Найти тему
Белый Копатель

Как военный трактат повлиял на экологию

Лесные и степные пожары вовсе не изобретение человечества — они происходили всегда с тех пор, как появились, собственно, леса и степи. Их частота зависит обычно от растительности и климатических условий. Но с тех пор, как человечество изобрело земледелие, скотоводство и ремесло, они стали происходить гораздо чаще — для выплавки металлов нужны дрова и уголь, для земледелия — новые земли, подсечно-огневое земледелие довольно долго было преобладающим способом обработки земли.

Но всё это занятия мирные. А археологи решили проверить, как на частоту лесных и степных пожаров влияют военные действия. Обычно пожары и состав близлежащей растительности находят своё отражение в составе донных отложений озёр, поэтому учёные и проанализировали отложения находящегося на северо-западе Китая озера Тяньчи.

Войны за Великий шёлковый путь — любимое развлечение китайцев.
Войны за Великий шёлковый путь — любимое развлечение китайцев.

Озеро это находится неподалёку от основного маршрута Великого шёлкового пути, войны за который шли веками, а их история хорошо задокументирована, поэтому, собственно, и было выбрано именно это место. По времени исследователи изучали средний и поздний голоцен, последние шесть тысяч лет.

Большую часть исследованного времени частота пожаров вполне соответствовала прогнозам, сделанным на основании палеоклиматических данных. В середине голоцена, когда климат был довольно тёплым и влажным, пожаров было относительно немного. Однако ближе к позднему голоцену наступило глобальное похолодание, как следствие — климат стал более сухим, влажные леса сменились сухой степью, и природные пожары стали происходить чаще.

А вот около двух тысяч лет назад не иначе как что-то случилось, и корреляция между климатом, составом растительности и пожарами в окрестностях озера исчезла совершенно. И археологи связали это событие с политическими событиями, точнее — с Великим шёлковым путём.

Сунь-цзы — тот самый чувак, который насоветовал китайцам поджигать степь.
Сунь-цзы — тот самый чувак, который насоветовал китайцам поджигать степь.

Вообще всё историческое время Великий шёлковый путь, неподалёку от которого и находится Тяньчи, для Евразии имел важнейшее значение как торговый путь между Востоком и Западом. По нему перевозили не только шёлк, но и вообще всё, не удивительно, что правители китайских царств постоянно боролись за контроль над ним, и эта борьба далеко не всегда была мирной.

Ну а воевали китайцы по заветам выдающегося полководца Vвека до н. э. Сунь-цзы, которые он оставил в своём трактате, обычно называемом «Искусство войны», во многом, кстати, актуальном и сейчас. Сунь-цзы же рекомендовал истреблять вражеские войска и обозы огнём, каковой рекомендацией воинственные китайцы активно пользовались. Именно это и привело к пяти пикам пожаров за последние два тысячелетия.

Трактат «Искусство войны» не так уж велик и долгое время «издавался» на бамбуковых дощечках.
Трактат «Искусство войны» не так уж велик и долгое время «издавался» на бамбуковых дощечках.

Первый пик ассоциируется с правлением династии Восточная Хань в начале I — начале III веков. Пока это царство существовало, оно было весьма воинственно и успело ввязаться более чем в сотню потасовок с окрестными племенами куйсяо и цян. Ну а после падения династии, как обычно, начались гражданские войны и мятежи, участники которых экологией тоже особенно озабочены не были.

Через сотню лет после падения Восточной Хань и вплоть до конца VI века окрестной территорией владели сначала Восточная Цзинь, а потом безымянные Северная и Южная династии. Ну как владели? Бардак был страшнейший, границы менялись после смерти каждого правителя, а жили они в таком хаосе недолго, так что за 272 года случилось в общей сложности 278 военных конфликтов.

Несмотря на свою воинственность, китайцы времён династии Тан рисовать предпочитали пасторальные пейзажи.
Несмотря на свою воинственность, китайцы времён династии Тан рисовать предпочитали пасторальные пейзажи.

И это, в общем, не очень удивительно — династии династиями, а государств на близлежащем куске Великого шёлкового пути существовало, хоть и не одновременно, более десятка. Да и крестьянские восстания и их подавление тоже добавляли веселья и пожаров.

Третий и четвёртый пики последовали с перерывом всего в полвека в середине VIII — начале X и во второй половине X — начале XII веков соответственно. Тогда сначала династия Тан воевала одновременно с корейцами- Когурё на северо-востоке и тюрками на севере, а потом Северная Сун вернулась к привычным междоусобицам. Огнестрельное оружие китайцы тогда уже изобрели, но советами Сунь-цзы всё же не пренебрегали.

И даже это не войско, а просто император Мин со свитой куда-то едет.
И даже это не войско, а просто император Мин со свитой куда-то едет.

Но всех переплюнула династия Мин, правившая в последней трети XIV — первой половине XVII веков. На эту империю постоянно нападали северные варвары, и правители, опять же по заветам Сунь-цзы, нашли радикальное решение — чтобы сделать пограничье непроходимым для врага, они просто поджигали пастбища зимой и весной. Подданным, надо полагать, такая тактика обороны не особенно заходила, и они тоже постоянно восставали.

В общем и в целом исследователи пришли к выводу, что в последние два тысячелетия степные пожары вокруг озера Тяньчи были обусловлены не столько природными факторами и даже не мирной хозяйственной деятельностью, сколько войнами. Хотя растительность и климат тоже могли играть роль, но явно не определяющую.