Выйти из сеней в гостиную эта «падчерица» смогла благодаря новой партнёрской программе Московского музея современного искусства (ММОМА) и Фонда Still Art. Ну и, конечно, благодаря мастерству самих fashion-фотографов, создавших такие произведения, которые, даже если и не дотягивают пока до настоящего фотоискусства, то и обычной модной фотографией уже не являются.
Задача последней — сугубо утилитарна: заставить зрителя купить изображённую на снимке вещь. Искусство же — нечто в высшей степени ВНЕ утилитарное. Нечто, выходящее ЗА пределы полезного. Нечто, рождающее смыслы и свойственное поэтому исключительно человеку (возможно, именно способность создавать и воспринимать произведения искусства и отличает представителей Homo sapiens от любых других животных, населяющих Землю).
Fashion-фотография, по меткому выражению куратора выставки Алексея Масляева, является для нас пока своеобразной «серой зоной».
«С одной стороны все мы понимаем важность или заметность, существенность присутствия моды и модной фотографии в нашей повседневной жизни. С другой, ввиду может быть характера нашего отношения к модной индустрии и тем параметрам, характеристикам, которые эту индустрию определяют, мы как будто бы считаем подобные феномены и fashion-фотографии, в частности, чем-то быстротечным, второстепенным, может быть не таким значимым, как какие-то большие, великие произведения человеческого гения. Мне кажется, это не что иное, как когнитивные искажения», — пояснил Алексей Масляев в ходе пресс-показа проекта.
Преодолеть эти искажения и призвана выставка «Хорошее воспитание».
В экспозиции представлены работы шести молодых российских авторов — Булата Арсланова, Дмитрия Булина, Алексея Дунаева, Николая Ефимцева, Сергея Клычихина и Егора Шабанова. Все они — лауреаты специального гранта, учреждённого Фондом Still Art три года назад.
Каждое из произведений, выставленных на двух этажах Образовательного центра ММОМА, является не только инструментом для демонстрации вещей или моделей, но и ответом фотографического жанра на тенденции современного искусства. В каждом присутствует не только коммерческая составляющая, но и символическое или мифологическое наполнение.
Самых же авторов можно смело назвать медиумами — посредниками между пространством глянца и вселенной духа.
Мастер мужского портрета Булат Арсланов, например, предстаёт в «Хорошем воспитании», как человек, интересующийся социально значимыми идеями. Дмитрий Булин «замахивается» на, ни много ни мало, иконописные традиции. Алексей Дунаев погружает зрителя в психоделику, Сергей Клычихин — в сюрреализм. А Николай Ефимцев и Егор Шабанов пытаются осмыслить и воплотить в своих работах внеземное женское начало.
Данный проект стал первым событием в рамках новой партнёрской программы музея и фонда. Смотрите также короткий видеоролик, снятый в ходе вернисажа.
Выставка продлится до 18 августа 2024 года. А впоследствии в рамках программы планируется проведение биеннале с показом произведений авторов, работающих в жанре fashion-фотографии. Анонсированы также партнёрская резиденция для молодых фотографов и региональная выставочная программа.
Долгосрочное партнёрство двух институций направлено на поддержку современного искусства и, в частности, российской fashion-фотографии.
Вероника Маанди
Фото автора
P. S. Если вам интересно, какие же произведения фотографического жанра лично я считаю уже НЕ маргинальным, а НАСТОЯЩИМ, подлинным фотоискусством, открывайте статью «На вкус и цвет, формат и байонет».