Найти в Дзене
3,4K подписчиков

Малая октябрьская железная дорога в Санкт-Петербурге. Развлечение для детей, но точно не для взрослых

302 прочитали

В Санкт-Петербурге множество развлечений для детей. Одним из таких является детская железная дорога, которая сейчас есть как на севере, так и на юге города. Моему сыну всего 11 месяцев, но мы решили с друзьями и их дочкой, которая еще младше, первый раз прокатиться по этой дороге, но уверены, что еще обязательно вернемся, когда они станут старше.

Поезд на станции Озерная. Фото автора.
Поезд на станции Озерная. Фото автора.

Я не помню, катался ли я по ней в детстве, так что для меня это тоже первая поездка на этом маленьком транспорте. Расскажу свои впечатления о самой железной дороге, не обойдется и без исторической справке. С нее и начнем.

Мы поехали кататься по её северной части, с недавних пор есть ещё южная. Но про нее когда-нибудь будет отдельный текст.

Недалеко от станции Кировская, примерно 1950-1953 гг.  Фото pastvu.com
Недалеко от станции Кировская, примерно 1950-1953 гг. Фото pastvu.com

Северная трасса Малой октябрьской железной дороги (МОЖД) открыта в 1948 году, с тремя станциями Кировская, Зоопарк и Озёрная длиной 8,1 км. Озерная была на современном месте, а Кировская находилась аж у метро Старая Деревня.

Станция Озерная, примерно 1949-1952 года. Фото pastvu.com
Станция Озерная, примерно 1949-1952 года. Фото pastvu.com

В 1964 году после трагедии на железной дороге, когда самосвал врезался в мотодрезину, трассу укоротили до 3,1 км со станции Зоопарк (которую переименовали в Пионерскую) до станции Озерная. И построили станцию Юный, которая сейчас существует. По фото можно видеть, что вокзал на станции Юный сейчас другой и не сохранился до наших дней.

Станция Юный, 1981 год. Фото pastvu.com
Станция Юный, 1981 год. Фото pastvu.com

В 1991 году дорогу снова сократили до ныне действующей трассы Озерная-Юный. Виной всему застройка севера города, почти поглотившая путь, который ещё в 50-е годы пролегал по полупустым дорогам Приморского района. В 1999 году был открыт новый участок, на север, часть путей проходило рядом с перегоном железной дороги Озерки-Левашово через станцию Шувалово. Также были открыты станции Лесная недалеко от Новоорловского заказника и Береговая почти на берегу Шуваловского карьера. Но эта идея оказалась технически сложной и через два года участок закрыли, оставив современный вариант.

Станция Береговая, 1999 год. Фото pastvu.com
Станция Береговая, 1999 год. Фото pastvu.com

Я в 2021 году ездил кататься на велосипеде в район как раз Шуваловского карьера и думал, что за рельсы лежат вдоль улицы Академика Харитона. Оказалось, это бывшая детская железная дорога. В 2022 году рельсы уже разобрали, судя по фото на Яндекс.картах.

МОЖД реконструировалась несколько раз, а в 2020 году не работала из-за ковида. Сейчас её длина всего 2,1 километра.

Схема всех станций, которые когда-либо были открыты на северной трассе МОЖД. Взято из Википедии.
Схема всех станций, которые когда-либо были открыты на северной трассе МОЖД. Взято из Википедии.

На дороге есть два поезда Пионер, но один стоит в тупике у станции Озерная, так как рабочих платформ всего по одной у каждой станции.

Пару слов про южную трассу. Она была открыта лишь в 2011 году и состоит из трёх станций: Молодёжная, разъезд Юный и Царскосельская. На неё мы тоже как-нибудь съездим, и я обязательно расскажу.

Северная трасса детской железной дороги работает с 10 до 17 часов с четверга по воскресенье. Расписание можно посмотреть на сайте РЖД в разделе Октябрьская железная дорога или в группе ВКонтакте.

Показываю вам актуальное расписание на лето 2024 года. Северная трасса работает с 3 июня по 31 августа.

В Санкт-Петербурге множество развлечений для детей. Одним из таких является детская железная дорога, которая сейчас есть как на севере, так и на юге города.-7

Мы решили поехать пораньше утром, хоть и в выходной день, воскресенье. Приехали за полчаса до отправления нашего маршрута, успели увидеть, как приезжает поезд на станцию Озерная.

До станции Озерная, откуда мы прокатились "туда-обратно" можно доехать на машине или дойти пешком от метро или железнодорожной станции Озерки. Если что, они находятся в разных местах. Из ближайшего общественного транспорта - 38 автобус от метро Удельная, но она с 1 июня 2024 года закрыта на ремонт. Поэтому можно доехать на нем от Пионерской до остановки Сегалева улица или Большая Озерная улица, 70, а там еще минут 10 пешком.

Не самый удобный маршрут, но в теплую погоду можно и прогуляться, не обязательно, чтобы был автобус прямо к станции детской железной дороги.

Поезд на станции Юный. Фото автора
Поезд на станции Юный. Фото автора

Стоимость проезда

Можно купить билет в одну сторону (Детский билет — 50 рублей; Взрослый билет — 100 рублей) и туда-обратно (Детский билет — 70 рублей; Взрослый билет — 120 рублей). Дети до 5 лет бесплатно.

Мы, конечно, взяли туда-обратно. А нашим детям было бесплатно. Ближе к отправлению поезда подошли люди, конечно же, семьи с детьми разного возраста. Так что концентрация детей, работников МОЖД и пассажиров, была очень большая. На дороге работают дети, которые хотят стать железнодорожниками, но несколько взрослых для контроля тоже есть, хотя все основные посты занимают мальчики и девочки.

Поезд приехал, перецепили локомотив и разрешили посадку. Прицепление локомотива показывали детям, кто-то, возможно, только начинает свое обучение железнодорожному делу.

Мы поехали на 10:54, а обратно со станции Юный поезд отправлялся в 11:20.

Вагоны небольшие, примерно на 30 посадочных мест, четыре места напротив друг друга в одном отсеке и маленький столик. Сами места достаточно маленькие, для взрослого человека впритык, особенно, если он больше средней комплекции.

Дорога занимает 7 минут, в это время проводники-дети проверяют билеты и рассказывают историю детской железной дороги. По пути туда мальчик читал ее наизусть с задором и позитивом, обратно же уже другой мальчик читал ее из тетрадки, немного сбиваясь. Я думаю, у него все впереди.

Станция Юный. Фото автора.
Станция Юный. Фото автора.

На станции Юный уже давно другой вокзал, не такой, как на фото в начале текста. В 2006 году неизвестные подожгли здание станции, поэтому теперь она выглядит по-другому. Но говорят, что внутренняя часть вокзала восстановлена полностью. Это не отменяет того факта, что сейчас вокзал выглядит, как обычная "коробка", раньше было поинтереснее.

Обратно мы отправились в путь с опозданием в 4 минуты, видимо долго перецепляли локомотив. Но никто этому не расстроился. Мы еще раз посмотрели на пейзажи за окном. А они были разные: частный сектор, новостройки, советские девятиэтажки и природа.

Приехали обратно на Озерную, выгрузились, а на платформе уже ждали новые пассажиры и ребята, которые работают или проходят практику на МОЖД.

Фото автора
Фото автора

В завершении могу сказать, что дорога будет интересна маленьким детям, для взрослых же путь длиной 2,1 км проходит слишком быстро, хотя поезд едет медленно. За окном не так много интересного, да и вокзалы и станции совсем маленькие. Так что детям очень рекомендую показать и покататься на этой дороге, ну а взрослым просто не строить ожидания увидеть что-то очень интересное.

Я с сыном у поезда. Фото автора
Я с сыном у поезда. Фото автора

Сыну, я думаю, понравилось, хотя, он конечно еще не понимает, что это просто электричка, в которой он уже ездил, а именно детский вариант транспорта. Мы еще обязательно вернемся, года в 4, я думаю, будет как раз. А вдруг ему понравится, и он захочет связать свою жизнь с железной дорогой? Все может быть.

Также можете посмотреть видеоверсию нашей поездки на МОЖД.

Были на детской железной дороге в Санкт-Петербурге? Расскажите ваш опыт посещения детской железной дороги в любом городе.

Подписывайтесь на мой канал, ставьте лайки, обязательно комментируете, стараюсь отвечать всем. Вижу ваши комментарии и буду ещё больше писать, что находится вокруг да около нас.

Также подписывайтесь на мой канал в Телеграм. Там много интересного и еще больше фотографий и интересных мест.