Путеводитель по невротическим отношениям. Часть 5.
В этой статье я разберу динамику отношений героев фильма "Девять с половиной недель". В главных ролях Микки Рурк (Джон) и Ким Бейсинджер (Элизабет).
Элизабет - это молодая женщина (на вид ей лет 35), по профессии она вроде бы искусствовед, организует выставки картин. О её прошлом ничего неизвестно, кроме того, что она длительное время в разводе и уже начала тосковать по любви.
Джон - мужчина примерно её возраста, финансист, имеет приличный доход. Впервые он замечает Элизабет в рыбной лавке с подругой. Женщина привлекает его своей красотой, женственностью, мягкостью. Она также обращает на него внимание, но не решается познакомиться. Позже судьба снова сводит их на какой-то барахолке.
С самого начала можно отметить необычность в поведении Джона:
1. он внезапно возник в том же месте, где находилась Элизабет, хотя, казалось бы, что мог потерять на барахолке успешный и состоятельный человек?;
2. он следил за ней и видел, как она интересовалась платком, но не могла позволить себе купить, и купил этот платок для неё;
3. в его взгляде, когда он смотрел на неё, читалось нереалистичное восхищение, не согласующееся с его последующими поступками.
То, что, на первый взгляд, видится в мужчине идеальным, заставляет женщину верить, что он - мечта всей её жизни, принц на белом коне. Но есть один нюанс - сказка постепенно начинает превращаться в кошмар, и причина кошмара - его сексуальные девиации, которые чем дальше, тем жёстче становятся. Джону неинтересны традиционные отношения. Он питается ощущением своей власти над женщинами и их сильными эмоциями.
Опишу несколько его паттернов поведения в отношениях с Элизабет (и в целом с женщинами).
1. Метод "сэндвича": возведение на пьедестал-провокация-взлом границ-поощрение.
После окутывания комплиментами, усыпляющими бдительность, он устроил ей проверку: пригласил якобы к себе домой в какое-то глухое, уединенное место. Она согласилась пойти. Затем, когда они уже были в доме, стал расправлять кровать. Женщина подумала, что он хочет переспать с ней и сказала, что не за этим сюда пришла. Джон тут же сделал вид, что она ошиблась и перевёл разговор на тему музыки. Когда Элизабет спросила, связана ли его профессия с риском, мужчина уклончиво ответил, что его профессия не намного опаснее её визита в этот дом.
Да, она повела себя не очень осмотрительно, доверившись малознакомому мужчине и поехав к нему домой. При этом, как будет чувствовать себя женщина, которой мужчина устраивает проверки, не раскрывается и закручивает всё так, что она начинает выглядеть довольно глупо? Джон не пытается помогать ей сохранить лицо. В этот момент Элизабет как будто бы слетает с пьедестала, негодует, злится, а он начинает её утешать. Далее, когда женщина смягчается, Джон просит её завязать глаза. Элизабет не сразу, но подчиняется ему. Таким образом, мужчина все время тестирует её границы, встречает негодование, утешает, она уступает, и эту уступчивость он впоследствии поощряет подарками.
Он закрепляет у неё то поведение, какое необходимо ему.
2. Сексуальная фрустрация.
Джон разрывает привычный шаблон тем, что не стремится сразу получить секс от понравившейся женщины, он сначала просто дразнит - красиво ухаживает, возбуждает, чтобы больше возбудиться самому и сильнее привязать её к себе эмоционально и физически.
3. Свидания с элементом риска.
Джону важно, чтобы свидание с женщиной всегда сопровождалось внезапностью, провокацией, опасностью.
4. Неравные уровни коммуникации.
Джон ставит женщину в позицию ребёнка: говорит с ней, как с маленькой девочкой, устраивает сюрпризы, катает на аттракционах. В его фантазиях женщина - это не отдельная личность, а его фетиш, кукла, с которой можно делать, что угодно - одевать в понравившиеся ему вещи, причесывать, кормить и т.д. Женщина должна полностью подчиняться ему, быть подконтрольной.
Также он выбирал женщин ниже себя по статусу, неуверенных в себе, покорных, со слабыми границами, потому как на женщину другого типа его манипуляции вряд ли подействовали бы.
5. Поверхностность.
Джон никогда не раскрывался и не стремился узнать что-то личное об Элизабет. Куда важнее ему было общаться со своей фантазией о ней.
6. Гипнотическое воздействие.
Так, например, Джон подарил Элизабет золотые часы и дал установку: "ровно в 12:00 смотри на эти часы и вспоминай мои прикосновения".
Поначалу безобидная эротическая игра Джона постепенно превращалась в насилие, когда он стремился всё больше размыть границы Элизабет и всё больше терял над собой контроль, если она отказывалась подчиняться. Чем дольше длились их отношения, тем более деспотичным он становился, а сексуальные запросы изощреннее. С таким мужчиной женщина все время живёт в подвешенном состоянии - что он придумает в следующий раз?
Перверт так устроен - дай ему пальчик, он откусит руку. В отношении того, что возбуждало раньше наступает привыкание и требуются новые, более сильные, стимулы, чтобы чувствовать возбуждение, эмоции. Джону нужна игра, смена декораций. Его сложно представить верным мужем, проживающим тихую, размеренную жизнь со своей женой и детьми.
После чуть более двух месяцев этих отношений Элизабет понимает, что Джон любит не её, а свой фетиш, и что её идентичность постепенно растворяется. Желая спасти остатки самосознания, женщина принимает решение расстаться, будучи глубоко зависимой от него эмоционально.
Почему у Джона возникла эта перверсия? Был ли причиной ранний детский опыт или первый сексуальный опыт? Об этом можно только догадываться.
В какой-то момент перед первертом встаёт необходимость выбирать, что для него более ценно - фетиш или отношения с близким человеком, его чувства. И в момент этого выбора он может встретиться с осознанием, что не умеет любить, что женщина для него - всего лишь инструмент для высекания искр, поддерживающих его внутренний огонь.
Автор: Буркова Елена Викторовна
Психолог, Схема-терапия EMDR КПТ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru