В этом году исполняется 90 лет Союзу композиторов Азербайджана. Он испытал восторг грандиозных взлетов и стоически пережил падения; им руководили великие люди, составлявшие цвет национальной культуры. В истории Союза композиторов отразилась история всей страны.
Постановление об организации в СССР творческих союзов было принято в 1932 году, но в Баку задолго до этого существовали содружества музыкантов, больше напоминавшие профсоюзы.
Крупных композиторов в Азербайджане тогда было довольно много для сравнительно небольшой республики: Узеир Гаджибейли, создавший в 1908 году первую на Востоке оперу «Лейли и Меджнун», его брат Зульфугар Гаджибейли, Муслим Магомаев-старший, Афрасияб Бадалбейли, Ниязи и другие. Но ни один из них не встал у руля Союза композиторов, образованного 30 июня 1934 года. За первые два с половиной года существования союза поменялись три его руководителя. Наконец в 1937 году председателем назначили Узеира Гаджибейли, на долю которого выпала историческая миссия – стать основоположником азербайджанской профессиональной музыкальной культуры. Усилиями Узеир-бека в Азербайджане появилась первая оперная труппа (1908 год) и консерватория (1922 год). В 1927 году вместе с Магомаевым он издал сборник азербайджанских народных песен, впервые переложив их на ноты, в 1931-м создал оркестр азербайджанских народных инструментов, а в 1936-м участвовал в создании хора при Бакинской филармонии.
Гаджибейли был очень европейским человеком. При нем в Союз композиторов приняли трех женщин – тогда такое было редкостью даже для Франции и Англии. В операх стали принимать участие певицы (раньше женские роли доставались мужчинам – мусульманка не могла выйти на сцену и показать лицо).
Интересно, что такого выдающегося композитора и педагога, как Рейнгольд Глиэр, азербайджанская культура получила благодаря одной из этих исполнительниц – Шовкет Мамедовой. Гаджибейли предложил ей выйти после одного из своих спектаклей и спеть арию из итальянской оперы. Местная публика тогда восприняла это как вызов, Шовкет освистали. Она уехала из Баку в Киев, училась там у Глиэра. Пообщавшись с Мамедовой, Рейнгольд Морицевич заинтересовался азербайджанской музыкой, стал набирать в свой класс студентов из Баку, познакомился с Гаджибейлии его друзьями, наконец, написал знаменитую оперу «Шахнаме» и получил звание народного артиста Азербайджанской ССР «за развитие новой тюркской музыкальной культуры».
Узеир Гаджибейли приглашал в Азербайджан выдающихся педагогов из других советских республик. Одним из них стал преподаватель композиции Ленинградской консерватории Борис Зейдман. Он проработал в Баку с 1939 по 1957 год и вырастил учеников, которые потом составили цвет азербайджанской интеллигенции.
Талантливейшие ученики были и у самого Гаджибейли. Сеид Рустамов, Асаф Зейналлы, Шамси Бадалбейли, Джевдет Гаджиев, Тофик Кулиев, Кара Караев, Фикрет Амиров, Джангир Джангиров, Ашраф Аббасов, Шафига Ахундова, Сулейман Алескеров –все это музыканты знаменитой школы Гаджибейли. За 11 лет правления Узеир-бека в союз вошли 33 композитора и музыковеда.
После кончины Гаджибейли в 1948 году пост председателя был временно доверен Сеиду Рустамову, потом Солтану Гаджибейли. Но вскоре их сменил Кара Караев, фактически руководивший союзом с 1947 года, когда Гаджибейли уже тяжело болел. Подобно своему учителю, Караев был талантливой личностью и лидером, способным вести людей за собой, – он руководил союзом больше 30 лет.
При Караеве уровень музыкального образования в республике высоко поднялся. Процесс оказался болезненным: преподавателям консерватории, которые не отвечали новым строгим требованиям, пришлось уволиться, зато качество обучения заметно улучшилось. Караев и сам преподавал, причем его учениками считают себя очень многие современные композиторы: Кара Абульфазович вел открытые занятия, прийти к нему в класс могли все желающие.
Как и ранее Узеиру Гаджибейли, Караеву пришлось отстаивать национальные традиции. Ведь время его правления пришлось на оттепель 1960-х годов, когда СССР захлестнули свежие направления в искусстве, а народную музыку снова чуть не отправили на свалку истории. Впрочем, Караев умел находить золотую середину: при нем не только сохранялись музыкальные традиции, но и развивались новые жанры. Появились прекрасные эстрадные исполнители, замечательные азербайджанские джазовые музыканты, такие как Рафик Бабаев и Вагиф Мустафазаде, создатель уникального стиля джаз-мугам.
В 1979 году Караев написал заявление на имя Гейдара Алиева с просьбой разрешить ему оставить пост председателя Союза композиторов в связи с тяжелой болезнью. Но Гейдар Алиевич отказал, потому что «имя Караева поднимает авторитет организации». Так что формально Кара Абульфазович руководил союзом до самой своей смерти в 1982 году, а текущими делами организации занимались первые секретари правления Тофик Кулиев и Акшин Ализаде.
Самое трудное время правления досталось Тофику Кулиеву, с 1990 по 2000 год. Впрочем, его предшественнику Рауфу Гаджиеву тоже было несладко в годы перестройки. Как и Васифу Адигезалову и Рамизу Зохрабову, которые руководили союзом в начале и середине 2000-х.
Конечно, хорошее в этом периоде тоже было: развивались молодые коллективы, проводились международные молодежные фестивали. Но в экономическом плане союзу приходилось буквально выживать. В 1991-м у организации отняли здание, во время переезда были утеряны и испорчены многие уникальные архивные документы, рукописи.
В 2007 году, после 17-летнего перерыва, прошел очередной съезд Союза композиторов страны, на котором была выбрана его нынешний председатель –Франгиз Ализаде. Жизнь союза стала налаживаться. Вернулось здание на улице Хагани, в нем сделали прекрасный ремонт. Союз композиторов стал регулярно, раз в пять лет, проводить съезды. А каждый съезд –это прежде всего творческий отчет о том, что было создано союзом за эти годы. Проходят симфонические и камерные концерты, премьеры опер и балетов, выступления эстрадных, джазовых и фольклорных коллективов, выходят новые искусствоведческие издания. Сегодняшний Союз композиторов проводит музыкальные фестивали, налаживает международные творческие контакты, помогает молодым музыкантам. И главное, занимается самой важной своей задачей –развитием азербайджанской музыкальной культуры.
Читайте еще:
Бакинский джаз: история в лицах
Текст: Елена Аверина