Курсовая работа посвящена актуальной проблеме современной педагогики - использованию адаптивной физической культуры для коррекции нарушений осанки и плоскостопия у детей младшего школьного возраста. Подчеркивается тревожная статистика по нарушениям опорно-двигательного аппарата у детей и обосновывается необходимость раннего вмешательства с помощью средств физической культуры. В работе рассматриваются особенности методики проведения занятий с детьми, имеющими данные нарушения, анализируются эффективные средства и методы адаптивной физической культуры. Исследование основано на изучении научно-методической литературы и направлено на разработку практических рекомендаций для педагогов и родителей по организации коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста.
Фрагмент курсовой работы предоставлен для ознакомления. Консультационные и репетиторские услуги для студентов. "Магистр 34". Перейти на сайт. Связаться с нами, ответим на все ваши вопросы за 2 минуты: Telegram / WhatsApp / ВКонтакте / Т. 7-988-027-88-34.
Введение
Глава 1. Адаптивная физическая культура как часть образовательного процесса
1.1. Особенности реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями на занятиях по адаптивной физической культуре
1.2. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования
Глава 2. Характеристика нарушений осанки и плоскостопия
2.1. Нарушения осанки
3.2. Характеристика плоскостопия
Глава 3. Адаптивная физическая культура для решения коррекционно-развивающих задач в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на примере нарушения осанки и свода стопы
3.1. Средства и методы адаптивной физической культуры для лиц с нарушением осанки и плоскостопием
3.2. Разработка программы для решения коррекционно-развивающих задач в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложения
Введение
Здоровье - великая ценность. Вырастить ребенка здоровым, сильным, умным - одна из главных задач родителей и педагогов детского сада. Сегодня перед ДОУ стоит важная задача - создание условий для сохранения здоровья дошкольников, то есть разработка мер по здоровьесбережению, внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих и корректирующих технологий.
В дошкольный период формируются основы физического и психического здоровья ребёнка, вырабатываются определенные черты характера, приобретаются жизненно важные умения и навыки. В связи с этим особая роль отводиться правильно организованному физическому воспитанию в условиях детского сада и семьи.
Формирование умений с ранних лет заботиться о сохранении своего здоровья и здоровья своих близких, противостоять отрицательным явлениям окружающей среды, приобщать к ценностям здорового образа жизни становится приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста, где цель состоит в том, чтобы показать ребенку и родителям значимость физического, психического, интеллектуального и социального здоровья для развития нравственных качеств и душевных сил, личностного становления, будущей успешности и самореализации в жизни.
Адаптивная физическая культура в последнее время широко внедряется в дошкольные учреждения различного профиля. И причин этому много: неуклонный рост числа детей с нарушениями опорно–двигательного аппарата; сокращение двигательной активности детей из - за приоритета «интеллектуальных» занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса и общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении.
Именно своевременность использования физических упражнений с профилактической целью является наиболее значимым фактором внедрения лечебной гимнастики в практику коррекционной работы дошкольных учреждений. Применяемые в лечебной гимнастике физические упражнения просты и доступны для выполнения, не вызывают побочного воздействия, а проводимые в игровой форме занятия, становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его физические возможности и устраняют имеющиеся нарушения опорно-двигательного аппарата.
В настоящее время состояние здоровья детей в нашей стране вызывает серьезную озабоченность общества. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЭД РАМН, в России 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. По мнению педиатров, одно из первых мест среди отклонения в состоянии здоровья детей занимают нарушения осанки и свода стопы. Таким образом, среди нарушений опорно-двигательного аппарата дефекты осанки и плоскостопие являются наиболее часто встречающимися.
К сожалению, на сегодняшний день около 70 % детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений осанки. Деформации скелета самым неблагоприятным образом сказываются на развитии внутренних и приводят к различным расстройствам их деятельности. Поэтому так важно отнестись к данной проблеме с максимальным вниманием и ответственностью. В этой связи решено проанализировать использование технологий адаптивной физической культуры для решения коррекционно-развивающих задач в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на примере нарушения осанки и свода стопы.
Объект исследования курсовой работы - процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Предмет исследования - средства и методы адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Цель исследования курсовой работы - на основе анализа научно-методической литературы раскрыть методику физического воспитания детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Названная цель обусловила следующие задачи исследования:
1) изучить научно-методическую литературу по теме исследования;
2) выявить средства и методы адаптивной физической культуры для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием;
3) определить особенности методики проведения занятий для детей младшего школьного возраста с нарушением осанки и плоскостопием.
Курсовая работа по своей структуре состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1. Адаптивная физическая культура как часть образовательного процесса
1.1. Особенности реабилитации лиц с ограниченными физическими возможностями на занятиях по адаптивной физической культуре
Физическое воспитание - приоритетное направление в развитии ребенка. Это утверждение подтверждает Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), в основных задачах которого указана необходимость полноценного физического развития ребенка, всестороннего укрепления их здоровья.
Основной целью вовлечения людей с ограниченными физическими возможностями в систему регулярных занятий физической культурой являются восстановление утраченного контакта с социальной средой, создание необходимых условий включения в общественно полезную деятельность, принятие активного участия в общественно полезной деятельности, повышение образовательного уровня и сохранение здоровья.
В большинстве научных источников адаптивная физическая культура раскрывается в виде комплексных мер оздоровительного и спортивного характера, которые направлены на адаптацию и реабилитацию в социальной среде людей с ограниченными возможностями, снятие психологического дискомфорта, препятствующего ощущению полноценной жизни, и проявление себя в социальных процессах путем внесения личного вклада в общественное развитие. Существенной проблемой реализации данного направления является недостаточность ее научного, организационного и методического обеспечения в различных учебных заведениях, где проходят обучение лица с ограниченными физическими возможностями.
Главная задача адаптивной физической культуры, которая должна решаться при проведении занятий, - это интеграция человека с ограниченными физическими возможностями в активную социальную деятельность, и в частности в образовательный процесс.
Особо следует выделить то, что адаптивная физическая культура у людей с отклонениями в физическом здоровье способна: реализовывать компенсаторные навыки, позволяющие использовать функции разных органов вместо нарушенных; дать осознание равных возможностей со среднестатистически физическим здоровым человеком по интеллектуальному, творческому и социальному развитию; способствовать участию в общественных процессах; формировать навыки в ведении здорового образа жизни, сохранении здоровья и работоспособности; предоставлять реальные возможности преодолевать как психологические, так и физические барьеры в организации полноценной жизнедеятельности; обеспечивать формирование необходимых физических качеств для полноценной жизнедеятельности в социуме; мотивировать потребности внесения реального личного вклада в развитие общества; вызвать стремление постоянно повышать свои интеллектуальные, физические и духовные способности, личностные качества и работоспособность.
При организации занятий по адаптивной физической культуре прежде всего следует учитывать требования индивидуального и дифференцированного подходов. Принципиальным также является то, что все занятия с самого начала до их окончания должны проходить только под постоянным контролем и руководством опытного специалиста в данной области. Только в этом случае адаптивная физическая культура способствует физическому, психическому и духовному развитию данной категории населения, помогает их физической и социальной реабилитации.
1.2. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования
Ученые и соответствующие медицинские специалисты отмечают, что при нарушениях слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта и других отклонениях в психофизическом развитии (А.П. Анохин, П.Ф. Лесгафт, А.Р. Лурия, М.С. Певзнер, Л.К. Семенова, Б.В. Сермеев) специально подобранные физические упражнения с адекватной дозировкой их использования положительно влияют на коррекционную работу и компенсаторную перестройку.
Коррекционная работа, проводимая с детьми с нарушениями психофизического развития, включает в себя систему медицинских, психологических, педагогических, физиологических мероприятий и способствует функциональной компенсаторной перестройке сохранных анализаторов, обеспечивающих замещение или восполнение отсутствующих или нарушенных функций при аномальном развитии организма.
Такая перестройка организма происходит в результате активного использования деятельностного подхода в двигательной, игровой, учебной специально организованных видах деятельности.
Особенно важным является подбор специальных средств адаптивной физической культуры, физических упражнений, игр, элементов спортивных игр и доступных видов спорта при ограниченных возможностях здоровья.
В настоящее время возрождается забытый комплекс нормативных требований по физической готовности граждан страны разных возрастных категорий ГТО, который становится все популярней для подростков и молодежи. В 1980-1982 годы такой комплекс нормативных требований был разработан как система коррекции двигательной сферы слепых и слабовидящих и успешно внедрился в стране. Возрождение и разработка данного комплекса для различных категорий лиц с ограниченными возможностями физического здоровья необходимо для массовой адаптивной физической культуры. Лица с ограниченными возможностями здоровья успешно бьют рекорды на Паралимпийских играх, успех сборной нашей страны на Сочинской Олимпиаде был подавляющим.
Глава 2. Характеристика нарушений осанки и плоскостопия
2.1. Нарушения осанки
Осанка - это привычное положение тела человека в покое и при движении. Нормальная осанка характеризуется следующими признаками:
1) расположением остистых отростков позвонков по линии отвеса, опущенного от бугра затылочной кости и проходящего вдоль межягодичной складки;
2) расположением надплечий на одном уровне;
3) расположением обеих лопаток на одном уровне;
4) равными треугольниками (справа и слева), образуемыми туловищем и свободно опущенными руками;
5) правильными изгибами позвоночника в сагиттальной плоскости.
Нарушение осанки и искривление позвоночника очень часто возникают в дошкольном и школьном возрасте. Происходит это потому, что развитие костно-мышечной системы у детей и подростков еще не закончено, кости гибки и податливы, и, например, неправильная посадка за партой может вызвать эти нарушения.
Мягкость костей и слабость мышц, ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение, особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию искривления позвоночника. В литературе отмечается, что широко бытующее мнение даже среди врачей, что причинами искривления позвоночника, сутулости у детей является неправильная осанка во время школьных занятий глубоко ошибочно. При тщательном обследовании чаще всего удается установить причину нарушения осанки. Одной из частых причин нарушения осанки в детском возрасте является разница в длине ног, которая представляет собой наиболее частое явление. При рентгеновском обследовании 1446 школьников в возрасте от 6 до 17 лет было обнаружено, что у 80% из них разница в длине ног составляет не менее 0,16 см, у 3,4% - от 1,3 см и более. Вероятность разницы в длине ног у детей увеличивается с возрастом. Так, среди группы школьников начальных классов ноги разной длины были выявлены у 75%, а среди группы студентов высшей школы - у 92% (Klein 1969). Компенсация в разнице длины ног достигается в основном за счет искривления позвоночника. Не скорректированная разница имеет тенденцию увеличиваться с возрастом. Хансен Р., Тейлор Дж. отмечают, что скорректированная в детстве разница в длине ног с возрастом уменьшается.
3.2. Характеристика плоскостопия
Плоскостопие - уплощение продольного или поперечного свода одной или обеих стоп; возможны сочетания обеих видов деформации стопы. При этом стопа соприкасается с полом (землёй) почти всей своей поверхностью, а её отпечаток лишен характерной внутренней выемки (рис.1).
Глава 3. Адаптивная физическая культура для решения коррекционно-развивающих задач в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья, на примере нарушения осанки и свода стопы
3.1. Средства и методы адаптивной физической культуры для лиц с нарушением осанки и плоскостопием
Адаптивная физическая культура - один из наиболее распространённых методов, в связи с тем, что данным методом практически невозможно травмировать позвоночник.
Для лечения нарушений осанки с древности медики применяют лечебную физкультуру. Этим методом лечения практически невозможно травмировать позвоночник, в связи с чем, он более распространен. Так, E. G. Dawson (2004) рекомендует использовать этот метод лечения с целью исправления осанки, а также как способ, укрепляющий организм пациентов в целом. S. H. Sigurd (2003) отмечает, что не существует методик лечебной физкультуры, способных исправить или хотя бы замедлить тенденцию искривления оси позвоночника. Аналогичной точки зрения придерживаются и сотрудники «Центра изучения позвоночника» университета Мериленд (2003).
Тем не менее, врачи стараются усовершенствовать методики лечебной физкультуры, адаптировать их для исправления нарушений осанки.
Комплекс методов адаптивной физической культуры, применяемых при лечении нарушения осанки включает:
- лечебную гимнастику;
- плаванье;
- массаж;
- физиолечение.
Адаптивная физическая культура по мнению И.К. Котешевой сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. АФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур, а также индивидуальных заданий, выполняемых больными самостоятельно.