Искусство видеть глубже
Изучение искусства всегда начинается с взгляда. С того, что нас привлекает изображение – иногда это живопись мастера прошлого из Эрмитажа, иногда это яркая современная абстракция, иногда это скульптура в парке, иногда это необычный дизайн уличной инсталляции. Как правило, изучение искусства для зрителя начинается с сюжетов, символов и эмоций. То есть смысловой нагрузки. Самые внимательные могут заметить гармонию цветов, контрасты отблесков, умелую композицию. Но далеко не все задаются вопросом – как строятся эти картины, сколько усилий требует тот или иной материал?
Напротив, художники начинают с материала. Они учатся на своих ошибках – как не смешивать краски в грязь, как правильно наносить мазок, как строить изображение от первичного рисунка по грунту до финальных лессировок. Они изучают разные виды холста, методы письма (названные имприматура, импасто и другими итальянскими словами), учатся работать с резцом для гравюры и вытравлением кислотой для офортов. Для них изучение сюжетов и символов, безусловно, важно, но не важнее состава хорошего лака, который не испортит масляную живопись.
Смыслы и техники
То же самое относится к одежде. Пока мы изучаем тренды и пытаемся через картинки в «избранном» формировать свой стиль, погружённые в одежду профессионалы изучают виды нитей, различия швов, методы пошива. Они оценивают вещи по гораздо большему количеству критериев. Там, где мы бросим на платье взгляд и пройдём мимо, художник по костюму или швея будет изучать выкройки, размер фурнитуры, линии сгибов вытачек и многое другое. Там, где любители искусства будут оценивать толщину пастозного мазка – профессионалы моды будут сравнивать текстуры разных тканей одного костюма.
Именно в этом глубоком профессиональном интересе к материалу состоит один из принципов метода трансформации Михаила Шемякина. Знатокам его творчества известно, что он часто воспроизводит один и тот же сюжет в разных техниках. «Карнавалы Санкт-Петербурга» существуют в виде печатной графики, живописи, скульптуре; и даже одни и те же образы и сюжеты каждый раз проявляются по-разному, потому что Шемякин подходит к технике и технологии искусства со скурпулезностью художника старой школы.
Скорее всего, самое большое количество таких трансформаций в материале проходит «Метафизическая голова», о которой мы говорили ранее. Она существует в виде рисунков, гравюр, коллажей в рамках исследования, живописи, сериографии, скульптуры и рельефов. Поэтому кажется совершенно естественным продолжить этот ряд переходом к одежде – в рамках бренда Шемякин Дизайн. Их внимание тоже сфокусировано на качественных критериях, важных для профессионалах. Переосмысление серии «Метафизической головы» не дробит образы, но «встраивает» их теми выразительными средствами, которые доступны только искусству одежды. Это – выстраивание композиции, где принт или вышивка могут стать орнаментом, небольшой деталью, или в целом задавать ритм отделки изделия в швах и фасоне. Это подбор ткани, которой характерна игра цвета, блеск или мягкая матовость. Такая одежда создается не для манекена, а для людей – активных и постоянно движущихся, у которых бывают хорошие, плохие, праздничные и ленивые дни, для разных Вас.
Автор статьи: Елизавета Губанова,
искусствовед, куратор, независимый исследователь,
автор канала «Маслом вниз»