В отличие от философии, где идеи не устаревают в принципе, а только дополняются и раскрываются с новых и новых сторон, наука не может похвастаться такой толерантностью. Ученые древности не были вооружены методами, инструментарием и знаниями современных ученых. Понятно, что их познания в устройстве мира были на фоне нынешнего уровня просто мизерными и чаще всего неверными. Но эти люди заслуживают огромного уважения. Они были ПЕРВЫМИ на долгом пути познания. Их ум был глубок и гибок, он охватывал предметы, о которых никто до того не думал. Древние ученые делали открытия, ставшие основой будущей науки.
Я с глубоким пиететом отношусь к этим людям. Постоянные читатели моего канала знают, что время от времени я пишу о ком-то из них. Сегодня я хочу вспомнить Эратосфена Киренского.
Он жил в III-II веках до н.э. в Александрии — тогдашнем интеллектуальном центре мира. Но родом был из Кирены. Отцом его был Эглаос. Эратосфен из Кирены, сын Эглаоса — полное имя этого ученого. Уже в детстве он оказался в Александрии и начал тут учиться у своего земляка Каллимаха, а также философа Лизния. Потом молодой человек уехал в Афины, где учился в школе Платона, стал последователем платонизма. Это к вопросу о том, что без систематического профессионального образования не может быть ни философа, ни ученого. У Эратосфена с этим все было в порядке.
Он мыслил как ученый и как философ и обладал обширными знаниями. Его увлекали и математика, и география, и этика, и литература, это был распространенный тип интеллектуала античной эпохи — универсальный мыслитель. Больше всего Эратосфен ценил свои работы по филологии. Кстати, он и стихи писал. Своего первого учителя Каллимаха не забывал, ученые переписывались. Скорее всего, именно по инициативе Каллимаха царь Птолемей III Эвергет пригласил Эратосфена в 245 году до н.э. работать в Александрийской библиотеке. Тогда ее возглавлял другой ученик Каллимаха — Аполлоний Родосский. Через пять лет этот пост занял Эратосфен.
Он активно пополнял фонды библиотеки. Любая книга, ввозимая в Александрию, копировалась и изучалась. Возник также целый раздел, занимавшийся изучением творчества Гомера. Кроме того, Эратосфен обучал царских детей и занимался математическими и астрономическими изысканиями. К сожалению, из его трудов мало что сохранилось. Точно известно, что он первым рассчитал размеры Земли. Разумеется, ученый знал, что она не плоская. Помимо точных наук, Эратосфен занимался и историей, в своей «Хронографии» попытался дать первую научную хронологию событий. Но в широких кругах он был известен больше как поэт. В образованной же среде — как универсальный ученый и мыслитель. Все его глубоко уважали.
Поразительная личность! В старости Эратосфен ослеп. Он не мог читать, наблюдать за природой, проводить опыты... Смысл жизни был утерян. Тогда ученый решил, что пора умирать, и уморил себя голодом. Кстати, людей он не делил на греков и варваров и считал, что в каждом народе есть и хорошее, и плохое.