Найти тему
Вячеслав Звягинцев

Был ли Вождь индейцев советским летчиком Иваном Даценко?

Лет двадцать тому назад, когда начинал писать книгу "Трибунал для "сталинских соколов" (М. Терра. 2008), меня долго одолевали сомнения: стоит ли главу об этом летчике помещать в книге? Ведь в других главах книги описываемые истории основывались на архивных документах. А в этом случае – есть лишь предположение о том, что у одного человека было две жизни. В одной он - отважный летчик, Герой Советского Союза Иван Иванович Даценко. В другой - вождь индейского племени могауков в резервации Канаваке по имени "Пронзающий огонь" (Пронизывающий огнем).

Доказать, что советский летчик Иван Даценко и вождь индейского племени - одно и то же лицо, сегодня непросто. Хотя бы потому, что отсутствуют хоть какие-то доказательства пленения Даценко немцами, его последующего ареста сотрудниками «Смерша» после побега и возвращения в расположение советских войск. И все же история эта оказалась настолько захватывающей и потрясающей воображение, что в ходе написания книги решил попытаться в ней разобраться. Сегодня расскажу ее, с некоторыми сокращениями, в той последовательности как изложил ее в свой книге, поскольку за 20 лет каких-то новых данных не появилось...

-2

Иван Даценко родился 29 ноября 1918 года в селе Чернечий Яр (ныне - в Диканьском районе Полтавской области). Учился в школе. В 1937 году окончил Писаревщинский зооветеринарный техникум. В 1940 г. - Чкаловскую военно-авиационную школу летчиков. В действующей армии Иван Даценко - с 22 июня 1941 года. Летал на бомбардировщиках ДБ-3Ф. И летал блестяще. Вот, например, что писал о нем маршал авиации Н.С. Скрипко:

«Открыл счет третьей сотне боевых вылетов экипаж корабля "За Советскую Украину" в составе летчика Героя Советского Союза И.И. Даценко и штурмана Героя Советского Союза Г. И. Безобразова. Они удачно бомбили скопление гитлеровцев на острове Хортица возле Запорожья и нанесли противнику большие потери…»[1].

Впрочем, согласно энциклопедиям и справочникам это - не половина, а вся жизнь Ивана Даценко, оборвавшаяся в воздушном бою 19 апреля 1944 года. Более подробно она отражена в воспоминаниях заместителя штурмана 10-го гвардейского дальнебомбардировочного авиационного полка Героя Советского Союза Н. А. Гунбина. Он, в частности, писал об Иване Даценко:

«Большая физическая сила позволяла ему легко пилотировать довольно тяжелый ДБ-3Ф. Десятки раз ночью водил он свой перегруженный самолет в глубокий тыл противника. Каждый такой полет был испытанием мужества, стойкости, боевого мастерства. И отважный летчик выдерживал все испытания… Но летом 1944 года самолет Ивана Доценко не возвратился с боевого задания. Никто не знал подробностей гибели экипажа, полк ждал его возвращения до самого конца войны»[2].

На самом деле очевидцы гибели экипажа были, и с их слов последние минуты жизни экипажа бомбардировщика в небе над железнодорожной станцией Львов-2 описаны в мемуарах Героя Советского Союза Алексея Николаевича Кота:

«...И вдруг раздался взрыв. Видимо, снаряд, а может, и не один, попал в бензобак. Во все стороны разлетелись, пылающие обломки. Многие из тех, кто был в это время в районе цели, видели эту страшную картину. Hикто из членов экипажа не успел воспользоваться парашютом. Так трагически погибли Герои Советского Союза И.И. Даценко, Г.И. Безобразов, их товарищи радист И.А. Светлов, политработник Н.А. Завирохин»[3].

А.Н. Кот
А.Н. Кот

И все же надежда у однополчан оставалась. Не теряли они ее и в послевоенные годы. А в 1967 году неожиданно появилось первое подтверждение того, что Иван Даценко, возможно, выжил.

В 1967 году в Канаду на выставку «Экспо-67» прибыла представительная советская делегация во главе с первым заместителем председателя Совета Министров СССР Д. Полянским. В ее состав входила группа артистов, в том числе легендарный танцовщик Махмуд Эсамбаев, ставший вскоре народным артистом СССР и Героем Социалистического труда. Программой визита предусматривалась поездка в резервацию индейского племени Канаваке. Детали этой удивительной поездки позднее были описаны в ряде публикаций, но все они - со слов бывшего заместителя директора Кировской филармонии А.А. Семина. Он утверждал, что в 1972 году эту необыкновенную историю ему рассказал Махмуд Эсамбаев во время гастролей в Кирове.

Советской делегации показали экзотические танцы индейцев. Но танцора Эсамбаева удивили не они, а ответ вождя племени на его приветствие. Он неожиданно произнес «Здоровеньки булы!» и пригласил гостя в вигвам, где сказал «жинке», чтобы она несла на стол галушки. В ходе застолья выпили «горилки», «заспивали» песню «Распрягайте, хлопцы, коней» и, согласно некоторым данным, вождь могауков уже тогда не только раскрыл Эсамбаеву свое подлинное имя, но и рассказал о том, как и почему он оказался в Канаде. Похоже, между ними установились доверительные отношения. После возвращения в СССР Эсамбаев прислал вождю набор открыток с видами Украины и получил от него ответное письмо[4].

Есть немало публикаций, в которых утверждается, что Махмуд Эсамбаев сам упомянул об этой истории в одном из своих интервью, опубликованном в начале 80-х годов в журнале «Советский экран», а через несколько лет - еще и газете «Труд». Но потом он стал отказываться общаться на эту тему с прессой, а незадолго до смерти даже опроверг сказанное. Впрочем, актер Игорь Кваша демонстрировал по телевидению стенограмму выступления М. Эсамбаева на Всесоюзном совещании работников культуры в г. Житомире 29 марта 1991 года.

М. Эсамбаев
М. Эсамбаев

Высказывается мнение, что тогда же изучением личности необычного индейского вождя занялись советские «компетентные органы», представители которых наверняка были в составе делегации. И вскоре, судя по некоторым косвенным признакам, вождя индейцев могли идентифицировать с Героем Советского Союза И.И. Даценко. Свидетельством тому является то, что после 1967 года имя Героя убрали из Книги памяти и отменили переименование его родного села Чернечий Яр в Даценковское. Утверждают также, что на этой волне и сам М. Эсамбаев в своих последующих интервью предпочитал уклоняться от назойливых журналистских вопросов, касавшихся его поездки в Канаду.

В 1997 году свое расследование этой необычной истории предпринял журналист газеты «Известия» Эд. Поляновский, который пришел к выводу, что «Пронзающий огнем» и летчик Даценко - разные люди, поскольку сам М. Эсамбаев сказал ему, что индейский вождь по фамилии Даценко действительно имел полтавские корни, но ни одного дня не жил в СССР и в 1967 году ему было всего около тридцати лет…

Между тем, племянница летчика-героя О.В. Рубан написала в редакцию телепрограммы «Жди меня» письмо с просьбой помочь найти своего дядю. На это письмо обратили внимание, поскольку к нему прилагалась пожелтевшая вырезка из газеты с упомянутым интервью М. Эсамбаева. Телевизионщики провели поисковую работу. К сожалению, уточнить у Махмуда Эсамбаева возраст и детали встречи с «Пронзающим огнем» уже не было возможности по причине его смерти. И все же передача об Иване Даценко вышла в эфир 28 января 2002 года. Ее авторы попытались доказать, что именно летчик Иван Иванович Даценко, пропавший в 1944 году, являлся вождем индейского племени. В качестве решающего аргумента было приведено заключение эксперта-криминалиста из бюро судебно-медицинской экспертизы ГУВД Москвы Сергея Никитина, который сопоставил фотографию вождя индейского племени и фотографию летчика И.И. Даценко и констатировал, что "масштабное наложение двух фото позволило установить полную аппликацию основных, неизменных на протяжении жизни параметров лица - спинки носа, линии смыкания губ и контура подбородка», то есть эксперт пришел к выводу, что на обоих снимках изображено одно и то же лицо.

Что касается других доказательств, которые принято называть косвенными, то их немного. К примеру, Герой Социалистического Труда Зинаида Горячко обратила внимание, что вождь индейцев долго не сводил глаз с ее Золотой Звезды и вдруг молча показал пальцем на свою грудь. Горячко решила, что он просит подарить ему свою Звезду. "Нет, нет", – ответила она. И ей показалось, что он, отходя от нее, тихо сказал по-русски: "Жаль…"[5].

З.Д. Горячко
З.Д. Горячко

Как видим, доказательственная база для вывода о том, что индейский вождь был советским летчиком - слабовата - "кто-то где-то что-то слышал". Другими словами - все написанное в публикациях о дальнейшей судьбе Даценко после того, как его подбили 19 апреля 1944 года - это догадки и предположения, не основанные на реальных фактах. По большей части сказанное относится к исследованиям советского дипломата Владимира Семёнова, однополчанина Александра Щербакова, писателя Юрия Зверева и др. С небольшими отличиями, содержание их рассказов сводится к тому, что Иван Даценко смог выпрыгнуть из горящего самолёта. Приземлившись на вражеской территории, якобы, попал в плен. Бежал, добрался до своей части. Был арестован разведкой «СМЕРШ», признан изменником родины, отправлен в Сибирь. Оттуда бежал, добрался до Канады через Аляску...

Трудно сказать - на чем основаны такого рода фантазии. Чего стоит одна лишь фраза из рассказа Ю.С. Зверева о том, что после того, как Даценко, бежав из плена, добрался до своей воинской части - «друзья радовались недолго», поскольку его осудил военный трибунал. Да если бы кто-то из друзей встретил тогда воскресшего из мертвых Ивана, об этом тут же узнал бы весь полк. А значит сохранились бы и дошли до наших дней свидетельства однополчан. Но их нет. Как нет и никаких следственно-судебных документов, о чем уже сказано. Поэтому тайна удивительной жизни в Канаде летчика И.И. Даценко остается неразгаданной...

[1]Скрипко Н.С. По целям ближним и дальним. — Воениздат, 1981, С. 329-330.

[2] Гунбин Н. А. В грозовом небе. — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство,1984, С. 187.

[3] Кот А.Н., Hа дальних маршрутах, Киев, 1983, С. 47

[4]Об этом сообщалось в очерке О. Гилязевой «Следы индейского вождя отыскались в Кирове», электронная версия газеты «Вятский край», 2 февраля 2002 г.

[5]Очерк С. Лицкевич «Луч» судьбы» в газете «Советская Белоруссия» №14, 24 января 2006 г.

Мой Telegram-канал: https://t.me/zabgeroi

Мои книги: https://ridero.ru/books/catalog/?q=Вячеслав%20Звягинцев&offset=0