Артиллерии – одному из древнейших родов войск - не раз предрекали отход на «второй план», сначала после появления авиации, потом ракет. Но вот на дворе 2024 год, а она по-прежнему сохраняет неформальный титул «Бога войны». Подтверждение тому рассказ бойца взвода управления артиллерийского дивизиона с позывным «Будда». В зону СВО мужчина попал в 19-летнем возрасте. Он работал в охране в Москве, после начала известных событий у него сразу возникло желание отправиться на Донбасс добровольцем. Поначалу не брали из-за возраста, потом путь «за ленточку» все-таки нашелся. «Однажды нашел объявление о наборе в БАРС, – рассказывает «Будда». - Ночь сидел и думал, надо ли мне это, решил, что терять все равно нечего, а защищать Родину надо. В общем, отправился в Ростов-на-Дону на сборы. 7 августа 2022 года прибыл на полигон, где быстро и профессионально всему научили, как передвигаться в зоне боевых действий, как вести огонь и т.д. Через месяц мы уже были под Изюмом, в районе села Богородичное. Противник стоял рядом, в 800 метрах от ближайшей позиции находились хохлы, а на левом фланге на расстоянии около 1 км – польские наемники».
Сектор фронта, на который попал наш герой, находился в южной части Изюмской дуги. С весны 2022 года этот выступ угрожающе нависал над Славянско-Краматорской агломерацией, и неудивительно, что именно здесь противник решил нанести удар, бросив в бой свои лучшие силы, усиленные многочисленными отрядами иностранных наемников. Ни одна военная кампания в истории не обходилась без ошибок и просчетов, в данном случае наше командование, прямо скажем, недооценило противника и не сосредоточило в районе Изюма и на востоке Харьковской области достаточного количества резервов. 6 сентября ВСУ превосходящими силами перешли в наступление, сначала под Балаклеей, в общем направлении на Купянск, а спустя два дня – на Изюмской дуге. Прорвав передовые позиции штурмовыми группами, противник ввел в бой большое количество танков и БМП. Подразделение, в котором служил «Будда», по рации получило приказ: расположиться на одной из высот и прикрыть соседей. «Мы поднялись на холм и начали вести прицельный огонь по хохлам, «птурист» работал по «коробочкам»(бронетехнике, прим. авт.) противника, – рассказывает боец. – После часа ожесточенного боя с применением всех видов оружия нам удалось отразить атаку. Позднее за данный эпизод мы все получили награды».Затем отряд отошел на позиции, намереваясь укрыться в доме. Украинские дроны постоянно кружили над местностью и им удалось высмотреть наших бойцов. Через некоторое время послышались характерные глухие хлопки, затем свист – заработали вражеские минометы. Три мины попали в дом, не пробив крышу, еще одна взорвалась у ворот, к которым как раз подбегали парни. Практически весь отряд получил ранения, часть тяжелые, часть легкие, сам «Будда» отделался средним. После этого была эвакуация через Белгород в Москву – в госпиталь. Герой нашего рассказа спустя неделю понял, что может дальше воевать дальше, «ложиться» отказался и вернулся на передовую. К тому моменту линия фронта уже проходила под Кременной. Там, в процессе отражения нескольких попыток противника прорваться к трассе Сватово – Кременная, а потом оттеснения его на запад «Будда» и провел оба своих контракта в БАРСе.
После восьми месяцев на гражданке, герой нашего рассказа осознал, что возвращаться к мирной жизни пока не время. Он заключил новый контракт с министерством обороны, на этот раз попав в артиллерийское подразделение 47-й танковой дивизии. Воюя долгое время на Купянском направлении, «Будда» смог воочию убедиться в том, что артиллерия в современной войне не утратила своего доминирующего значения. «Мы работаем на 122-мм гаубицах Д-30. Это отличная система, которую можно сравнить с большой снайперской винтовкой. Каждое орудие расположено на тщательно замаскированной позиции, сравнительно далеко от передовой. Привычных всем по старым фильмам артобстрелов, когда стоят в поле пушки в ряд и палят шквалом, конечно же, не бывает. Ведется постоянная разведка с воздуха, беспилотник выявляет ту или иную цель (например, огневая позиция орудия, блиндаж), после чего каждая гаубица стреляет одиночно, точечно, каждый расчет ведет свою цель. С дрона ведется корректировка и контроль поражения. Иногда удается накрыть цель размером с танк с первого же выстрела, в каких-то случаях со второго, в любом случае орудие очень надежное и точное», – рассказывает «Будда» о своей боевой работе.
На вопрос, страшно ли было во время первого боя, особенно когда противник пошел в наступление, наш герой ответил, что поначалу, конечно же, был мандраж. Наверное, как и у всех. Но потом это быстро уходит, начинаешь работаешь на адреналине. Просто видишь цели и на адреналине ведешь огонь.
Журналист Стражи Родины - Дмитрий Дегтев