Решила ещё немного погрузиться в творчество Владимира Солоухина и теперь обратиться к его прозе.
Солоухин Владимир Алексеевич (1924-1997)
Вскоре после литературного института Солоухин устроился разъездным корреспондентом в журнал «Огонёк» и в качестве корреспондента побывал во многих уголках страны и за рубежом. По результатам этих поездок были созданы несколько очерково-публицистических книг. А широкую известность ему принесла лирическая повесть «Владимирские просёлки», опубликованная в журнале «Новый мир» в 1957 году. Правда, тогда из неё были вырезаны «острые» места, а полный вариант повести был опубликован в 1990 году. Как продолжение в 1960 году вышла новая книга Солоухина - «Капля росы», в ней писатель рассказал о судьбах жителей родного Алепино.
Две эти повести дали начало целому литературному направлению — «деревенской прозе».
Детские воспоминания нашли своё отражение и в более поздней книге «Смех за левым плечом» (1989 год), в которой Солоухин уже не боясь цензуры, высказал всё, что думал.
А до неё была опубликована автобиографическая повесть «Приговор» (1975 год), где главный герой борется с онкологическим заболеванием.
Были и другие автобиографические книги, в которых Солоухин размышляет над историческими событиями России XX века — «Последняя ступень» (1976, издано в 1995), «При свете дня» (1992), «Соленое озеро» (1994), «Чаша» (1998, опубликовано посмертно).
Также очень важной темой в прозе Солоухина было стремление сохранить традиции русского искусства, памятники архитектуры, живопись и музыку, бережно относиться к историческим местам. Это нашло отражение в таких произведениях как «Письма из Русского музея» (1966 год), «Чёрные доски» (1969 год), «Время собирать камни» (1980 год), «Продолжение времени» (1982) и в других повестях и рассказах. Как и его друг, художник Илья Глазунов, Солоухин много ездил по деревням, собирая иконы с целью их сохранения.
Несмотря на всю критику за свои антисоветские и религиозные взгляды, писатель был удостоен многих наград и премий, и его убеждения не сказались на его судьбе.
Надо отметить, что проза Солоухина очень поэтична и часто действие в ней отходит на второй план, что очень сближает её с прозой К.Г. Паустовского.
А для того, чтобы ещё немного прикоснуться к творчеству писателя и оценить всю глубину и красоту его прозы предлагаю небольшой рассказ.
Рассказ.
Солоухин Владимир. Девочка на урезе моря. 1971
История о том, что порой совет или необдуманно высказанная мысль может кардинально изменить судьбы людей. О том, что жизнь в момент, когда необходимо человеку принять важное решение «вдруг» дарит встречу с тем, кто и даст этот судьбоносный совет. Такой закон притяжения в действии. И о том, как прикасаясь к чужой жизни, не навредить, а постараться сделать её лучше.
Эту тему автор сам заявляет в самом начале рассказа. Он пишет, что своим советом можно перевести «очень важные стрелки, и теперь несколько поездов понесутся в пространстве и времени другими путями, нежели они понеслись бы без вашего совета, о котором вы, проснувшись на другой день, возможно, и не вспомните».
По сюжету главный герой, писатель, отдыхая у моря, в разговоре с Катей, хозяйкой дома, где он остановился, своими рассуждениями и грустной историей женщины, у которой умерла дочка, заставил Катю поменять решение избавиться от беременности. Но он уезжает, не подозревая, как их беседа повлияла на судьбу этой семьи. А следующая их встреча произойдет лишь через 6 лет.
Рассказ очень трогательный и красивый, наполненный интересными мыслями и личными переживаниями Солоухина.
Так он делится: «Я поэт, а вынужден заниматься прозой… Но если бы я не занимался прозой, то стихов у меня теперь было бы гораздо больше. Я недосчитываюсь нескольких сот стихотворений. Выходит дело, проза их задушила, и они не появились на свет»
Но и проза в рассказе не уступает поэзии: «Девочка была маленькая, а море большое. И можно было увеличивать еще и еще то, что окружало маленькую девочку, потому что больше моря — страна, больше страны — океан, больше океана — земля, больше земли — небо, больше неба… Но сколько бы ни разбегалось вширь и вдаль, подобно бесшумному взрыву, наше воображение, девочка оставалась все той же, не становилась меньше. Вселенная вселенной, а девочка девочкой. Может быть, обе они песчинки, может быть, обе они безграничны. А может быть, даже равны»
Много философских размышлений:
«В том-то и дело, что мы и судьбы наши — как камешки на этом морском берегу. Все похожи один на другой, но двух одинаковых не найдешь…»
«Я смотрел на нее, как на чудо. Некрасивость ее стушевалась и отошла на задний план. Руки, ноги, вздернутый носик, веснушки на носике и глаза, словно смотровые отверстия в некий сосуд, в котором горит ровный синий огонь. Волшебный огонь. Огонь любви, чистоты, приятия мира. Огонь души…».
Рассказ совсем маленький, но очень глубокий по содержанию и прекрасно подходит для первого знакомства с прозой Владимира Солоухина!
С любовью, ваша Света В.
Приглашаю вас в свой Телеграм-канал, где я всегда выкладываю анонсы новых статей
Рассказ про музей Владимира Солоухина в Алепино вы найдете в статье
И продолжение про 2 открытия, которые я сделала в музее Владимира Солоухина