Плюсы бьюти-бизнеса
Как и любой другой бизнес, бьюти имеет очевидные плюсы и минусы еще на этапе выбора сегмента и запуска. Дмитрий Белешко, маркетолог и основатель бьюти-сообщества Salon Marketing, рассказал о перспективах и подводных камнях процесса этой сферы.
За последние годы предприятия сферы красоты пережили не самые простые времена: пандемия, санкции, уход иностранных брендов. По статистике, закрылся каждый десятый салон. Но несмотря на это рынок бьюти перераспределяется и трансформируется: ежегодно от 20 до 30% салонов закрываются, а на их место постоянно приходят новые.
Для многих остается загадкой, почему в эпоху кризисов и нестабильности бьюти не только не снижает оборотов, но и продолжает расти. Почему ниша так востребована, популярна и вызывает у новых предпринимателей желание в ней развиваться?
С точки зрения продукта, бьюти – это логичный бизнес. Женщины и мужчины всегда будут хотеть становиться красивее и ухоженнее, а значит, салоны будут востребованными. Волосы, ногти, брови растут не переставая, поэтому спрос на услуги не будет падать. Из-за повышенного спроса на сферу красоты мастеров тоже с каждым днем становится все больше.
Как запустить успешный салон красоты
По статистике, 70% новых салонов красоты закрываются, не преодолев и рубежа одного года. Есть несколько вариантов для организации бизнеса.
Покупка франшизы
Один из самых популярных вариантов для многих новичков — это купить и запустить под руководством управляющей компании франшизу. То есть взять готовую бизнес-модель, которая показала свою эффективность и проверена временем. При покупке франшизы вы получаете упакованный бизнес-проект, при котором не тратите время и деньги на формирование цен и написание регламентов для команды. Вы не изобретаете велосипед, а просто по отлаженной схеме открываете салон красоты.
Но существуют еще и минусы: в рамках сегмента бьюти продают много франшиз с откровенно плохим продуктом. Они не жизнеспособны и убыточны, впаривают устаревшие сведения, которые уже не работают.
Второй минус франшизы – отсутствие поддержки после запуска салона. Иногда управляющие компании продают продукт и бросают своих франчайзи на произвол судьбы.
При этом выйти из франшизы обычно сложно. Так покупатель, который уже инвестировал собственные деньги в помещение, дизайн, оборудование при решении закрыться или работать под своим брендом попадает в неприятную ситуацию: по договору приходится платить неустойку и разбираться с десятком сопутствующих требований.
Покупка готового бизнеса
Вариант, который многим кажется самым простым: купить готовый работающий бьюти-бизнес, который уже работал, но по какой-то причине продается владельцем. Такой бизнес после покупки обычно перезапускают или развивают дальше, но нужно понимать, что рентабельные, прибыльные бизнесы не продают, даже если их собственник куда-то переезжает. В таком случае вы покупаете только договор аренды и б/у оборудование – есть риск, что команда и клиенты этого салона уйдут в свободное плавание. Это не те активы, которые можно купить.
Запуск авторского проекта
Это вариант, когда вы полностью и самостоятельно реализуете свою идею так, как вы для себя видите: локация, дизайн пространства, услуги, стратегия, маркетинг. Такой путь часто романтизируют, превращая в творчество, но он чреват тем, что новый бьюти-предприниматель может вообще не попасть в рынок и создать невостребованный продукт, который будет не интересен клиентам. В итоге в процессе исправления неполадок и смены концепции у собственника могут закончиться деньги.
Правильнее в такой ситуации будет проанализировать бьюти-рынок: изучить самые успешные кейсы, разобрать бизнес салонов, которые вам нравятся, ознакомиться с концепциями лидеров индустрии. Следующим важным этапом станет детальный анализ конкурентов и франшиз в выбранном сегменте для того, чтобы собрать данные и с нуля сформировать собственную бизнес-модель, на основе уже существующих успешных предприятий индустрии красоты.
Здесь не нужно бояться создать неидеальный план: со временем ваш проект будет улучшаться и дорабатываться, превращаясь в успешный, конкурентный и востребованный бьюти-бизнес.
В момент открытия предприниматели часто увеличивают свои риски и выбрасывают деньги на ветер, вкладываясь в вывеску, дизайн, ремонт, особенно если помещение взято в аренду. Обязательно учтите, что, если вы в будущем не договоритесь о продлении собственником помещения, стены и интерьер с собой забрать не получится.
Гораздо более эффективная схема — это изначально решить вопрос с привлечением клиентов. Можно на первом этапе посадить мастеров на аренду, загрузить их клиентами и только потом активно развиваться, потому что ключевая история в салонном бизнесе — это привлечение клиентского трафика.
Выходит, самый безопасный путь — это делать свое, но только когда вы хорошо проанализировали конкурентов, создали концепцию, готовы инвестировать в развитие. Чтобы бизнес после старта приносил прибыль, процветал и развивался нужно разбираться с этим еще на этапе создания и не бояться развиваться в процессе.