно, занятие наукой – это не самый прямой путь к материальному обогащению, но это надежный путь получать не плохие деньги за свое хобби. Как отмечает Б.А. Райзберг [1]: «В отношении счастья обогащения ученые – тоже не последние люди. Конечно, по доходам и материальному благосостоянию им не сравниться с удачливыми предпринимателями и высшей государственной номенклатурой. Даже академик вряд ли выиграет у них соревнование. Но с обычным рабочим, служащим, инженером, врачом или учителем кандидат наук вполне может потягаться. Ученая степень, не сразу, но при грамотном использовании способна обеспечить и машину, и квартиру, и даже скромную дачу».

Кто пишет диссертацию

Судя по опыту автора, в настоящее время постепенно увеличивается количество молодых прагматиков, пусть не считающих науку лучшей, самой выгодной сферой деятельности в условиях современной жизни, но понимающих, что запас научных знаний, подкрепленных ученой степенью, не только не помешает, но вполне может сгодиться при построении карьеры. Занимаясь предпринимательством, участвуя в более или менее выгодном деле или планируя такое участие, стремясь утвердиться среди профессиональных работников, подобные юноши и девушки понимают в то же время, что защитить диссертацию полезно для укрепления своего статуса, положения в обществе, в жизни. Они не ждут от ученой степени сиюминутных выгод, преимуществ, но верят, что со временем все это придет.

Следующая группа, желающих приобщиться к ученой степени – это уже состоявшиеся высококлассные специалисты среднего возраста, как правило, «белые воротнички» своей области. Это активные, динамичные, толковые, разбирающиеся в своем деле люди, которые желают официально подтвердить свою высокую профессиональную квалификацию путем защиты диссертации. Автор на своем жизненном пути встречал огромное количество главных конструкторов и руководителей высшего звена, имеющих за плечами большое количество успешно реализованных проектов, но которые только к 40-50 годам стали задумываться об оформлении своего богатого багажа знаний в виде научно-квалификационной работы. Главные трудности для этих уважаемых людей – найти достойного наставника, оформить диссертацию по существующим требованиям, а также найти на это время в своем напряженном графике. Научных трудов у них бывает маловато, а то и совсем нет, исключая успешно сданные заказчику проекты и ОКР. Эти люди с успехом защищают диссертации после некоторого «натаскивания» на особенности отечественной системы научной аттестации и «упаковки» диссертаций. В последние годы предпринимаются попытки поставить заслоны на пути этих мужественных, рвущихся в науку людей. Их аттестационные дела, авторефераты, а то и диссертации ВАК контролирует с особой тщательностью. Самих «мучеников» часто вызывают «на ковер» в ВАК, где они должны предстать один на один с квалифицированными экспертами и доказать личное участие в исследовании и новизну своих результатов. Однако высококлассные специалисты имея за спиной богатый практический опыт в области защищаемой диссертации, как правило, с легкостью проходят это последнее испытание перед получением ученой степени.

И наконец, стоит указать еще одну категорию соискателей, выстрадавших свою диссертацию годами упорного и кропотливого труда. Речь идет о тех преподавателях институтов и университетов, работниках научных организаций, которые, не обладая могучим талантом и пробивной силой, капля за каплей откладывают крупицы собственных наработок или найденных в научной литературе идей и годами, а то и десятилетиями формируют свой скромный «диссертационный домик». Большинство из таких соискателей удовлетворяются кандидатской степенью, но встречаются и более неугомонные, которые к 50 годам подумывают о докторской диссертации, а ближе к 60 даже защищают ее, сотворив практически целиком собственными руками [1].

Данная статья является выдержкой из книги автора «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства.

Литература:

  1. Райзберг Б. А. Диссертация и ученая степень: Пособие для соискателей. – 9-е изд., доп. и испр. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
  2. Селье Г. От мечты к открытию / Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1987. – 368 с.
  3. Громов А. Г. Пишите диссертацию: методическое пособие для молодых ученых. – Новосибирск: Новосибирский государственный аграрный университет, 2007. – 43 с.

Вся информация действительна на дату опубликования: 18 июня 2024 г.

Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, эксперт ВАК. Подробности здесь.