В этом году Владимирская земля широко отмечает 100-летний юбилей своего самого знаменитого и любимого писателя и поэта – Владимира Алексеевича Солоухина (1924-1997).
Главным организатором праздничных мероприятий выступила Владимирская областная научная библиотека. Здесь был запущен проект «Год с Владимиром Солоухиным», в рамках которого: оцифрована 21 книга писателя, издан литературный календарь «Дорогим землякам» с фотографиями из семейного архива дочери писателя, проводятся обшегородские диктанты и конкурс иллюстраций к его произведениям, открылась пленэрная выставка владимирских художников «Драгоценный, памятный на всю жизнь воздух Алепино», проходит акция «Читаем Солоухина вместе», а также создается виртуальный путеводитель «Владимирские проселки – тропой Владимира Солоухина». И до конца года будет осуществлено ещё много интересных задумок и проведено различных мероприятий. Так, например, во Владимирском театре драмы ставят спектакль по книге «Черные доски».
Конечно, основной праздник проходит в Алепино, в том месте, где родился и вырос Владимир Солоухин. Здесь сохранился его родной дом, который он в 1960-е годы восстановил, выкупив ту часть, которая была отобрана у семьи во время коллективизации. Сейчас в доме живет старшая дочь писателя Елена Владимировна. Она сохраняет память об отце, помогая в организации музея, который был построен в селе несколько лет назад.
Про музей я рассказывала ранее в статье «Алепино – место силы Владимира Солоухина». /Ссылки на все публикации о писателе оставлю в конце/
Алепино – это родина отца писателя, Алексея Алексеевича. А вот его мама, Степанида Ивановна (в девичестве Чебурова), была родом из села Караваево. Её отцом и дедом Владимира Солоухина был мельник Иван Михайлович Елагин (Чебуров – прозвище, ставшее фамилией).
Об этом своем открытии и моей личной истории я рассказываю в статье «2 открытия, которые я сделала в музее Владимира Солоухина», ведь я сама в детстве все летние каникулы проводила в этом селе. А сегодня я хочу прогуляться по современному Караваеву, читая главы самой знаменитой книги писателя «Владимирские просёлки».
Когда в 1956 году Владимир Солоухин отправился со своей супругой Розой Лаврентьевной в увлекательное путешествие по родной Владимирской земле на его маршруте было и село Караваево. Сюда они прибыли на четвертый день.
«На исходе дня лесная дорога сбежала в глубокий овраг, круто повернув вправо, выскочила стремительно наверх и, не разобрав за деревьями, врезалась в большое село – Караваево, пропоров его насквозь от околицы до околицы» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
«Дома все каменные да каменные: было раньше Караваево торговым селом. Сидят на лавочке перед домом женщины, всматриваются в нас: что за люди, вроде нездешние» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Конечно, с тех пор Караваево сильно изменилось, многие дома были перестроены и отстроены заново.
Но вот дом, в котором останавливался писатель во время путешествия, сохранился.
«Кое-как отыскали мы заместителя председателя колхоза, и он устроил нас на ночлег в небольшом деревянном домике с двойными зимними рамами. Было в доме душно и жарко. Но через минуту Роза уже спала, постелившись кое-как на полу» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
На следующий день (пятый день путешествия) писатель рано утром отправился к реке.
«С главной улицы тихого села повела тропинка в проулок, под гору. Гора становилась все круче, и вот впереди сверкнула затуманенная река, а за ней запереливались красками уходящие в далекую даль луговые просторы» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Это действительно очень крутой спуск. Помню, как в детстве было легко бежать по этой тропке на речку и как тяжело потом подниматься, особенно нести перемытую посуду или грибы.
В этом месте под горой, на которой располагается полуразрушенная церковь, речку можно перейти вброд. А на другом берегу, и правда, находятся удивительной красоты заливные луга.
«Это Пекша, первая порядочная река на нашем пути!» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Сейчас, к сожалению, Пекша уже не такая порядочная – обмелела и заросла.
«По бережку, по бережку добрался я до мельничной плотины, которая теперь была прорвана. Вода обрушивалась на торчащий из прорванного тела плотины лозняк и, падая, дробилась о него так, что по тихому мельничному омуту ниже плотины плавали клочья пены. Ивняк повис над омутом. Ни один рыболов не мог бы смотреть на это спокойно. Именно такие мельничные омуты описываются в рыболовных книгах как самое верное и надежное пристанище рыб» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Нам не удалось пройти этим путем – «по бережку» – всё заросло высокой травой. Хотя я помню, что раньше вдоль всей речки у Караваева была тропинка и по ней можно было пройти вдоль всего села.
Но я знаю другую дорогу, как добраться к плотине, про которую пишет Солоухин. Это место на реке наиболее глубокое, и до сих пор здесь купаются и ловят рыбу.
«Не успел я прыгнуть в воду и проплыть хотя бы двадцать метров, как к реке подошел молодой парень, он сел на траву и стал расшнуровывать башмаки.
<…>
Одевались мы вместе. Парень оказался заведующим сельским клубом. Звали его Володя Сахаров.
– Я слышал, вы всем интересуетесь? – спросил он. – Пойдемте склепы смотреть.
– Какие склепы?
– Настоящие, фамильные – графов Апраксиных, князей Воронцовых.
В прицерковной траве валялись и то и дело попадались нам под ноги то черепная кость, то бедро, то обломок человеческого таза. Там и тут виднелись в высокой траве опрокинутые каменные памятники» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Здание Караваевского клуба в данный момент пустует, обкошено лишь у памятника односельчанам, павшим в Великую Отечественную войну.
А церковь располагается напротив бывшего клуба. Вот сюда и пришли с речки писатель и завклубом. Одно время церковь начинали восстанавливать, построили часовенку, но сейчас тут тишина. Можно увидеть три могилки рядом с церковью, а вот пройти посмотреть «опрокинутые каменные памятники», описанные Солоухиным, невозможно – всё поросло травой. Но я их помню, как и рассказы про поиски здесь клада.
«– А вот здесь, – объяснил Володя Сахаров, когда мы снова вылезли на солнце, – стоял памятник князю Воронцову, и пошли слухи, что под памятником тоже склеп, а в склепе сам фельдмаршал Воронцов при золотой шпаге. Наши сельские, однако, не додумались, а может, не посмели, зато посмели приезжие киномеханики. Ночью они начали копать землю и наткнулись на кирпичную кладку. Потом в кирпичной кладке обнаружилась железная кованая дверь на замках. Замки, конечно, сорвали, открылся ход в темноту. Правдивые ходили слухи. Действительно, лежал в склепе фельдмаршал Воронцов. Остались от него эполеты, ботфорты с длиннющими узкими носами и шпага, но, увы, стальная» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
«Пока мы занимались склепами и разным гробокопательством, утро кончилось. Володя потащил меня в клуб показывать архивы сельской библиотеки, основанной еще в 1898 году. Нужно было читать какие-то пожелтевшие счета и отчеты, где значились все расходы библиотеки с точностью до копеечки.
Володя показал списки книг, поступающих ежемесячно. Тут была и художественная литература, и политическая, но больше всего сельскохозяйственная, которую в деревне, кстати сказать, читают мало» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Надо сказать, что Караваевская библиотека во времена моего детства и юности была очень богатая – я всегда находила здесь всё, что было задано на лето, и ещё для души. А вот располагалась она в разных местах, одно время была и в здании клуба. Но оно хотя бы сохранилось. А вот от сельсовета уже мало что осталось.
«Алексея Степановича Глинкина мы нашли в правлении колхоза, в двухэтажном каменном помещении.
– Что же, если спутница обезножела – поможем. – И тотчас дал распоряжение запрягать лошадь.
Было в этом правлении чисто, прибрано, аккуратно, не то что в Головине или в Жарах. Далеко ли ушли мы от Жаров, а какая большая разница» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Покидали Солоухины Караваево на телеге, которую им предоставил председатель колхоза.
«Два паренька лет по двенадцати едут с нами за возчиков. Одного зовут Коля, другого Николай. Так они просили называть их, чтобы не было путаницы. Оба они одного росточка, оба русоголовые, бойкие, смышленые. Кажется, и разница вся между ними только в произношении их тоже одинаковых имен» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
Надо сказать, что одним из этих пареньков был мой двоюродный брат. Правда, по возрасту он почти ровесник моей мамы и я звала его дядя Коля. Так вот на момент встречи с Солоухиным ему уже было почти пятнадцать лет, а не двенадцать, как подумал писатель. Но дядя Коле никогда не рассказывал эту историю, а всегда отшучивался. Возможно, причина кроется в том, что произошло с ними потом в дороге. Но это было уже за пределами села Караваева.
А я хочу показать вам ещё одно место, про которое Солоухин не пишет в книге, но сюда он тоже приходил. Для меня – это Чебурова гора, а для него – место, где стоял дом его деда и где, родилась его мама, место, где он бывал в детстве. Об этом можно прочитать в его книге «Смех за левым плечом»
Сейчас здесь тоже всё заросло травой и цветами, но вид, который открывается с горы на Пекшу, на мельничную плотину и с плотины на гору и церковь великолепен. А какие тут запахи от цветущего луга!
«Каждый раз, когда оказывался созерцающим великую одухотворенную красоту природы (будь то закат над полем, тихая речка в свете зари, листопад или иней, дерево или цветок), говорил про себя: но ведь не должно же быть, что мне это дается одному, должны и другие видеть то же и чувствовать то же, нужны сопереживатели, сосозерцатели, тогда и природа сама будет еще ярче, еще духовнее и богаче» – из книги Владимира Солоухина «Владимирские просёлки»
За время путешествия, длившегося 40 дней, писатель преодолел более 600 км пешком, на телеге, на пароме, на автомобиле и даже на пароходе и с огромной любовью к родной земле описал всё увиденное в своих «путевых заметках». За что мы ему безмерно благодарны!
Поздравляю всех, кто любит творчество Владимира Алексеевича, с изданием полного собрания сочинений. 11 томов ждут все библиотеки Владимирской области!
С любовью, ваша Света В.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей
Мои статьи о Владимире Солоухине:
Алепино – место силы Владимира Солоухина
2 открытия, которые я сделала в музее Владимира Солоухина
Небольшой рассказ большого писателя. Прикоснуться к прозе Владимира Солоухина