«Телемагазином» называют тематический телеканал, который рекламирует товары, рассказывая зрителям об их конкурентных преимуществах и осуществляя торговлю дистанционным путём. По сути, ещё в эпоху чёрно-белого телевидения был создал абсолютно уникальный формат – эдакий видеокаталог, в котором ведущие дистанционно взаимодействовали со зрителем с эффектом присутствия. Как зарождался телешопинг, и почему он до сих пор жив? 📺
Как всё начиналось
Даже когда телевизоры были чёрно-белыми, программы передач не обходились без рекламных роликов – в основном, это были продажи бытовой техники или модных новинок. Принято считать, что идея о дистанционной торговле через телевизор возникла ещё в 1940-х: в США появились трансляции с информационными блоками о товарах, которые можно было купить по телефону.
Историю «магазина на диване» иногда называют американской мечтой и связывают с именем шестнадцатилетнего Рон Попейла, который загорелся идеей продажи оригинальных изобретений отца. В 1951 году он начинает с многочасового артистичного расхваливания предметов бытового обихода вроде овощерезки прямо в супермаркете.
В 60-х дела идут настолько феерично, что у Попейла появляется своя компания, а он сам становится невероятно популярен – почти голливудская звезда! Именно Рону принадлежит авторство первых слоганов "Но подождите, и это ещё не всё…", а также растиражированное впоследствии "Если позвонить прямо сейчас, цена уменьшится на 20%!"
Ещё более распространённая версия возникновения «магазина на диване» и специальных передач, целиком посвящённых продажам товаров, переносит нас уже в 1979 год: в США фактически создают новую форму торговли, когда Майкл Олдрич осуществляет на практике идею связи местного кабельного телевидения с компьютером, для чего используется инфраструктура стационарных телефонных линий.
📺 Это интересно: впоследствии Олдрич получил должность советника Маргарет Тэтчер по информационным технологиям!
Первыми ласточками в «телеторговле» стали бытовая техника и кухонные принадлежности. По мере роста популярности формата ассортимент стремительно рос: ведущие предлагали и косметику, и одежду, и ювелирные изделия.
Телешопинг перестал позиционироваться как просто реклама, превратившись в целую индустрию – со своими развлекательными шоу, звёздами эфира, приглашёнными артистами, демонстрацией в режиме реального времени и полезными советами от экспертов самых разных направлений.
📺 Это интересно: первый в мире заказ в телемагазине совершила Джейн Сноуболл, которой было 72 года. Состоял он из маргарина, яиц и кукурузных хлопьев!
Телешопинг в СССР
В Россию телемагазин приходит в 90-е, удивляя «инновационным» ассортиментом вроде варежки для мытья машины, чудо-швабры, надувной кровати и циркониевого браслета «от всех бед». Одиозной фигурой становится шоумен Алексей Весёлкин – в те годы чуть ли не символ нового направления телеторговли и хитмейкер первого телемагазина «Весёлкин-магазин».
Модель вещания была калькой американской версии: ролики, структура передачи, подача ведущего. Изучив национальные особенности потенциальных покупателей, редакторы стали приглашать в эфир звёзд кино и эстрады и кино, что повысило лояльность аудитории. А уж о росте покупательского интереса к вещам в условиях дефицита в магазинах и говорить не приходилось!
Адаптация к новому времени
С развитием интернета формат телешопинга не только не канул в Лету, но и продолжает наращивать аудиторию лояльных последователей. Секрет – в адаптации к условиям и потребностям диджитал-эпохи: так, флагман телешопинга в России Shopping Live имеет собственный телеканал с круглосуточным вещанием, который интегрирован с сайтом и мобильным приложением, а также активно пробует разные форматы в соцсетях и мессенджерах, максимально облегчая покупателям опыт взаимодействия: можно смотреть эфир не только дома перед телевизором, но и в дороге, с экрана смартфона, а также в режиме live делиться отзывами и распаковками.
Кто знает, возможно, в недалёком будущем технологии шагнут ещё дальше и ведущие станут использовать виртуальную реальность для детальной демонстрации товара в 3D-моделях с обзором 360° и создания максимального эффекта присутствия!
Как телемагазины дожили до эпохи тик-тока
Телемагазины остаются актуальными и из-за ряда убедительных преимуществ – это и повсеместная доступность (круглосуточное вещание позволяет делать заказы в любой время, не покидая дома), и экономия времени (никаких очередей), и возможность покупки в дальних и малых городах с затруднённым доступом к торговым центрам. Клиентов привлекает и удобство модели all in one: широчайший ассортимент товаров, от миксера до одежды и косметики от мировых брендов, многие из которых уже не встречаются в продаже.
Кроме того, подробная презентация товаров ведущими, консультации от ведущих стилистов, косметологов и врачей, а также динамичный развлекательный формат превращают пользовательский опыт в куда более информативный и привлекательный, нежели обычная покупка «из рук в руки» в магазине или сухая статика фотоотзывов с интернет-площадок.
А вы покупаете товары в телемагазинах? Поделитесь своим мнением ⬇