Требования руководящих документов
В соответствии с Положением о присуждении ученых степеней [1] необходимо указать в диссертации и ряде документов, необходимых для ее защиты, как результаты диссертационного исследования. Кроме того, в соответствии с ГОСТом [2] и п. 30 Положения о диссертационном совете (ДС) [3] введение диссертации, а также раздел «общая характеристика работы» в автореферате (АР) должны включать в себя положения, выносимые на защиту.
Выписка из Положения [3]:
п. 30. … Введение к диссертации включает в себя … положения, выносимые на защиту, степень достоверности и апробацию результатов.
п. 31. При принятии диссертации к предварительному рассмотрению диссертационный совет создает комиссию … для предварительного ознакомления с диссертацией … Комиссия диссертационного совета подготавливает заключение о … выполнении требований к публикации основных научных результатов диссертации, предусмотренных п. 11 и 13 Положения о присуждении ученых степеней, и соблюдении требований, установленных п. 14 Положения о присуждении ученых степеней...
Выписка из Положения [1]:
п. 16. Организация, где выполнялась диссертация, дает заключение по диссертации. … В заключении отражаются: ... личное участие соискателя … в получении результатов, изложенных в диссертации, степень достоверности результатов, проведенных соискателем ученой степени исследований…
п. 18. Диссертационный совет создает комиссию … для предварительного ознакомления с диссертацией. Указанная комиссия представляет диссертационному совету заключение: … о выполнении требований к публикации основных научных результатов диссертации, предусмотренных п. 11 и 13 настоящего Положения…
п. 23. Оппонент … представляет … отзыв на диссертацию, в котором оцениваются: … степень обоснованности научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в диссертации…
п. 24. … В отзыве ведущей организации на диссертацию отражается значимость полученных автором диссертации результатов для развития соответствующей отрасли науки. В отзыве на диссертацию, имеющую прикладной характер, должны также содержаться конкретные рекомендации по использованию результатов и выводов, приведенных в диссертации.
п. 25. В автореферате диссертации излагаются: … степень новизны и практическая значимость приведенных результатов исследований, … приводится список публикаций автора диссертации, в которых отражены основные научные результаты диссертации.
В предыдущей статье автора было показано, что результаты диссертации - это продукты научной или научно-технической деятельности, полученные при проведении диссертационного исследования, а положения – это итоговые выводы по работе. Здесь же рассмотрим более подробно, что такое результаты диссертации, в также проведем их классификацию.
Суть понятия «результат диссертационного исследования»
Результаты диссертационного исследования – продукты научной или научно-технической деятельности, полученные при проведении диссертационного исследования, содержащий новые знания или решения, представленные в формализованном виде в форме средств теоретического или экспериментального исследования, а также же средств и способов решения прикладных задач (технических, технологических или иных решений и т. д.), выносимых на публичную защиту.
В диссертациях по прикладным наукам, при декомпозиции цели и общей научной задачи исследования, как правило, формулируются частные научные и прикладные задачи. Соответственно решениями частных научных задач являются научные результаты, а частных прикладных задач – прикладные результаты.
В диссертациях по точным (абстрактным) наукам, при декомпозиции цели и общей научной задачи исследования, как правило, формулируются только частные научные задачи. Соответственно решениями этих частных научных задач являются научные результаты. При этом эти результаты могут не иметь прикладного применения.
Например, в области технических наук фактически все результаты, в том числе и сугубо научные, имеют тот или иной уровень практической значимости т. к. ориентированы на развитие и использование в одной из областей человеческой практики – технике. Напротив, в физико-математических науках, научные результаты, могут не иметь практической значимости, пока они не будут использованы в других науках, ориентированных на практику человеческой деятельности, например в технике, медицине, химии и т. д.
Количество и формулировки основных результатов, выносимых на защиту, должны соответствовать количеству и формулировками частных научных задач исследования. В противном случае при экспертизе диссертации могут быть сделаны выводы (по степени их критичности для соискателя):
а) отдельные частные задачи исследования не решены – в случаях если результатов исследования меньше, чем частных научных задач или отсутствуют результаты решения отдельных частных задач;
б) отдельные научные результаты не являются следствием решения сформулированных частных задач исследования – в случае если результатов исследования больше, чем частных научных задач или они имеют различное наименование.
Категории «научный результат» и «прикладной результат» далее будут рассмотрены более подробно. Здесь же приведем следующее замечание, указываемое экспертом ВАК А.И. Долговым [4]: "При экспертизе диссертационных работ, например в области технических наук, проявляется стремление к явному разделению результатов на научные и на прикладные по ряду признаков: способ получения, форма представления, значимость. Обычно, даже в случае чёткого указания конкретного признака классификации, сделать это затруднительно, так как между соответствующими результатами всегда существует весьма тесная и глубокая диалектическая взаимосвязь. Эта взаимосвязь является настолько глубокой, что довольно часто даже вполне научный результат называют практическим, или, например, теоретические сформированные результаты в технической отрасли, называют научными, несмотря на то, что они по определению ориентированы на использование в одной из областей человеческой практики – техники. Следовательно, реально речь может идти лишь об условном, более или менее строгом выделении явно научных и явно прикладных результатов".
Научные результаты
Научный результат – в широком смысле: выраженный в том или ином виде фрагмент системы знаний и/или эффект от применения знаний; в узком смысле: результат исследования или разработки, полученный научными методами, на основе применения того или иного научно-методического аппарата [5].
Научные результаты разделяют на:
1) по пути получения:
а) результаты, полученные теоретическим путем, на основе формальных математических, физических логических или других формальных знаково-символьных преобразований;
б) результаты, полученные эмпирическим путем, на основе наблюдений, опытов, экспериментов или имитационного моделирования;
2) по форме представления:
а) средства теоретического исследования – новые элементы научно-методического аппарата (НМА) теоретического исследования какой-либо предметной области (модели; формализованные методы, методики, алгоритмы; теоремы, леммы, математические предложения и т. д.);
б) средства эмпирического исследования – новые элементы НМА постановки и проведения наблюдений, опытов, экспериментов, имитационного моделирования, а также обработки результатов (макеты; натурные, имитационные, операциональные, физические модели; методики проведения опытов и экспериментальных исследований; критерии проверки гипотез; методики и алгоритмы обработки и интерпретации результатов и т. д.);
в) научные эффекты (результаты-эффекты) – новые эффекты, явления, факты, законы или закономерности, правила, впервые устанавливаемые или открываемые соискателем в процессе исследования;
г) материальные результаты – вещество, материал, форма, изделие или процесс действий над какими-либо материальными объектами, обладающие новыми свойствами или эффектами;
3) по значимости:
а) результаты, обладающие теоретической значимостью – развивающие абстрактное знание, делающие вклад в развитие какой-либо теории, теоретической отрасли знаний;
б) результаты, обладающие практической значимостью – развивающее практическое знания, применимые для решения задач практики человеческой деятельности.
Основные формы научных результатов, которые, как правило, встречаются в диссертационных исследованиях, представлены в таблице 1 и далее рассматриваются более подробно.
Таблица 1 – Основные формы научных результатов диссертации
Пути получения научных результатов
При проведении научных исследований, как правило, исходными посылками являются известные научные результаты, полученные ранее, на которые исследователь опирается при формировании противоречия в науке и практике (проблемную ситуацию), а в дальнейшем – цели исследования. Выдвигая собственную оригинальную идею (концепцию, принцип, гипотезу) по ее преодолению и разрешению исследователи могут двигаться двумя различными путями.
Первый из них, предполагает теоретический путь – абстрагирование, формализацию, поиск пути достижения цели «на кончике пера», путем проведения многоэтапных формальных преобразований с использованием средств теоретического исследования (моделей, методов, методик, алгоритмов и т. д.). Решение получается также в теоретическом виде, например, в виде метода или методики достижения цели или решения научной задачи. После получения решения исследователь осуществляет приложение этого научного результата к практике – разрабатывая на его основе соответствующие средства, способы, технические или технологические решения.
Второй путь – эмпирический, предполагает первоначальную разработку средств эмпирического исследования (макетов, прототипов изделий; имитационных, натурных, операциональных, физических моделей; методики проведения опытов и экспериментальных исследований; критериев проверки гипотез; методик обработки и интерпретации результатов и т. д.), затем – проведение наблюдений, опытов, экспериментов, имитационного моделирования, и в дальнейшем – обработку результатов. Целью обработки результатов является поиск научных эффектов – новых, ранее не известных, явлений, закономерностей, свойств. Научные эффекты, выявляемые в ходе экспериментов, являются промежуточными, предваряющими вытекающие из них (на основе анализа и теоретического обобщения) теоретические результаты, которые сначала обычно выражаются в форме описания фактов и явлений, а по мере обработки – в виде вновь формулируемых закономерностей, законов, правил. Именно эти закономерности и законы, будучи конечными научными результатами, позволяют сформулировать новые рекомендации и предложения по их использованию в практике, для решения практических задач.
Одним из основных приемов получения новых научных результатов в диссертационных работах является теоретическое обобщение.
Teopeтичecкoe обобщение – это разработка новых научных результатов, являющихся более общими по отношению к ранее известным. Teopeтичecкoe обобщение не сводится к обзору, к простому реферативному суммированию имеющихся знаний, a представляет собой выход нa качественно новый уровень знаний, когда известные научные результаты (например, модели, методики или факты и явления), полученные ранее, оказываются частными случаями вновь предлагаемых более общих (например, обобщенной модели, метода или закономерности). Teopeтичecкиe обобщения ведут к развитию существующих теорий и их НМА: «...Ha основе познания новых фактов в теории возникают новые обобщения, которые, накапливаясь, приводят к тому, что старая теория заменяется новой. При этом новая теория сохраняет в себе все положительное, которое имелось в старой теории» [4].
Научные результаты - средства теоретического исследования
Средства теоретического исследования – средства, позволяющие представить объект и предмет исследования в виде знаковой формы какого-либо искусственного языка (математики, физики, химии и т. д.) и обеспечить возможность их исследования, через формальное исследование соответствующих знаков.
В общем случае к средствам теоретического исследования относятся (по мере убывания степени научной значимости):
а) парадигма, теория, методология, теоретические (методологические, методические) основы (положения);
б) научный (научно-методический, методический, математический) аппарат;
в) концепция, принцип, основная идея, подход;
г) метод, методика, математический алгоритм (обоснования, анализа, оценки, формализации, синтеза, построения, оптимизации, прогнозирования);
д) модель (математическая, аналитическая, информационная, численная); формализованное (математическое) описание; способ моделирования (формализации);
е) аксиома, теорема, лемма;
ж) теоретическое (теоретико-экспериментальное, математическое, количественное) обоснование (доказательство);
з) закон, закономерность, правило;
и) гипотеза, постановка задачи/проблемы;
к) критерий, показатель, определение, утверждение;
л) математические предложения (соотношения), формула (формульное соотношение), математическая зависимость, выражение;
м) научно обоснованный вывод (рекомендация, предложение);
н) теоретически установленный эффект.
Однако, не все вышеперечисленные средства могут быть разработаны в кандидатской диссертации. Многие из указанных средств требует для разработки многих лет труда, а разработка парадигмы, теории, методологии или развитого научно-методического аппарата – труда многих поколений ученых.
Традиционными научными результатами кандидатской диссертации, ориентированной на теоретические исследования, являются:
а) метод (от греч. methodos – путь исследования или познания) – совокупность основных этапов и приемов получения новых научных знаний, закономерностей поведения и исследования объекта, обладающая высоким уровнем теоретической общности и универсальностью применения. Конкретизация условий, объекта и предмета, а также рамок исследования сводит метод к методике [6];
В отношении «метода» следует сделать оговорку. Большинство паспортов специальностей поддерживает и рекомендует разработку новых методов в качестве защищаемых результатов. Однако следует помнить, что это результат достаточно высокого уровня, требующий аргументированного и строгого обоснования теоретической общности и универсальности применения. Как правило, это достигается путем сведения метода к частным методикам или демонстрации того, что он может использоваться для решения не одной, а целого класса однотипных задач. Однако, если в диссертации отсутствует доказательство теоретической общности и универсальности применения метода, не показана возможность его применения для решения однотипных задач, каким образом оно сводится к частным методикам, то такой научный результат «безопаснее» именовать методикой.
б) методика – систематизированная совокупность шагов, действий, операций, которые нацелены на решение определенной научной задачи или достижение определенной научной цели. Методика отличается от метода конкретизацией условий, объекта и предмета, а также рамок исследования и т. д. Методика соотносится к методу как частное к общему. Методика зачастую сводится к алгоритму. Методика отличается от алгоритма наличием исследовательских операций по обоснованию каждого этапа в порядке действий для достижения результата. Алгоритм же ограничивается лишь перечислением порядка действий без их обоснования [6];
в) математический алгоритм (от algorithmi – от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) – набор операций, описывающих порядок действий исполнителя для проведения некоторых вычислений или достижения научного результата [6];
г) модель (от лат. modulus – мера, аналог, образец) – упрощенный объект, который сохранят основные свойства реального объекта-прототипа и предназначенный для изучения этих свойств или протекающих в прототипе процессов [6].
Применительно к категории «модель» к средствам теоретического исследования относятся не все модели, а только те из них, которые представляют собой формальное представления исследуемого объекта или процесса в знаково-символьной форме на каком-либо искусственном языке, например:
а) математическая модель – модель, представленная в виде совокупности взаимосвязанных математических соотношений и формально-логических выражений, в формальном виде отображающих реальные процессы и явления [6];
б) аналитическая модель – математическая модель, представленная в виде совокупности функциональных зависимостей, описывающей взаимное соответствие (равенства, неравенства, принадлежности, истинности, ложности и др.) понятий, представленных в символьной форме [6];
в) численная модель – математическая модель, как правило, представляется в виде программы для ЭВМ, позволяющей найти частные решения математической модели, численными методами. Результатом моделирования являются дискретные массивы данных, которые требуют дополнительной интерпретации. Такие модели универсальны, удобны для решения сложных задач, но не наглядны и трудоемки при анализе и установлении взаимосвязей между параметрами [6];
г) информационная модель – модель объекта, представленная в виде информации, описывающей существенные для данного рассмотрения параметры и переменные величины объекта, связи между ними, входы и выходы объекта, и позволяющая путем подачи на модель информации об изменениях входных величин моделировать возможные состояния объекта [6];
д) концептуальная модель – модель, отражающая с необходимой полнотой систему-прототип, в том или ином содержательном ее аспекте, и сформулированная на естественном языке с использованием положений логики здравого смысла (прескриптивная модель) или теоретико-множественных построений (дескриптивная модель).
Применительно к понятию «методика», как к средству теоретического исследования в области технических наук, авторы работы [7] выделяют следующие категории:
а) исследовательская методика – содержит наиболее полный и многопараметрический математический аппарат, она в аналитическом виде учитывает большое число воздействующих факторов и условий, дает минимальную погрешность при проведении ее верификации в условиях натурных или имитационных испытаний. Она позволяет точно реагировать на незначительное изменение любого параметра, входящего в ее состав и учитывать разнообразные существенные нюансы и факторы, которыми в других методиках просто пренебрегают. В подобной методике минимизированы допущения и ограничения. Вместе с тем, методики данного типа являются довольно сложными для проведения расчетов без использования специальных технических средств, либо сложно реализуемыми в практике, особенно при моделировании различных процессов, так как в погоне за точностью начинает теряться общность исследования [7];
б) инженерная методика – позволяет проводить сложные расчеты, но имеет упрощенную, по сравнению с исследовательской методикой, структуру в отношении используемого математического аппарата. В ней могут быть введены значительные ограничения и допущения, которые, однако, существенно не влияют на конечный результат расчетов, а допустимые погрешности получаемых показателей выходных параметров методики находятся в рамках установленных значений. В данной методике также весьма затруднены расчеты без создания программных продуктов, все промежуточные показатели, требующиеся для проведения расчетов, получаются расчетным путем [7];
в) оперативная методика – методика, в которой используются простые математические выражения, многие исходные и промежуточные данные представлены в готовом виде, количество выходных параметров регламентировано и ограничено. Существует определенная допустимая (но увеличенная по сравнению с двумя предыдущими типами методик) погрешность в проводимых расчетах. Для получения результатов не требуется применение специального программного обеспечения и возможен ручной расчет [7].
Менее традиционными средствами теоретического исследования, которые иногда, в отдельных случаях, встречаются в виде научных результатов диссертаций, являются:
а) подход – совокупность приемов исследования, получения новых знаний, разработки методов, методик, алгоритмов, способов и технологий решения задач в рамках какой-либо теории, которые объединяются единством направленности исследования, а также принципов, положенных в основу достижения цели исследования, понимания или трактовки каких-либо явлений;
б) показатель – характеристика, функция характеристик или величина, выбранная для оценки некоторого свойства объекта или совокупности его свойств. Показатель обычно имеет наименование, обозначение и значение. Показатели разделяют на количественные и качественные [6];
в) критерий – это признак, правило, мера суждения, на основании которых проводится оценка или классификация чего-либо по значениям одного критериального показателя (простой критерий) или нескольких показателей (интегральный критерий) [6];
г) теорема (от греч. theoreo – доказательство, вид; взгляд; представление, положение) – утверждение, выводимое в рамках рассматриваемой теории из множества аксиом и постулатов, посредством использования конечного множества правил вывода [6];
д) лемма (от греч. lenmma – предположение) – доказанное утверждение, полезное не само по себе, а используемое для доказательства других утверждений [6];
е) аксиома (от греч. axioma – принятие положения) – исходное положение научной теории, которое само по себе принимается без доказательств, но на основании которого выводятся другие положения этой теории. Первоначально слово «аксиома» имело значение «истина, очевидная сама по себе» [6];
ж) математическое предложение – всякого рода расчётно-логическое обоснование и доказательство (в простейшем виде – цепочка взаимосвязанных расчётных соотношений, а в наиболее развитом виде – та или иная совокупность взаимосвязанных аксиом, лемм, теорем и тому подобных строгих математических предложений);
з) определение – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в краткой повествовательной форме [6];
и) принцип (от лат. principium – основа, начало) – основополагающие руководящие положения, основное правило или фундаментальный подход в какой-либо деятельности [6];
к) концепция (от лат. conceptio – понимание, система) – определенный целостный способ понимания, трактовки каких-либо явлений, руководящая идея их описания и взглядов на них; способ объединения соответствующих научных категорий, законов и закономерностей в логическую систему на основе какого-либо теоретического принципа. В технической сфере часто под концепцией понимается ведущий конструктивный принцип или замысел некоторой системы, а также основной путь решения некоторой задачи [6];
л) требования – это совокупность установленный количественных уровней значений характеристик или показателей оцениваемого объекта, либо вербальная форма, устанавливающая качественное соответствие объекта поставленным целям или решаемым задачам [6];
м) доказательство – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана [6];
н) другие элементы научно-методического аппарата – постановки и методы решения научных и практических задач, a также их конкретная реализация в виде средств теоретического и эмпирического исследования;
о) другие элементы теории – к элементам теории относятся: 1) исходные основания: понятия, законы, аксиомы, принципы и т. д.; 2) идеализированные объекты: теоретические модели какой-либо части действительности, существенные свойства и связи изучаемых явлений и предметов; 3) логика теории: совокупность определенных правил и способов доказывания; 4) философские установки и социальные ценности; 5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории [6].
Средства теоретического исследования, которые ввиду своей большой масштабности, не могут быть результатом кандидатской диссертации:
а) парадигма – совокупность теоретических и методологических положений, принятых научным сообществом на известном этапе развития науки и используемых в качестве образца, модели, стандарта для научного исследования, интерпретации, оценки и систематизации научных данных, для осмысления гипотез и решения задач, возникающих в процессе научного познания [6];
б) методология – учение о методах, способах и стратегиях познания, формирования новых знаний, исследования предметной области. Методологию можно определить как систему, реализующую три функции: 1) получение и формирование нового знания; 2) структурирование этого знания в виде новых понятий, категорий, законов, гипотез, концепций, теорий, моделей и методов; 3) организация использования новых знаний на практике [6];
в) теория (от греч. theoria – рассмотрение, исследование) – высшая форма развития организации научного знания, дающая целостное представление o закономерностях и существенных связях в определенной предметной области [6];
г) теоретические основы – основной теоретико-методический базис конкретной науки или теории, состоящий из следующих трех элементов: 1) понятийный аппарат, включающий совокупность специфических понятий, категорий, терминов и определений; 2) научно-методический аппарат, объединяющий совокупность моделей, методов, способов решений научных и практических задач, приводящих к получению научных результатов, обладающих гарантированной степенью достоверности; 3) теоретические данные науки (научные данные) – совокупность научных выводов и рекомендаций, полученных в результате применения методов и теорий данной науки в интересах практики [6];
д) научно-методический аппарат – совокупность средств описания, объяснения и предсказания явлений (процессов) соответствующей предметной области, объединяющий как средства теоретического исследования, базирующиеся на использовании методов тех или иных теорий, так и средства экспериментального исследования, основывающиеся на применении методов и технических средств (устройств, установок и т. д.) экспериментирования [6].
Научные результаты - средства эмпирического исследования
Средства эмпирического исследования – совокупность: средств целенаправленного наблюдения, поиска, постановки и проведения опытов, экспериментов и испытаний, натурного, физического и имитационного моделирования; средств эмпирического выявления и исследования явлений, фактов, свойств реальных объектов (процессов); средств интерпретации результатов опытов и экспериментов; средств выявления, обобщения и формализации законов и закономерностей.
Традиционными научными результатами диссертации, ориентированной на эмпирические исследования, являются:
а) методика наблюдения (поиска) научных эффектов (явлений, свойств) – совокупность основных этапов и приемов наблюдения за объектом исследования или целенаправленного поиска условий (совокупности факторов), которые приводят к требуемому научному эффекту (проявлению искомых явлений, свойств);
б) методика проведения опыта (эксперимента, испытания) – систематизированная совокупность шагов, действий, операций, которые нацелены на выявление целевых научных эффектов (проявление искомых явлений, свойств) и их изучение;
в) методика (алгоритм) обработки результатов опытов (экспериментов, испытаний) – систематизированная совокупность шагов, действий, операций, которые нацелены на анализ исследуемых научных эффектов (исследуемых явлений, свойств), влияния на них разнообразных условий и факторов, с целью выявления устойчивых законов, закономерностей и правил их возникновения, протекания и развития;
г) расчетная методика – методика, оптимизированная под выполнение расчетов определенного типа или в рамках решения определенной вычислительной задачи [5];
д) модель (от лат. modulus – мера, аналог, образец) – упрощенный объект, который сохранят основные свойства реального объекта-прототипа и предназначенный для изучения этих свойств или протекающих в прототипе процессов [6].
Применительно к вышеуказанным методикам можно отметить следующее. Данный научный результат можно назвать «методом» если он позволяет наблюдать (осуществлять целенаправленный поиск, обосновывать проведение экспериментов, обработку результатов) не один, а целый класс однотипных эффектов (явлений, свойств), а применительно к отдельному эффекту (явлению) – сводится к советующей частной методике.
К категории «модель», как средства эмпирического исследования относятся, не все модели, а только те из них которые представляют собой экспериментальное представления исследуемого объекта или процесса в какой либо материальной или имитационной форме, например:
а) физическая модель – реальные изделия, образцы, экспериментальные и натурные модели, в которых между параметрами моделируемой системы и ее моделью существует однозначное соответствие одинаковой физической природы. Выбор параметров таких моделей ведется с использованием теории подобия [6];
б) натурная модель – модель, полностью подобная реальному объекту-прототипу в своих основных исследуемых чертах, отличие которой от прототипа состоит в некоторых несущественных параметрах – размерах, числе и материале элементов и т. п. [6];
в) операциональная модель – модель, состоящая из элементов, доступных прямому эмпирическому наблюдению и измерению [6];
г) макет – модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишенная, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно [6];
д) имитационная модель – логико-математическое или логико-событийное описание объекта, которое может быть использовано для многократного экспериментирования на компьютере в интересах исследования объекта и выявления устойчивых закономерностей его поведения. Экспериментирование с моделью называют имитацией [6];
е) эвристическая модель – как правило, представляет собой образ в воображении человека. Описание модели ведется словами естественного языка и, обычно, неоднозначно и субъективно. Эти модели не формализуемы, то есть не описываются формально-логическими и математическими выражениями, хотя и формируются на основе представления о реальных процессах и явлениях [6];
ж) феноменологическая модель – содержит описание явления или системы, при этом данное описание может быть недостаточно убедительным, не может быть в достаточной степени подтверждено имеющимися данными, или плохо согласуется с имеющимися теориями и накопленными знаниями о моделируемом объекте. Поэтому, феноменологические модели имеют статус временных [6].
Менее традиционными средствами эмпирического исследования, которые иногда, в отдельных случаях, встречаются в виде научных результатов диссертаций, являются:
а) показатель (вновь выявленного эффекта, явления, свойства) – характеристика, функция характеристик или величина, выбранная для оценки некоторого свойства объекта или совокупности его свойств. Показатель обычно имеет наименование, обозначение и значение. Показатели разделяют на количественные и качественные [6];
б) критерий (подтверждения гипотезы, выявления нового эффекта, явления, свойства) – это признак, правило, мера суждения, на основании которых проводится оценка или классификация чего-либо по значениям одного критериального показателя (простой критерий) или нескольких показателей (интегральный критерий) [6];
в) термин (соответствующий новому эффекту, явлению, свойству) – слово или словосочетание, являющееся названием определенного понятия в какой-нибудь специальной области науки, техники, искусства [6];
г) определение (нового эффекта, явления, свойства) – пояснение, раскрывающее смысл понятия, даваемое, как правило, в краткой повествовательной форме [6];
д) требования (к искомому эффекту, к экспериментальному оборудованию, условиям проведения опытов, их повторяемости, сходимости результатов и т. д.) – это совокупность установленный количественных уровней значений характеристик или показателей оцениваемого объекта, либо вербальная форма, устанавливающая качественное соответствие объекта поставленным целям или решаемым задачам [6];
е) доказательство (существования нового эффекта, явления, свойства) – рассуждение, устанавливающее истинность какого-либо утверждения путем приведения других утверждений, истинность которых уже доказана [6];
ж) другие элементы научно-методического аппарата – постановки и методы решения научных и практических задач, a также их конкретная реализация в виде средств теоретического и эмпирического исследования;
з) другие элементы теории – к элементам теории относятся: 1) исходные основания: понятия, законы, аксиомы, принципы и т. д.; 2) идеализированные объекты: теоретические модели какой-либо части действительности, существенные свойства и связи изучаемых явлений и предметов; 3) логика теории: совокупность определенных правил и способов доказывания; 4) философские установки и социальные ценности; 5) совокупность законов и положений, выведенных в качестве следствий из данной теории [6].
Научные эффекты
Научный эффект (результат-эффект) – научный результат, являющийся следствием применения научных методов исследования, находящий выражение в виде проявления новых явлений, свойств, качеств или закономерного поведения исследуемого объекта (процесса), которые могут быть обнаружены, зафиксированы c помощью тех или иных средств, описаны. Эффект может быть обнаружен, зафиксирован c помощью тех или иных средств, а также формально или вербально описан. Научные эффекты могут иметь место, как в теории науки, так и в практике предметной области.
Результаты-эффекты широко встречаются в диссертациях по экспериментальной физике, электро- и теплофизике, оптике, акустике, радиотехнике, электронике и т. д.
К научным результатам-эффектам, которые встречаются в диссертации, можно отнести:
а) закон – фактологически доказанное утверждение (в рамках теории, концепции, гипотезы), объясняющее объективные факты; либо некое явление, обладающее общностью и повторяемостью, зафиксированное и описанное. Законы можно разделить на три основные группы: 1) специфические, или частные; 2) общие для больших групп явлений; 3) всеобщие, или универсальные законы [6];
б) закономерность – это объективно существующая, повторяющаяся, существенная связь явлений реального мира, определяющая этапы и формы процесса становления, развития явлений природы, общества и духовной культуры [6];
в) правило – положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-либо эффектов, явлений, свойств [6];
г) эффект – закономерность протекания процессов или реакций, являющихся результатом или следствием какого-либо действия [6];
д) теоретический эффект – эффект, выявленный путем теоретических исследований;
е) эмпирический эффект – эффект, выявленный путем эмпирических исследований;
ж) явление – эффект, воспринимаемый чувственно или с помощью технических средств измерений [6];
з) факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – достоверное эмпирическое знание; реальное событие; происшедшее или происходящее явление (процесс).
К другим научным результатам-эффектам, которые могут встречаться в исследованиях, можно отнести:
а) фактор – это причина, обстоятельство, движущая сила, определяющая причинно-следственные связи в рассматриваемом явлении (процессе);
б) обстоятельство – явление или условия, сопутствующие какому-либо другому явлению, и с ним связанное;
в) соотношение – взаимная связь между чем-либо [6];
г) условие – многозначное понятие: 1) обстоятельство от которого что-либо зависит; 2) требование, предъявляемое к чему-либо; 3) состояние среды или системы характерные для определенного режима функционирования;
д) свойство – та сторона предмета (объекта, процесса), которая обуславливает его различие или общность с другими предметами (объектами, процессами), или обнаруживается в его отношении с ними;
е) связь – общее выражение зависимости между явлениями, отражение взаимообусловленности их существования и развития;
ж) причинная связь – физически необходимая связь между явлениями, при которой за одним из них всякий раз следует другое. Первое явление называется причиной, второе – следствием.
Научный результат-эффект, который ввиду своей большой масштабности, очень редко встречается в качестве результата кандидатской диссертации, и дает право сразу же претендовать на получение докторской степени:
открытие – новое научное достижение, совершаемое в процессе научного познания природы и общества, которое лежит в основе научно-технической революции, придавая принципиально новые направления развитию науки и техники и революционизируя общественное производство; установление неизвестных ранее объективно существующих закономерностей, свойств и явлений материального мира, вносящих коренные изменения в уровень познания природы. Научные открытия революционным образом ускоряют процесс развития науки и техники, указывая на факты, подтверждающие или опровергающие целые теории;
Научные материальные результаты
Научные материальные результаты, довольно часто встречаются в диссертационных исследованиях по материаловедению, механике, химии, медицине, строительстве и архитектуре. К таким научным результатам, можно отнести:
а) вещество – вид материи с определёнными химическими свойствами т. е. способностью участвовать в химических реакциях определённым образом;
б) субстанция (действующее вещество) – химическое вещество или уникальная биологическая субстанция в составе лекарственного средства;
в) материал – вещество или смесь веществ, из которых изготавливается продукция; вещества или смеси, участвующие в процессе производства и придающие изготовленной продукции определённые свойства;
г) состав материала – это совокупность компонентов (веществ, сырья, препаратов и т. д.), из которых состоит материал;
д) сырье – вещество или предмет труда, претерпевшее незначительное воздействие человека и предназначенное для дальнейшей обработки с целью изготовления продукции;
е) конструкция – строение, устройство, взаимное расположение частей какого-либо объекта; сложный объект, составленный из различных частей;
ж) форма – внешней вид, контуры объекта; внешнее выражение какого-либо содержания;
з) дизайн – совокупность функциональности, внешнего вида и удобства использования;
и) процессы действий над какими-либо материальными объектами, обладающие новыми свойствами или эффектами.
Прикладные результаты
Прикладной результат – новое практическое знание, которое можно использовать (приложить) для решения задач практики человеческой деятельности; средства и способы решения прикладных задач (технические, технологические или иные решения и т. д.).
Применительно к диссертационному исследованию, прикладные результаты являются следствием приложения ранее полученных научных результатов к практике исследуемой предметной области. Их наличие должно демонстрировать возможность и порядок практического использования полученных в диссертации научных результатов.
Выписка из Положения [1]:
п. 10. … В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором диссертации научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, – рекомендации по использованию научных выводов.
К наиболее широко распространенным прикладным результатам диссертаций к следует отнести:
а) рекомендация – конкретное предложение, ориентированное на совершенствование объектов предметной области [6];
б) предложение – предлагаемая последовательность действий, направленных на достижение полезного эффекта [6];
в) способ – систематизированная совокупность шагов, действий, которые нацелены на решение определенной задачи или достижение определенной цели;
г) алгоритм – набор операций, описывающих порядок действий исполнителя для достижения некоторого технического результата;
д) средство – прием, способ действий, орудие или объект для достижения какой-либо цели или осуществления чего-либо [6];
е) комплекс – система, совокупность чего-либо, объединенного вместе, имеющего общее предназначение, и отвечающего какой-либо определенной общей цели [6];
ж) архитектура – принципы, положенные в основу организации и функционирования системы, воплощенные в структуре ее элементов, процессах их взаимоотношения друг с другом и со средой, а также принципы, направляющие проектирование и эволюцию системы [6];
з) конфигурация – совокупность параметров системы, функциональных и структурных связей ее элементов, задающая определенный режим ее работы [6];
и) протокол – совокупность правил взаимодействия объектов или функциональных элементов системы [6];
к) программа – последовательность инструкций или действий, определяющих процедуру решения конкретной задачи [6];
л) режим работы – конкретные условия, последовательность производимых операций и совокупность настроек при работе устройства, средства, комплекса;
м) технология – совокупность способов, правил, приемов, операций, средств, инструментов, ресурсов, режимов и этапов работы с целью получения, обработки или переработки сырья, материалов, изделий, решения практической задачи. В более широком смысле: целостная система применения научного знания для решения определенного типа практических задач человеческой деятельности [6];
н) продукт – произведение труда, законченный результат некоторой деятельности [6];
о) изделие – предмет или набор предметов, подлежащих изготовлению на предприятии или являющиеся результатом процесса изготовления; единица промышленной продукции, количество которой может исчисляться в штуках или экземплярах.
п) технологический процесс – совокупность технологических операций направленных на изготовление продуктов, т. е. полезного преобразования, обработки и переработки сырья и полуфабрикатов в готовые продукты и изделия.
р) информационное обеспечение – создание информационных условий функционирования системы; обеспечение необходимой информацией, включение в систему средств формирования, поиска, сбора, хранения, накопления, передачи, обработки и использования информации, организации баз и банков данных [6];
с) математическое обеспечение – совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, применяемых в системе;
т) техническое обеспечение – совокупность технических средств, вычислительной техники, средств передачи информации, используемых в системах управления, в информационных и технических системах, при проведении научно-технических и опытно-экспериментальных исследований.
Данная статья является выдержкой из книги автора «Макаренко С.И. Оформление и защита кандидатской диссертации по техническим наукам. Часть 1». Скачать электронную версию этой книги можно на сайте издательства «Наукоемкие технологии» или в РИНЦ. Заказ бумажной версии книги доступен в интернет-магазине вышеуказанного издательства.
Литература:
- Положение о порядке присуждения ученых степеней (в редакции от 25.01.2024). Постановление Правительства РФ от 24.09.2013 г. № 842. – М.: Правительство РФ, 2013.
- ГОСТ Р 7.0.11 – 2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Диссертация и автореферат диссертации. Структура и правила оформления. – М.: Стандартинформ, 2011.
- Положение о совете по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (в редакции от 14.12.2023). Приказ Министерства образования и науки РФ от 10 ноября 2017 г. № 1093. – М.: Министерство образования и науки РФ, 2017.
- Долгов А. И. Подготовка диссертаций в области военной науки и техники (методическое пособие). – Ростов-н/Д., 1990.
- Стратегия и практика достижения высшей квалификации субъектом инновационного труда: монография / Под обш. ред. С.И. Пахомова, В.Л. Кубышко. – 3-е изд. дополн. и перераб. – М.: Буки Веди, 2018. – 550 с.
- Макаренко С. И. Справочник научных терминов и обозначений. – СПб.: Наукоемкие технологии, 2019. – 254 с.
- Дурнев Р. А., Мещеряков Е. М. О характерных ошибках соискателей: вести с научного фронта (часть 2) // Технологии гражданской безопасности. 2013. Том 10. № 3 (37). С. 34-36.
Вся информация действительна на дату опубликования: 28 июня 2024 г.
Об авторе: Макаренко Сергей Иванович, доктор технических наук, доцент, эксперт ВАК. Подробности здесь.