Анализируя творчество Михаила Шемякина, невозможно избежать такого известного, но все ещё сложного термина, как метафизика. Это – наследие глубоких философских размышлений над целью и сутью искусства, которые велись в арт-группе «Петербург» в 1960-е года, и которые стали истоком для одного из ключевых для творчества Шемякина текстов – манифеста «Метафизический синтетизм», написанного его другом, искусствоведом Владимиром Ивановым. В общем смысле слово «метафизический» обозначает всё, что выходит за пределы материального, что нельзя пощупать руками или назвать практичным. Мои университетские преподаватели, отвлекаясь от темы лекции, могли вздохнуть и сказать: «Но это всё метафизика», подчеркивая, что всё сказанное не имеет отношения к сути. Однако греческие философы, которые и придумали этот термин, ценили метафизический мир так же, как и физический. К метафизике относились мысли, идеи, душа, эмоции, а также невидимые материи – свет, звук, воздух. Конечно, когда Шемякин создавал серию «
Михаил Шемякин и метафизический синтетизм: искусство, которое меняет восприятие реальности
17 июня 202417 июн 2024
178
3 мин