Друзья, пока мы с вами в России проживаем постсанкционные последствия, предлагаю обсудить ещё одну важную тему: потенциальную торговую войну между крупнейшими экономическими центрами — ЕС и Китаем. Кто её развязал и какие будут последствия? Давайте разбираться.
🚙 Хочу поговорить об этом в контексте объявленного накануне предложения ЕС о повышении тарифов на китайские электромобили до 38%, по итогу, доведя пошлины до 48%. Как вы понимаете, этот шаг ещё больше обострит торговую напряженность🥊 и увеличит стоимость покупки EV для потребителя. Ранее, кстати, пошлины против китайских электромобилей ввели США, которые почти не импортируют этот вид продукции. Тем не менее, китайцам по итогам 2023 года всё-таки удалось обогнать американских конкурентов по продажам авто. Так, по данным Jato Dynamics, в прошлом году китайские бренды продали 13,4 миллиона новых автомобилей, а американские — около 11,9 миллиона единиц.
В чём ключевое преимущество китайского автомобиля? Ценовая доступность. Европейцы понимают, что их автомобильная промышленность в ближайшем будущем не сможет конкурировать с китайцами. Китайские автопроизводители сегодня активно расширяют свое присутствие на мировом рынке🌍, в том числе Европе, где рост был наиболее быстрым благодаря высокому спросу в Турции. Но там, тоже на днях объявили о введении пошлин. Они составят 40% от цены, но не менее 7000 долларов США (в рублях это примерно 625 тысяч). Таким образом, Турция присоединилась к ряду стран, стремящихся оградить собственный автопром и рынок от китайской экспансии.
Вернёмся к европейским пошлинам👀. Их размер на китайские электрокары будет варьироваться от 17% до 38%, в зависимости от конкретного производителя. Согласно плану, ЕС будет применять пять уровней тарифов. Производители электромобилей, которые сотрудничали со следователями из Брюсселя, получат более низкий тариф, чем те, кто отказался помогать в расследовании ЕС. В результате компании BYD и Geely отделались повышением на 17,4% и 20% соответственно. А государственная компания SAIC получит тариф в 38,1% к уже действующим 10%.
Что дальше❓ В 2024 году отрасль фактически столкнется с усилением "торгового ветра", поскольку всё больше стран будут принимать меры для защиты местной промышленности от дешевого китайского экспорта.
По данным немецкого Кильского института мировой экономики, тарифы ЕС, скорее всего, сократят импорт автомобилей из Китая на четверть, или примерно на $4 млрд
Китай пригрозил ответными мерами. Я вам уже рассказывала, что КНР – крупнейший торговый партнер Евросоюза. В 2023 году страна экспортировала в ЕС электромобилей на 10 млрд евро. А повышенные пошлины обойдутся потенциальным покупателям в дополнительные 2 млрд евро в год. НО, что ещё не маловажно, новые пошлины грозят потенциальной торговой войной с Китаем. И каким же будет ответ Поднебесной🤔?
Стоимость всех экспортированных из ЕС автомобилей в 2023 году составила около 200 млрд евро, что сделало Китай третьим по значимости рынком с долей 10% (после США и Британии). Вероятно, именно поэтому Германия и немецкие автоконцерны неоднократно подчеркивали, что выступают против введения объявленных пошлин. Китай потенциально может повысить временные пошлины на импортные автомобили с двигателями внутреннего сгорания с объемом более 2,5 л.
При таком сценарии👆 под ударом могут оказаться машины таких ведущих немецких концернов как Volkswagen, BMW и Mercedes, которые зарабатывают на китайском рынке более 20% всей своей прибыли. В частности, Volkswagen занимает самую большую долю китайского рынка среди иностранных компаний — 14,5%, где на него приходится около 30% продаж.
По ударом может оказаться и авиационный сектор, сельское хозяйство. СМИ писали, что власти Китая уже рассматривают возможность антидемпингового расследования импорта из ЕС свинины и молочной продукции, на которые в 2023 году пришлось около 5 млрд евро, то есть четверть от всего экспорта агропродовольственной продукции ЕС в КНР.
При этом, друзья, как мне видится, всё же велика вероятность того, что Пекин будет стараться сохранить доступ к европейскому рынку как к выгодному направлению экспорта и не усугубит торговое напряжение. Ну, то есть ответные меры будут, но не критичные. Всё-таки сегодня китайские производители электромобилей, такие как Nio Inc. и Xpeng Inc. борются с убытками на фоне значительного избытка производственных мощностей. Поэтому, вряд ли, грубо говоря, власти сами себе будут "стрелять в ногу". Ну, а окончательное решение по тарифам от ЕС должно быть установлено в ноябре. До этого времени китайские власти и производители, наверняка, будут продолжать оказывать давление на ЕС, чтобы заставить его пойти на переговоры. В общем, будем следить за развитием ситуации...