2,1K подписчиков

Микеланджело: бессмертный творец + 13 работ

1K прочитали
Фрагмент фрески "Страшный суд" на стене Сикстинской капеллы, 1537-1541 гг., Ватикан. Считается, что на содранной человеческой коже Микеланджело изобразил свой автопортрет
Фрагмент фрески "Страшный суд" на стене Сикстинской капеллы, 1537-1541 гг., Ватикан. Считается, что на содранной человеческой коже Микеланджело изобразил свой автопортрет

Микеланджело (1475-1564), величайший мастер своего времени, непревзойдённо доминировал в области скульптуры, живописи и архитектуры. Его влияние на современников и последующие поколения невозможно переоценить.

Творческий путь Микеланджело был впечатляющим и продолжался почти семьдесят пять лет. Он начался с первых сохранившихся рисунков, выполненных ещё в юношеском возрасте, и завершился незаконченной скульптурной группой, над которой он работал вплоть до своей смерти в возрасте восьмидесяти восьми лет.

На протяжении большей части своей карьеры Микеланджело не знал равных. Он оставался самым известным и искусным художником Европы, и его современники смотрели на него с благоговением. Эта реакция остаётся актуальной и сегодня, ведь его живописные, скульптурные и архитектурные шедевры представляют собой эпохальные вехи в истории мирового искусства.

"Мучения святого Антония", 1487-1489 гг., Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, США
"Мучения святого Антония", 1487-1489 гг., Художественный музей Кимбелла, Форт-Уэрт, США

Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 года в небольшом городке Капрезе в Тоскане, который теперь носит название Капрезе-Микеланджело в честь великого художника. Его отец, Лодовико, был мэром города, но спустя несколько недель после рождения Микеланджело семья вернулась в свой дом во Флоренции.

Лодовико был человеком обычным, однако был убеждён в своём аристократическом происхождении. Из-за этого он старался подавить интерес юного Микеланджело к искусству, так как в то время живопись и скульптура считались ремёслами, неподобающими для дворянина.

Однако, несмотря на попытки отца, упорство молодого Микеланджело взяло верх. В 1488 году Лодовико уступил и отдал сына в ученики к Доменико Гирландайо, одному из ведущих флорентийских художников того времени.

"Бахус", 1496-1497 гг., Дворец и Национальный музей Барджелло, Флоренция
"Бахус", 1496-1497 гг., Дворец и Национальный музей Барджелло, Флоренция

Год спустя Микеланджело присоединился к неофициальной академии скульпторов под покровительством Лоренцо Медичи, известного как Лоренцо Великолепный, правителя Флоренции. Академией руководил Бертольдо ди Джованни, бывший ученик и ассистент Донателло, мастер бронзового литья.

Хотя Микеланджело предпочитал мрамор другим материалам, неизвестно, где именно он научился работать с ним; позднее он утверждал, что это дар от Бога. Возможно, он был самоучкой в этой области, но основам живописи его научил Доменико Гирландайо, который был не только выдающимся художником, но и талантливым управленцем.

Микеланджело стал любимцем Лоренцо, который даже поселил его в своём семейном дворце. В 1492 году, после смерти Лоренцо, политическая обстановка во Флоренции ухудшилась. В связи с этим Микеланджело покинул город и провёл большую часть следующего года в Болонье. Вернувшись во Флоренцию в конце 1495 года, он столкнулся с бедствиями голода и чумы, поэтому в 1496 году перебрался в Рим в поисках лучших возможностей для заказов.

"Пьета", 1499 г., Собор Святого Петра, Ватикан
"Пьета", 1499 г., Собор Святого Петра, Ватикан

Микеланджело был всего двадцать один год, когда он отправился в Рим. До этого он создавал только небольшие произведения, но в Вечном городе его талант был признан благодаря двум мраморным скульптурам, выполненным по заказу кардинала: статуе Бахуса, римского бога вина и веселья, и знаменитой Пьете, изображающей Богоматерь, оплакивающую мёртвого Иисуса. Эти работы немедленно стали шедеврами, укрепив его репутацию.

В 1501 году Микеланджело вернулся во Флоренцию, где стабильность обеспечивалась республиканским правительством. Здесь он начал работу над гигантской статуей библейского героя Давида. Пятиметровое изваяние из цельного блока каррарского мрамора, завершённое в 1504 году, стало настоящим триумфом благодаря своей красоте, точной детализации и элегантной позе Давида. Хотя статуя изначально предназначалась для собора, её установили перед городской ратушей, где она стала гордым символом новой республики.

"Давид", 1501-1504 гг., Галерея Академии, Флоренция
"Давид", 1501-1504 гг., Галерея Академии, Флоренция

В Италии находится один из самых известных мраморных карьеров — в Карраре, что на севере от Флоренции на расстоянии около ста километров. Этот карьер существует со времён Древнего Рима и до наших дней, служа основным источником мрамора для создания скульптур и зданий. Микеланджело лично посещал Каррару, чтобы наблюдать за выбором мраморных блоков для своих произведений. Он предпочитал проводить месяцы в этих местах, контролируя процесс выбора материала лично, а не полагаться на посредников.

"Мадонна Дони", ок. 1507 г., Галерея Уффици, Флоренция
"Мадонна Дони", ок. 1507 г., Галерея Уффици, Флоренция

Следующим значимым заказом Микеланджело стала работа для Зала Пятисот в Палаццо Веккьо. Он должен был создать огромную фреску "Битва при Кашине", изображающую победу флорентийцев над пизанцами. Эта фреска должна была располагаться напротив столь же грандиозной работы Леонардо да Винчи "Битва при Ангиари", посвящённой победе флорентийцев над миланцами.

На тот момент Леонардо был самым известным художником, но Микеланджело быстро стал его серьёзным конкурентом. Между ними возникла неприязнь, и их творческое противостояние превратилось в настоящую битву титанов искусства.

Однако ни одна из этих работ не была завершена. Леонардо бросил свою фреску после неудачного эксперимента с использованием масляных красок на толстом слое грунтовки. Микеланджело успел создать полноразмерный эскиз, но в 1505 году, до начала работы над фреской, его вызвал в Рим папа Юлий II для создания папской гробницы — самой грандиозной в истории христианства.

"Моисей", 1513-1516 гг., Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим. Мраморная скульптура, которая должна была занять одно из центральных мест в предполагавшейся гробнице папы Юлия II в Соборе Святого Петра в Ватикане
"Моисей", 1513-1516 гг., Церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи, Рим. Мраморная скульптура, которая должна была занять одно из центральных мест в предполагавшейся гробнице папы Юлия II в Соборе Святого Петра в Ватикане

Этот проект превратился в то, что некоторые ученики Микеланджело называли "трагедией гробницы". Юлий II утратил интерес к работе, а после его смерти в 1513 году переговоры с наследниками затянулись на три десятилетия. В итоге проект был значительно сокращён, и завершали его в основном помощники Микеланджело. Работы были окончены только в 1545 году.

Юлий II, правивший с 1503 по 1513 год, был одним из самых влиятельных и решительных пап в истории Рима. Его дипломатические усилия и военные кампании сделали папский престол доминирующей силой в Италии своего времени. Юлий II лично командовал войсками в многочисленных кампаниях по расширению папских владений, проявляя не только стратегический гений, но и военное мастерство.

Одновременно с ведением войны, Юлий II стал одним из величайших меценатов Ренессанса. Под его покровительством началось строительство Собора Святого Петра, первоначально задуманного архитектором Браманте. Юлий II пригласил наиболее выдающихся художников своего времени, включая Микеланджело и Рафаэля, для выполнения важнейших проектов внутри собора.

Следующий крупный заказ от папы Юлия II стал настоящей вершиной творчества Микеланджело. Потолок Сикстинской капеллы признан произведением исключительной красоты и великолепия. Эта работа подняла Микеланджело, которому тогда было всего тридцать семь лет, на уровень величайшего художника своего времени.

Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг., Сикстинская капелла, Ватикан
Потолок Сикстинской капеллы, 1508-1512 гг., Сикстинская капелла, Ватикан

Десятки фигур на потолке демонстрируют его мастерство в изображении человеческого тела, особенно мужского. Его биограф и друг Джорджо Вазари писал, что Микеланджело "отказывался рисовать что-либо, кроме человеческих тел в их самых красивых пропорциях и в самых разных позах, чтобы выразить огромный спектр движений души". Возможно, его вдохновляли такие великие предшественники, как Джотто и Мазаччо, а также древнеримские скульптуры, славящиеся своей торжественностью и анатомическим совершенством.

Однако в образах, созданных Микеланджело, чувствуется совершенно новая энергия, изящество и духовность. Эти произведения оказали значительное влияние как на его современников, так и на последующие поколения. Великие художники черпали вдохновение из его работ для развития собственного воображения. Например, мускулистые фигуры Микеланджело напоминают лучшие произведения
Питера Пауля Рубенса, созданные веком позже. В то же время менее талантливые художники и скульпторы часто пытались подражать ему, но не всегда успешно.

"Христос с крестом", 1519-1521 гг., Базилика Святой Марии над Минервой, Рим
"Христос с крестом", 1519-1521 гг., Базилика Святой Марии над Минервой, Рим

После Юлия II папский престол занял Лев X, сын Лоренцо Медичи. Микеланджело продолжал получать заказы от семьи Медичи во Флоренции. Одной из его самых известных работ стала капелла Медичи, начатая в 1519 году в церкви Сан-Лоренцо, а также библиотека, строительство которой началось в 1525 году в клуатрах этой церкви. Библиотека предназначалась для хранения знаменитой коллекции книг и манускриптов, принадлежавшей Медичи.

В 1527 году Медичи были изгнаны из Флоренции, но уже в 1530 году вернулись и вновь захватили город. Микеланджело был назначен ответственным за фортификацию осаждённого города и опасался за свою жизнь. Тогда папа Климент VII, также из рода Медичи и племянник Лоренцо Великолепного, издал приказ, чтобы никто не смел причинять художнику вред.

"Мадонна Медичи", 1521-1534 гг., Капелла Медичи, Флоренция
"Мадонна Медичи", 1521-1534 гг., Капелла Медичи, Флоренция

В 1534 году Микеланджело навсегда вернулся в Рим. Там папа Климент VII поручил ему создать фреску с изображением Воскресения на алтарной стене Сикстинской капеллы.

Но Климент VII умер всего через несколько дней после прибытия Микеланджело в Рим, и его преемник, Павел III, изменил тему фрески на "Страшный суд". Эта картина, высотой более тринадцати метров, стала самой крупной в мире на тот момент. Микеланджело работал над ней почти непрерывно до самого торжественного открытия в 1541 году.

Это удивительное произведение изображает Христа как судию душ человеческих, отделяющего спасённых от проклятых. По преданию, папа Павел III упал на колени при виде "Страшного суда". Вазари писал, что картина вызвала "удивление и потрясение" не только в Риме, но и по всему миру.

"Страшный суд", 1537-1541 гг., Сикстинская капелла, Ватикан
"Страшный суд", 1537-1541 гг., Сикстинская капелла, Ватикан

Для Павла III Микеланджело создал две знаменитые фрески в его ватиканской капелле: "Обращение Савла" и "Распятие Святого Петра". Эти работы, стилистически отличающиеся от потолка Сикстинской капеллы, изображают мощные и зловещие фигуры, выражающие внутренние переживания, а не внешнюю красоту. Эти фрески стали последними крупными произведениями Микеланджело, выполненными, по словам Вазари, "с множеством усилий и усталостью".

В последние годы своей жизни Микеланджело в основном работал архитектором. В 1546 году он был назначен главным архитектором нового Собора Святого Петра в Риме — важнейшего здания во всем христианском мире, начатого Юлием II еще в 1506 году. Несмотря на то что Микеланджело всегда считал себя в первую очередь скульптором и приступил к работе над проектом "полностью против своей воли", как утверждал Вазари, он внёс значительные изменения и оживил заторможенное строительство.

Возраст не помешал Микеланджело внести свой неповторимый вклад. Он упростил излишне сложные детали и придал проекту более яркий и выразительный облик. Когда Микеланджело умер в 1564 году, строительство ещё не началось, но именно его работы и вдохновение остались в основе проекта. Микеланджело вложил в этот проект больше всего среди всех архитекторов, работавших над собором.

"Пьета Ронданини", 1555-1564 гг., Замок Сфорца, Милан
"Пьета Ронданини", 1555-1564 гг., Замок Сфорца, Милан

Микеланджело ушёл из жизни 18 февраля 1564 года. В соответствии с его завещанием, он был захоронен в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Четыре месяца спустя состоялась торжественная церемония прощания, на которой присутствовали выдающиеся горожане и множество художников. Вазари разработал проект надгробного памятника, на котором были изображены живопись, скульптура и архитектура, все они оплакивали уход великого мастера.

***

Спасибо, что уделили время для прочтения нашей статьи! Мы надеемся, что Вы нашли её интересной и полезной. Ваше внимание и поддержка значат для нас очень много. Вы можете поддержать развитие канала по ссылке:

Если Вы ещё не подписаны на наш канал, то подпишитесь, чтобы не пропускать новые публикации.

Мы также приглашаем Вас ознакомиться с другими статьями:

#картины #художники #искусство #италия #музеи #микеланджело #скульптура #архитектура