Суточная гонка в Ле-Мане (24 Heures du Mans) – это потрясающее автоспортивное мероприятие, гонка на выживание, настоящее испытание для техники, команд, пилотов. В этом году в гонке стартовали 62 экипажа, в составе которых 186 пилотов. По 23 экипажа в классах Hypercar и LMGT3 и 16 экипажей LMP2. Победителем гонки традиционно становится тот экипаж, который за сутки преодолел наибольшую дистанцию.
В прошлом году сенсационную победу в противостоянии с Toyota одержала команда Ferrari. А в этом году в борьбу в главном классе гиперкаров включились еще марки Alpine, BMW, Cadillac, Lamborghini, Peugeot, Porsche и, конечно, Toyota. Причем экипажи Porsche перед стартом называли фаворитами гонки. Но в упорной схватке победителем вновь вышла Ferrari, а Porsche не смогла даже попасть на подиум.
Именно в Ле-Мане в 1967 году победители гонки впервые стали обливать друг друга и членов команды шампанским, что стало с той поры традицией для всего автоспорта. А в 1955 году случилась самая страшная авария в истории автоспорта. Погибло 84 человека и 120 получили серьезные травмы. После этой трагедии некоторые страны запретили у себя проведение гонок, а Mercedes и вовсе надолго покинула автоспорт и Ле-Ман. В 1999 году Mercedes вновь был готов штурмовать вершину подиума «24 часа Ле-Мана», но случилось непредвиденное: автомобиль Mercedes-Benz CLR взлетал на прямых, как самолет. И делал опасные кульбиты, которые чуть не привели к новой трагедии.
Интересные факты о гонке «24 часа Ле-Мана»
В 1926 году впервые была применена противотуманная фара, в 1937-м впервые был использован аэродинамический кузов со скрытыми в арках колесами, эффективность кузова привела к применению аэродинамики в автомобильной отрасли. В 1953 году впервые на автомобилях применили дисковые тормоза, доказавшие свою эффективность.
И по сей день элементы, узлы и конструктивные особенности гоночных болидов, доказавшие свою эффективность, через некоторое время перекочевывают в серийные автомобили.
К сожалению, в Ле-Мане были нередки несчастные случаи и трагедии. Последняя из них произошла в 2013 году, когда в результате аварии погиб датский пилот Аллан Симонсен. С тех пор, к счастью, таких случаев не было. Этому способствовали новые системы безопасности, внедренные в Ле-Мане, и система оповещения, которая предупреждает пилотов об авариях на трассе, помехах, разлитом масле и погодных условиях.
24 Heures du Mans – это самая известная и имеющая славную историю гонка на выносливость. Она проводится с 1923 года, а в этом году прошла уже в 92 раз. Был период, когда гонка не проводилась (Вторая мировая война и забастовка французских рабочих).
Кольцо Сартэ (Circuit de la Sarthe), на котором проходит гонка, имеет протяженность 13 629 метров. Чтобы попробовать представить, каково это сидеть за рулем гиперкара и наматывать круги в гонке «24 часа Ле-Мана», советую скачать игру для мобильного устройства (подойдет смартфон или планшет) Real Racing 3. Это гоночный автосимулятор, разработанный студией Firemonkeys Studios при поддержке гиганта Electronic Arts. В ней есть режим гонки «24 часа Ле-Мана» (правда, максимально только на 10 кругов). И он поможет вам представить, что чувствует гонщик, пилотирующий гиперкар на этой трассе. Трасса сама по себе не очень сложная. Много прямых участков, но есть и коварные повороты. Для нее нужно найти свой ритм. Игрок может выбрать время суток (день, сумерки или рассвет, ночь). Сложнее всего, конечно, пилотировать ночью. Особенно когда у тебя повреждены световые приборы. Ощущения непередаваемые. Ориентируешься только по свету фар и стоп-сигналам противника. Но такие ситуации нередки и в реальной гонке в Ле-Мане.
В этом году в главном классе Hypercar соревновались между собой бывшие пилоты «Формулы-1». Среди них – Дженсон Баттон, Мик Шумахер, Ник де Вриз, Антонио Джовинацци, Ромен Грожан, Роберт Кубица, Камуи Кобаяши, Брендон Хартли, Себастьен Буэми, Даниил Квят, Роберт Шварцман. Кстати, экипаж Шварцман – Кубица – Йефей на Ferrari 499P долгое время лидировал в гонке и даже считался ее возможным фаворитом, но был вынужден сойти за четыре часа до финиша из-за возгорания силовой установки. Всего до финиша не добрались 15 машин. Валентино Росси – семикратный чемпион мира в MotoGP – тоже оказался в их числе. Его машина под номером 46 команды Team WRT долгое время ехала в первой тройке и даже претендовала на победу в классе LMGT3. Но пилот, Ахмад Аль-Харти, проводивший на тот момент свою смену за рулем автомобиля, вылетел с трассы и разбил машину, что привело к обидному сходу.
В этом году в «24 часах Ле-Мана» принял участие и белорусский пилот Александр Малыхин. Он выступал под номером 92 за команду Manthey PureRxcing. Болид добрался до финиша на 41-м месте в абсолютном зачете и на 14-м в классе LMGT3. На мой взгляд, это успех! Александр Малыхин еще молод и, уверен, это его первый Ле-Ман. И главные победы Александра еще впереди.
Что касается развития событий в гонке, то с первых позиций стартовали сразу несколько экипажей Porsche. Но их очень быстро обошли пилоты заводской команды Ferrari. Подтянулись к лидерам и экипажи частных команд Ferrari. Одну из них пилотировал Роберт Кубица. Он с 12-го стартового места быстро пробился в тройку лидеров. А затем они со Шварцманом неожиданно застолбили за собой лидерство в этой гонке! Все было классно до очередной смены пилота за рулем. Когда Роберт Кубица снова сел за руль, он вначале увеличил преимущество от второго места до 20 секунд. Но потом случилось непредвиденное. При обгоне кругового польский гонщик врезался в другую машину, оказавшуюся на пути его следования. Это привело к вылету и развороту, потере времени и штрафу с остановкой в боксах на полминуты! В этот момент дождь над трассой усилился, что привело к выезду машины безопасности. И фактической приостановки гонки на целых 4 часа!
Далее была отчаянная попытка вернуться в тройку лидеров, что у экипажа под номером 83 команды AF Corse и Роберта Шварцмана получилось. Но возгорание привело к сходу с дистанции. «Это так расстраивает. Сход всего за четыре часа до конца гонки! Мы лидировали, получили штраф, боролись изо всех сил, чтобы вернуться в лидеры, но в итоге вынуждены были сойти. Невозможно описать разочарование, но до самого конца мы отдавали все силы», – прокомментировал Роберт.
Также не повезло сыну семикратного чемпиона мира «Формулы-1» Мику Шумахеру. Он выступал за французскую команду Alpine. Но обе машины были вынуждены сойти в начале гонки из-за поломки двигателя. «Мы почти достигли отметки в шесть часов. Мы были очень быстры до схода, и это большой повод для позитива. К сожалению, на обеих машинах у нас возникли проблемы с двигателем. Хотя не стоит концентрироваться на негативе, – подчеркнул Мик Шумахер. – Мы проехали много кругов и многое поняли в поведении машины. Мы выросли как команда, нам удалось оставить проблемы позади и добраться до точки, где мы боролись за поул и хорошую позицию в гонке. Я проехал 33 круга и доволен своим выступлением в гонке».
Что касается Даниила Квята, то его задача была просто доехать до финиша. Пока гиперкар Lamborghini не обладает высокой скоростью и часто ломается. Но десятое место в абсолюте можно считать для команды промежуточным успехом. Доработав машину, можно в будущем рассчитывать на большее. К слову, второй экипаж Lamborghini во главе с Грожаном финишировал лишь на 13-м месте.
В конце гонки в лидеры пробились два экипажа Ferrari, но на трассе вновь пошел дождь и один из экипажей Toyota стал всерьез претендовать на победу. Ключевым фактором, определившим победителя, стало количество дозаправок и смен покрышек. У в итоге победившей Ferrari было 26 пит-стопов, а у экипажа Toyota, занявшей второе место – 28. На финише гонки Ferrari немного экономила топливо и проходила круги на 4–5 секунд медленнее, чем обычно. Но этого хватило для победы. Второй подряд в «24 часах Ле-Мана»! Третье место также у экипажа Ferrari.
В классе LMP2 отмечу успех россиянина Владислава Ломко. 19-летний пилот выступал в составе польской команды Inter Europol Competition и вместе с напарниками по команде Якубом Смиечовски / Клементом Новалаком завоевал второе место в классе.
Суточная гонка в Ле-Мане завершена. Но болельщики и спортсмены уже ждут следующую гонку. Она состоится в 2025 году с 14 по 15 июня – календарь чемпионата WEC уже опубликован. В новом сезоне на кольце Сартэ станет еще жарче. Компания Aston Martin объявила, что выставит на старт знаменитой гонки на выносливость свои два новейших гиперкара Valkyrie LMH, спроектированных самим Эдрианом Ньюи! Новый гиперкар Valkyrie оснащен модифицированной версией двигателя Cosworth V12, который используется в дорожной Valkyrie. Производитель уже обещает бороться в первых рядах в «24 часах Ле-Мана». И кто знает, может быть, за рулем этого гиперкара мы увидим Фернандо Алонсо?
Результаты гонки чемпионата WEC «24 часа Ле-Мана» (топ-3 в каждом классе)
Hypercar
1. Антонио Фуоко / Мигель Молина / Никлас Нильсен (50, Ferrari AF Corse) – 311 кругов.
2. Хосе-Мария Лопес / Камуи Кобаяши / Ник де Вриз (7, Toyota Gazoo Racing) +14,221.
3. Алессандро Пьергвиди / Джеймс Каладо / Антонио Джовинацци (51, Ferrari AF Corse) +36,730.
LMP2
1. Оливер Джарвис / Биджой Гарг / Нолан Сигель (22, United Autosports) +14 кругов.
2. Якуб Смичовски / Владислав Ломко / Клемент Новалак (34, Inter Europol) +14 кругов.
3. Поль Лафаргю / Йоб ван Ютерт / Решад де Жерус (28, IDEC Sport) +14 кругов.
LMGT3
1. Яссер Шахин / Моррис Шьюринг / Рихард Литц (91, Manthey EMA) +30 кругов.
2. Даррен Льюнг / Шон Гелаэль / Аугушту Фарфус (31, Team WRT) +31 круг.
3. Джорджио Рода / Миккель Овергор Педерсен / Деннис Ольсен (88, Proton Competition) +31 круг.
]]>