Найти тему
УРОЖАЙНЫЕ ИСТОРИИ

Гренцгенгеры Германии: Как немцы жившие в ГДР наживались на Советском Союзе

Несмотря на то, что Берлин был официально разделен на Западную и Восточную часть ещё в 1948 году, до середины августа 1961-го жители города достаточно свободно перемещались из его социалистической части в капиталистическую и обратно. Считается, что на закрытие границы и последующую постройку «Берлинской стены» власти ГДР (с подачи Хрущёва) пошли исключительно из-за массовой миграции восточных немцев в «процветающий» западный мир. Но это только одна из причин. Причём, далеко не главная.

В 1948 году в западных секторах Берлина, контролируемых военной администрацией США, Великобритании и Франции была проведена денежная реформа. Официальной валютой в этих частях города стала марка ФРГ. Это фактически и стало началом разделения немецкой столицы на две части. Тогда же началась и методичная эксплуатация экономики ГДР западным соседом.

Самой простой схемой была спекуляция. Учитывая, что Восточная Германия снабжалась лучше прочих социалистических стран, особого дефицита с промышленными товарами там не было. Между тем, цены на эти товары в ГДР были значительно ниже, чем в ФРГ. И это стало раздольем для спекулянтов.

Тоже происходило и с продуктами. Нередкими были случаи, когда граждане Западного Берлина, получающие небольшое по меркам ФРГ пособие, жили вполне безбедно, поскольку отоваривались на территории ГДР. Впрочем, за продуктами в восточную часть Берлина с Запада ездили не только безработные и неимущие. Весьма респектабельные бюргеры не гнушались затариваться в социалистической половине немецкой столицы даже хлебом. Доходило до того, что западноберлинские хлебопёки, терпящие значительные убытки, блокировали переходные пункты.

Но самым неприятным явлением для властей ГДР были не спекулянты и «нуждающиеся» из западной части, а собственные граждане, получившие прозвище «гренцгенгеры».

-2

Der Grenzgänger, что означает «пересекающий границу». В ГДР так называли людей, которые жили в Восточном Берлине, а работали в Западном. На первый взгляд в этом не было ничего плохого. Если бы не одно но. Зарплату они получали в западных дойчмарках, обменивая их затем на чёрном рынке по курсу, значительно отличающемуся от официального. При этом, как уже упоминалось выше, товары и услуги в восточном Берлине стоили значительно ниже. Получалось, что ничего не давая своей стране, гренцгенгеры пользовались всеми благами проживания в социалистическом государстве.

Если бы таких людей было несколько сотен, власти может и прикрыли бы на них глаза. Однако только по официальной статистике число гренцгенгеров достигало 60 тысяч. Ежегодный ущерб от их деятельность, по самым скромным подсчётам, составлял 2,5 млрд марок. Всего же за 12 лет «прозрачности» границ между капиталистической и социалистической частью Берлина, ГДР (а точнее СССР, субсидировавший Германскую Демократическую Республику) потеряла не менее 120 млрд марок. И вряд ли эти цифры можно считать точными.

Был и ещё один нюанс. К началу 60-х в ГДР уже была налажена система подготовки профессиональных кадров. Причём подготовки бесплатной. И её качество было достаточно высоким. Более того, некоторые специалисты получали бесплатное высшее образование в Союзе. А за готовыми специалистами активно охотились кадровые агентства Западного Берлина. Ведь за хорошего специалиста фирмы (в частности работающая и поныне компания Siemens) платили агентству до 3000 марок. До 1961 года подобные конторы работали хоть и нелегально, но и не слишком скрываясь. Впрочем, даже закрытие границы окончательно не искоренило «охоту за головами». Некоторые подпольные агентства по найму «проработали» до самого объединения двух Германий.